«Конец киммерийской гегемонии в Малой Азии положили скифы»
Колонка украинского историка о древних кочевниках Евразии. Часть 1
Ярослав Пилипчук продолжает цикл публикаций в «Реальном времени», рассказывающих о ключевых периодах тюркской истории. Свою сегодняшнюю колонку украинский историк посвятил этногенезу и миграциям киммерийцев и скифов.
Черногоровцы и новочеркасцы
Одним из наиболее интересных аспектов истории кочевых народов Восточной Европы являются миграции. Вопросами истории киммерийцев занимались М. Артамонов, С. Махортых, А. Тереножкин, А. Иванчик. История миграций скифов интересовала многих исследователей, среди которых — И. Медведская, Т. Райс, М. Скржынская, А. Хазанов, И. Куклина, М. Дандамаев. Вопросами этнической истории ранних кочевников занимались Э. Грантовський и Р. Шмитт. Попытаемся провести анализ исторической географии походов киммерийцев и реконструкции этнической карты скифов-саков в западноевропейских степях.
Сведения ранних древнегреческих источников часто были невыразительными и полумифическими. Гомер указывал, что киммерийцы жили в близкой к северу стране, где всегда царят сумерки, тьма и оттуда недалеко до океана. Боспор Киммерийский считался окраиной ойкумены. В Схолиях к сочинению Гомера указывалось, что иногда киммерийцев называли кербериями. У Геродота про них сказано лишь то, что от них получил название Боспор Киммерийский и, отступая под давлением скифов, они перешли через горы Кавказа к реке Галис. Есть разные гипотезы касательно отождествления киммерийцев и скифов с определенными археологическими культурами.
М. Артамонов считал киммерийцвв носителями катакомбной культуры, а скифов — ямной. Д. Раевский считал киммерийцев носителями раннескифской археологической культуры. Сейчас это мнение разделяет А. Иванчик. А. Тереножкин предполагает, что киммерийцы были представлены носителями двух групп — черногоровской и новочеркасской. А. Лесков считал, что черногоровцы — это киммерийцы, а новочеркасцы — скифы. Н. Челнова придерживалась противоположной точки зрения. С. Тохтасьев отмечал, что пока невозможно отождествить киммерийцев с определенной археологической культурой или группой памятников. Теория М. Ростовцева о фракийском происхождении киммерийцев не соответствует историческим реалиям.
Э. Грантовский предложил реалистические реконструкции имен киммерийских вождей на базе иранской традиции. Аккадским вариантам имен Теушпа, Дугддами, Сандакшатру соответствует Чишпиш, Дугдамаеши, Чандракшатра. Чандракшатра — это владеющий сияющей властью, а Дугдамаеши — тот, кто владеет дойными овцами. Имя Чишпиш встречалось у древних персов. И. Дьяконов считал, что имя Сандакшатра идентично персидскому Артексерс и переводится как власть бога Санду.
Самоназвание киммерийцев очевидно звучало как гимер или гимир. Г. Хольцер обратил внимание на ряд слов в балтских и славянских языках, которые отклонялись от системы, и связывал их с киммерийцами. В любом случае язык киммерийцев был одним из древних индоевропейских и предположительно принадлежал к древнеиранским. Скифы были соседями киммерийцев. Внешне — это европеоиды. В общем, в археологическом отношении сложно отделить киммерийцев от скифов. После завоевания скифами киммерийских владений киммерийцы влились в состав близких к ним скифов.
Куда более детальны и точны сведения древневосточных источников, но И. Дьяконов указывал на одну важную проблему. Гиммиру в аккадских текстах — это не конкретный народ, а просто кавалерийский отряд, который был, скорее всего, набран из кочевников. В Библии же упоминание о киммерийцах сохранилось в легендарной генеалогии народов. Там Гомер (киммерийцы) назван сыном Яфета и указано, что он жил после Потопа (3264 р. до н. э.). От него происходил Ашкеназ, которым Иеремия угрожал Вавилону. Йосиф Флавий в «Иудейских древностях» отмечал, что греки называют их галатами, он же называл их гомарейцами. Сведения евреев о киммерийцах не менее туманны, чем у греков, и с киммерийцами древние евреи не имели связей. Каппадокию армяне обозначали как Gamarik, то есть как землю киммерийцев.
