Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первое здание управления «Татнефти» в Бугульме, начало 1950-х годов

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану, часть 140-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: первое здание управления «Татнефти» в Бугульме, начало 1950-х годов
Фото: предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»)

В 2020 году свой семидесятилетний юбилей празднует один из столпов экономического развития Татарстана — «Татнефть».

К 1950 году в Татарии уже открыли три крупных нефтяных месторождения: Ромашкинское, Миннибаевское и Бавлинское. По ориентировочным подсчетам, промышленные запасы нефти в них составляли 430 миллионов тонн (в ходе дальнейших разведочных работ предполагалось их увеличить, что и было сделано).

На месторождении в Бавлах к 1950 году в эксплуатации находились 10 скважин с общим дебитом 850 тонн в сутки. На Ромашкинском эксплуатировалось шесть скважин с общим дебитом 530 тонн в сутки, причем выявленная нефтеносная площадь, к 1950 году еще не полностью оконтуренная, уже позволяла заложить 300 скважин со средним дебитом 70 тонн в сутки. И, наконец, на Миннибаевском месторождении, открытом в 1949 году, было пробурено пока две скважины общим дебитом 260 тонн в сутки.

Разрабатывать эти месторождения нужно было срочно, а сил и инфраструктуры в ТАССР для этого было недостаточно: не было ни дорог, ни нефтепроводов, не хватало бурового оборудования, кадров и банально домов, чтобы разместить все новые кадры. В итоге 28 апреля 1950 года постановлением Совета министров СССР «О мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР» было решено:

«В целях обеспечения руководства работами по развитию добычи нефти и бурения скважин в Татарской АССР обязать Министерство нефтяной промышленности организовать объединение «Татнефть» с входящими в его состав предприятиями и организациями, согласно Приложению №2». Начальником объединения «Татнефть» был назначен А.Т. Шмарев, главным инженером — В.А. Еронин, главным геологом — М.В. Мальцев. Первое управление «Татнефти» было расположено в Бугульме.

Открытый способ добычи, ночная смена Д.Ш. Дорофеевой, скважина №4027, 1952 год. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»)

В этом постановлении содержалась уникальная информация: за какие-то полтора года в республике должен был развернуться полномасштабный нефтяной промысел.

При этом ни на минуту нельзя было останавливать разведку: на нефтяном месторождении в Ромашкино в 1950 году нужно было пробурить 15, а в 1951-м — 20 разведочных скважин; на Миннибаевском месторождении соответственно, 7 и 12 разведочных скважин.

Количество буровых станков в работе на месторождениях в Татарии нужно было довести с 34 до 75 к 1 июля 1951 года. Для этого в ТАССР нужно было перевести 20 буровых и 4 вышечно-монтажных бригад из других объединений и трестов. Министерство трудовых резервов должно было в 1950 году направить для работы на предприятиях «Татнефти» 4 тысячи рабочих (в первую очередь, их надо было набирать в районах, прилегающих к нефтяным месторождениям, а вот организованный набор рабочих в этих районах для других министерств и ведомств предписывалось запретить).

Всем этим людям нужно было где-то жить: в республике росли новые поселки нефтяников, которые впоследствии образовали сильнейший экономический кластер юго-востока Татарии. Интересно, что возводить сборные деревянные дома (первые бараки, в которых жили татарские нефтяники) поручили трем разным министерствам: 65 тысяч «квадратов» бараков должно было предоставить министерство внутренних дел, 20 тысяч — министерство нефтяной промышленности и еще 25 тысяч — минлесбумпром.

Бригада Н.Ф. Ефимова у буровой, 1950 год. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»)

Для того, чтобы обеспечивать месторождения энергией, министерству электростанций (было и такое!) предписывалось расширить Уруссинскую электростанцию, увеличив ее мощность на 50 тысяч кВт, и ко второму кварталу 1951 года закончить строительство ЛЭП до Новой Письмянки протяженностью 80 километров.

Министерство путей сообщения должно было в третьем квартале 1951 года ввести во временную эксплуатацию железную дорогу Бугульма — Новая Письмянка, а еще до 1 августа 1950 года оно должно было разработать генеральную схему развития железнодорожных путей в ТАССР.

Министерство внутренних дел должно было построить ряд автомобильных дорог: 75-километровую трассу Новая Письмянка — Ромашкино, 70-километровую дорогу Новая Письмянка — Альметьево и к 1951 году — 75 километров внутрипромысловых автодорог.

А вот каким был перечень предприятий и организаций, созданных в составе объединения «Татнефть»: нефтедобывающие тресты «Бавлынефть» и «Бугульманефть», буровой трест «Татбурнефть», СМТ «Татнефтепромстрой», проектная контора «Татнефтепроект», дорожная строительно-ремонтная контора, автотранспортная контора, центральная научно-исследовательская лаборатория, контора связи, контора материально-технического снабжения «Таттехснабнефть», учебно-курсовой комбинат и жилищно-коммунальная контора.

Строительство буровой вышки, 1954 год. предоставлено realnoevremya.ru из фондов Музея нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»)

Базой для создания треста «Бугульманефть» (ныне это НГДУ «Лениногорскнефть») послужило Первое нефтегазодобывающее управление республики — Шугуровский укрупненный нефтепромысел, образованный, как мы помним, в 1945 году. Так что «Лениногорскнефть» отмечает в наступившем году 75-летие.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Музей нефти (НГДУ «Лениногорскнефть» ПАО «Татнефть»).

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru

ОбществоИстория Татарстан ТАТНЕФТЬ ИМ. В.Д. ШАШИНА

Новости партнеров