Рушан Сахбиев, Сбербанк: «У нас было несколько мировых соглашений, которые позволяли «Фону» обслуживать и погашать задолженность. Но…»

Как рассказал, отвечая на вопрос «Реального времени», управляющий «Банка Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев, проблемы в сотрудничестве между крупнейшим банком страны и группой компаний «Фон» начались даже до кризиса 2008 года и могли быть уже решены, если бы компания исполняла условия мировых соглашений. Тем временем долги группы, в счет взыскания которых Сбербанк получит контроль над построенным за счет кредитных средств банка кирпичным заводом, могут быть обеспечены личным поручительством Анатолия Ливады.

«Группа компаний «Фон» перестала обслуживать задолженность»

Сегодня в ходе встречи с журналистами управляющий «Банка Татарстан» Сбербанка России Рушан Сахбиев высказал свою точку зрения по урегулированию ситуации вокруг терпящей бедствие группы компаний «Фон».

— Это задолженность, которая образовалась еще в 2007 году. Банком до настоящего момента было заключено несколько мировых соглашений, которые позволяли группе компаний «Фон» обслуживать и погашать задолженность. Но в связи с тем, что с ухудшением ситуации на рынке группа компаний «Фон» перестала обслуживать задолженность, банк был вынужден принять меры, в том числе принудительного взыскания этой задолженности, — отметил он, отвечая на вопрос «Реального времени».

По словам Сахбиева, в настоящее время все вопросы, связанные с урегулированием этой задолженности, переданы дочерней компании Сбербанка — «Сбербанк Капитал».

— Этой компанией было заключено мировое соглашение с «Фоном». В рамках урегулирования этой проблемы осуществляется в том числе реализация имущества группы компаний, — отметил он.

Напомним, как рассказала на встрече с дольщиками и министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Иреком Файзуллиным финансовый директор «Фона» Диана Ахметзянова, задолженность перед Сбербанком сформирована по строительству кирпичного завода.

— При его строительстве мы располагали собственными средствами в размере 30%. В залог мы дали земли ипподрома (ЖК «Симфония» — прим. ред.), которые мы недавно приобрели. После кризиса 2008 года подписали мировую со Сбербанком и оказались в ситуации, что они не освобождали землю под ипподромом. Мы были вынуждены обслуживать кредит, в какой-то момент получилось так, что не было ДДУ, это не давало возможность нормально иметь ипотечные продукты и регистрировать ваши договоры, — рассказывала Ахметзянова и уверяла, что проблема уже решена на 90%.

По ее уверениям, к концу ноября должны освободиться ипподром и другие залоги, а именно квартиры в Челнах и около тысячи «квадратов» в «Солнечном городе». «Мы ждем решения кредитного комитета, который позволит нам завести инвесторов в первую очередь на «Симфонию», — заявила Ахметзянова.

Напомним, что Сбербанк предлагал забрать кирпичный завод в счет погашения долга за 900 млн рублей. Сейчас стало известно, что завод останется в собственности у «ФОНа», но контрольный пакет в 51% окажется у «сберовской» структуры «Сбербанк Капитал». За «ФОНом» остается право свободного выкупа в течение 8 лет. Тем не менее Ахметзянова подчеркнула, что «если будет острая необходимость, мы его готовы реализовать и направить средства на достройку домов», и подтвердила, что переговоры о продаже уже ведутся.

«Удовлетворение требований за счет средств физлица носит скорее морально-психологический характер»

Тем временем долги «Фона» перед «Сбербанком» могут быть обеспечены не только залогами, но и личным поручительством бенефициара компании Анатолия Ливады.

— В общей практике банковского кредитования в последнее время не только «Сбербанк», но и любой другой банк при реализации сложных структурированных сделок, где мы понимаем, что система корпоративного управления напрямую зависит от одного или некоторой группы лиц — это может быть собственник, генеральный директор, любое другое лицо, которое мы идентифицируем как лицо, оказывающее существенное влияние на бизнес, — в таких случаях поручительства физических лиц, как правило, берутся, — отметил Сахбиев, напомнив пример «ВАМИНа», когда задолженность агрохолдинга перед банком была обеспечена поручительством Вагиза Мингазова.

Впрочем, утверждать определенно, что Ливада выступает поручителем по кредитам «Фона», управляющий «Банка Татарстана» не стал. «Я, к сожалению, не могут сейчас ответить. Но мы прекрасно понимаем, что удовлетворение требований за счет средств физлица носит скорее морально-психологический характер, чем реальный инструмент удовлетворения именно денежной составляющей, и скорее используется банками и дисциплинирует заемщика нести ответственность за те решения, которые могут в конечном итоге привести к невозврату кредита», — рассказал Сахбиев.

Тем временем ситуация вокруг достройки жилых домов «Фона» в Казани и Набережных Челнах продолжает развиваться. «Антикризисный план» спасения некогда процветавшей девелоперской группы реализуется со скрипом — активы застройщика продаются с трудом и с большим дисконтом. «Реальное время» следит за развитием событий.

Евгения Газизова, Сергей Кощеев

Новости партнеров