В ассирийских документах был упомянут киммерийский вождь Дугдамме. Он титулировал себя пышным титулом царь мира. В 714 году до н. э. киммерийцы появились в районе озера Севан, и царь Урарту Руса І был вынужден отправить против них войско. В «Анналах Асархадона» указано, что на второй год правления Ассархадона ассирийцы устроили побоище в стране Будуа и в стране киммерийцов Кушехну. В «Призме А» Асархадона указано, что Асархадон победил войско киммерийского царя Теушпы. В 679 году до н. э. упоминался военачальник гиммири, который заключил договор о покупке у Ниневии. Еще также указано, что войско Теушпу-гиммири, правителя Умман-Манды, было побеждено в местности Хубушна.
Вскоре по следам киммерийцев на Ближний Восток пришли скифы. Еще Асархадон спросил оракула бога Шамаша, что ему делать и не вторгнутся ли ишкузайа (скифы) из Маннеи в поселения Харраниа и Анисуския через перевал Хубушна. Белушезиб в письме Ассархадону пересказывал скифское видение истории киммерийцев. Он указывал, что они племя беглецов и что их слова — это простая бравада. Указывалось, что ассирийцы выступили в поход на Манну. Также про гиммири писал принц Ашшурбанапал, который советовал царю Асархадону встретиться с Йазы и переговорить о них. Интересно отметить, что ассирийцы наложили на киммерийцев дань людьми. Ассирийская конница пополнялась киммерийцами. Так, после поражения Теушпы в ассирийских аккадских документах упоминается командир конницы Ишди-Харран. Он возглавлял отряд киммерийцев-рабов, игравших в бит-ассири роль, аналогичную тюркским мамлюкам в мусульманском мире в средние века.
Побежденные скифами
В ассирийских аккадских документах сообщалось также и о событиях в Малой Азии. Указывалось, что Гуггу (Гиг) царь Лудду (Лидии) стал вассалом ассирийского царя Ашшурбанапала и с того времени покорил гиммири. Два их вождя были закованы в колодки и отправлены к ассирийцам. Но они, после того, как лидийский царь заключил антиассирийский союз с египетским царем Пишамилку (Псаметихом), восстали против него. Об этом сообщалось в надписях на «Цилиндре Рассама» и на храме Сина Харранского. Ашшурбанапал обращался к оракулу бога Шамаша с вопросом: не рискованно ли воевать против гиммири. В «Гимне Мардуку» Ашшурбанапал упоминал о том, что Тугдамме, сын Сандакшатру, вынуждает ассирийцев идти на запад за море. Ассирийский царь поклялся победить этого киммерийца.
В 671—669 годах до н. э. восточная часть киммерийцев принимала участие в восстании Каштарити. В 641 году Дугдамме был побежден ассирийцами и погиб в бою. В 640—639 годах до н. э. киммерийцы отступили в свою страну. Получив отпор на востоке, киммерийцы двинулись на запад и разбили фригийцев. По предположению М. Артамонова и И. Дьяконова, в 676—674 годах до н. э. киммерийцы вместе с Урарту победили фригийцев. В период 665—660 годах до н. э. Гиг с помощью ассирийцев одержал победу над киммерийцами. Гиг не был из царского рода Лидии, но положение полководца позволило ему захватить престол. Для того, чтобы эфективно противостоять киммерийцам, лидийцы реорганизовали свою конницу.
Ассирийский астролог Аккулан писал своему царю о угрозе от гиммири в 657 году. И. Дьяконов предполагал, что в победе над киммерийцами принимали участие скифы как союзники ассирийцев. Киммерийцы представляли большую угрозу для Ассирии в 670-х годах, поскольку фиксировались в Иране, Урарту и в Киликии, до того в конце VIII века они находились к северу от Урарту.
Киммерийцы, побежденные скифами в северокавказских степях, были вынуждены спасаться бегством, перейдя Кавказские горы и двигаясь вдоль побережья Черного моря. Киммерийские памятники были найдены в Триалети в Грузии. Д. Лэнг указывал, что около 730 года до н. э. киммерийцы вторглись в Колхиду. По мнению И. Дьяконова, в 722—714 годах до н. э. они опустошили урартскую провинцию Куриант. А. Иванчик датирует поход киммерийцев на Урарту 715—714 годами до н. э., то есть временем, когда урарты были заняты войной на юге против ассирийцев и не могли оказывать достойный отпор киммерийцам на севере.
В письме Ашшурицуи указано, что киммерийцы нанесли урартам два поражения. После первого из них урарты бежали в область Гуриани и там были реорганизованы. Необходимо отметить, что перед этим урарты воевали в стране Гаммира. Синнахериб сообщал, что за первыми доступными ему данными, войско Урарту было побеждено, конница рассеяна, а один из правителей провинций был убит. Габбу-ан-Ашшур сообщал о гибели девяти урартских военачальников, бегстве урартского царя и выборе нового царя. Синнахериб, подытоживая, отмечал, что Туртан и два правителя провинций были захвачены в плен, одиннадцать правителей провинций отвели свои войска, царь находился в области Уазаун (Уиши вблизи Урмтт). В Урарту это поражение вызвало панику, урарты боялись ассирийского вторжения.
Около 675 года до н. э. киммерийцы вместе с фригийцами угрожали правителю Мелида, который был вассалом ассирийцев. В 679—678 годах до н. э. киммерийцы атаковали Ассирию, но потерпели поражение. В этой войне погиб царь Теушпа. В 670 году до н. э. киммерийцы угрожали ассирийскому господству в Шубрии. Разгром ассирийцами Манны в 660—659 годах до н. э. привел к переселению части скифов западнее и обусловил их вторжение в земли на запад от Урарту, что привело к новому конфликту со скифами, на базе чего у эллинов возникла легенда о непримиримой борьбе скифов с киммерийцами.
Возглавлял скифов Бартатуа (Партатуа, производное от авестийского Парадата), сын Ишпакая (скифское имя Аспак или иранское Spaka). Необходимо отметить, что киммерийцы вступили в союз с фракийским племенем треров, которое проживало в Малой Азии. На закате своей истории киммерийцы таки смогли победить лидийцев, и в битве с ними погиб Гиг. Киммерийцы осуществляли нападения и на Урарту. Конец киммерийской гегемонии в Малой Азии положили скифы. Максимум чего достиг лидийский царь Гиг, так это то, что киммерийцы на некоторое время выбрали другой объект для своих набегов.
Три периода владычества
История Лидии, конечно, куда более детально была освещена в греческих источниках. Дугдамме у них назван Лигдамис. Причиной переселения скифов Геродот назвал вражду между скифами и мидийцами. Кроме того, он приписал скифам то, что те не делали, в частности, войну египетского фараона Сесостриса против скифов, 28 лет доминирования на Ближнем Востоке и походы на Палестину. Геродот приписал эти свершения скифскому царю Мадию (производное от авестийского Манту). Ассирийские аккадские и древнееврейские источники полностью опровергают эти данные древнегреческого историка. Но сведения Геродота о войне египтян со скифами без критики были переняты Феопомпом, Аристотелем, Дикеархом, Апполонием Родоским, Диодором Сицилийским, Помпеем Трогом, Аррианом, Мегасфеном, Валерием Флакком, Плинием, Иоанном Малала.
Сведения о пребывании киммерийцев в Европе обрывочны. Страбон сообщал, что киммерийцы нападали на Ионию и Эолию. При этом он путает киммерийцев с фракийским племенем треров. Указано, что вождь киммерийцев Лигдамис погиб в Киликии (смерть Дугдамме в этом регионе находит подтверждение в ассирийском источнике). Аристотель упоминал о киммерийском поселение вблизи от Антандрома в Западной Мезии. Плутарх указывал, что с Лигдамидом в Малую Азию переселились беженцы и бунтовщики, а их основная масса живет у внешнего моря в лесистой стране.
Лигдамису приписывается нападение на город Батенитиду. Этот набег киммерийцев затронул не только Лидию, но и Ионию. Каллин указывал, что в 644 году до н. э. киммерийцы взяли Сарды, когда там правил Ардис. Архилох считает, что киммерийцы взяли город, когда там правил Гиг. Каллисфен упоминал о том, что киммерийцы два раза брали Сарды. В Перипле Понта Эвксинского упоминалось, что город Синоп населяли греки. Милетец Хаброн был убит во время нашествия киммерийцев. Сой и Кретин после этого отстроили город.
Полиэн приписывал лидийскому царю Аллиату изгнание киммерийцев из Азии. Его сведения подтверждались Геродотом и Николаем Дамасским. Аристей Проконесский упоминал об исседонах, киммерийцах и скифах, но не локализовал местоположение скифов и исседонов. События, связанные с киммерийцами, локализованы на побережье Средиземного моря. Страбон упоминал об опустошении киммерийцами земель магнетцев, которые жили на Меандре. Архилох же прямо о киммерийцах не говорил. Арриан локализовал киммерийцев в Гераклее. Домиций Каллистрат отождествлял Мариандидов с киммерийцами.
В «Вифиниаке» Арриан сообщал, что фракийцы жили не только в Европе, но и в Азии. Они переселились в Вифинию и выгнали оттуда киммерийцев. По данным Страбона, жители Эфеса, Колофона, Магнесии в союзе с лидийцами воевали против киммерийцев. Сказано также, что лидийский царь не выдал мидийцам Киаксара тех скифов, которые бежали на запад Малой Азии. Каллимах сообщал, что киммерийцы взяли Эфес и глумились над греческими богами, за что боги их и наказали. Помпей Трог предполагал второй период доминирования скифов в Азии и упоминал при этом скифского царя Сколопита, о котором не сообщал Геродот. Имя правителя происходило от самоназвания скифов. О третьем периоде доминирования скифов в Азии было упоминание у Юстина, но содержание источника до нас не дошло. Во второй гегемонии скифов в Азии врагами скифов названы их рабы. Эта версия была у Геродота и Полиэна. Диодор Сицилийский сообщал, что скифы, оставив свою родину, двинулись в Европу и пришли в Фракию, а в Азии дошли до Египта. Курций Руф указывал, что скифы сказали Александру Македонскому, что они в древности победили сирийского царя, а затем — персов и мидийцев, после чего им открылся путь в Египет.
На самом деле рассказы о первом и втором владычестве скифов в Азии относятся к двум разным территориям — Передней Азии и западноевразийским степям. Доминирование над Передней Азии датировано поколением (25 лет) плюс 3 года, а поход против прежних рабов 8 годами. При этом сведения о Передней Азии, по мнению А. Иванчика, имеют место в мидийской традиции, а о событиях в степи повествовала скифская эпическая традиция. Впервые эти две версии были упомянуты Геродотом.
Базой для набегов скифов на киммерийцев очевидно было царство скифов в Шакашени на территории Южного Кавказа. Преследуя киммерийцев, скифы прошли через Дарьяльский и Дербентский перевалы. Скифское царство в прикаспийских землях вступило в контакт с Ассирией и находилось в союзе с ней и до падения Ассирии. Когда же вавилоняне и мидийцы разгромили ассирийцев, скифы перестали играть заметную роль в политике Передней Азии. До скифского вторжения киммерийцы поддерживали хорошие отношения с племенами кобанской и чернолеской культуры, а также с протомеотами.
Геродот называл скифов выходцами из Азии. Он искусственно объединил два разных сообщения в одно. Можно предположить, что царь скифов Спаргапиф не принадлежал к династии правителей скифского царства на Южном Кавказе. Его потомками были Лик, Гнур, Иданфирс. Он возглавлял восточноевропейских скифов, которые должны были завоевать просторы причерноморских степей.
Окончание следует
Справка
Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кыпчак в XIII веке».
комментарии
В одном из древнеперсидских источников скифов называют туранским народом, но возможно были и ираноязычные, об этом тоже есть сообщения в древних источниках. Мы же не тянем одеяло на себя, будем по-взрослому рассуждать.
Абсолютно всё в мире - создано татарами.
Они только сами для себя - ни черта сделать так и не смогли.
Но как всегда свою позицию не показал читателю.
Кто же такие киммерийцы и скифы? Чьи они потомки и чьи они предки? Почему Пилипчук не пишет свое мнение, он же историк, а не летописец?
Ждем-с продолжения. Интересно.
"Арийская доктрина" это рождённая в недрах определённых западных кругов идеология для зомбирования своих подданых. С таким же успехом мир принадлежит евреям. Реально же, окончательно, мир не принадлежит никому, кроме бога.
Через лет 50-70 вся ваша Европа и Америка станут в лучшем случае туристическими уголками высокоразвитых стран Азии.
Китай уже давно обогнал Америку.
Вся мощь Америки держится только на непомерном печатании бумажек, которых называют долларами.
Что касается рас и народов, ни одна раса, ни один народ не выше и не ниже другого.
"Скифы отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги… Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле [обитатели] похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин. [Всё] скифское племя — рыжее."
Вылитые татары!
ОТЕЦ ИСТОРИИ описывает скифов, как народ не похожий на персов во всем - язык, обычаи, образ жизни, менталитет.
Повышайте свой уровень интелекта и читайте исследования настоящих историков, а не академиков-физиков.
Исследование указанного ученого и других учёных с мировым именем пока никем не опровергнуты.
Да, вот скифы снимали скальпы со своих убитых врагов, персы, интересно снимали? В Эрмитаже выставлена мумифицированная голова тюркского воина со следами чекана, описывается как это практиковалось, выставлено седло, у которого в виде бахромы стилизованные изображения голов, либо скальпов.
1) народ-конник - очень важная особенность: массовая езда на коне с раннего детства и умение воевать на коне.
2) житье в юртах,
3) захоронение в курганах,
4) традиция ставить балбалы (каменные бабы),
5) массовое употребление конины и кумыса,
6) конные виды спорта,
7) древняя традиция разведения коней,
8) звериный стиль в искусстве,
9) одежда,
10) тактика ведения войны.
Это античная история тюрков. Просто термина "тюрки" тогда еще не было.
Чуваши тоже потомки скифов, потомки хазар и булгар!
П.Я.М.
Или у крымских татар где R1a, которая преобладала у скифов?
Так что не все так однозначно, как вам кажется.
Или у крымских татар где R1a, которая преобладала у скифов?/
Гаплогруппы R1a и R1b родные братья, происходят от предковой гаплогруппы R1(~22 тыс. лет назад), все появились южнее Байкала (Большой Алтай), двинулись в Европу R1a северным путём R1b южным, R1b через Пиренеи и Гибралтар попали в Европу, стали теснить R1a и подтолкнули их к миграции в Индостан и Иранское нагорье (индоевропейцы). Алтай как прародина фиксируется тюркским эпосом, какая прародина у индоевропейцев - Карпаты, Триполье, какой у них эпос? На просторах Евразии преобладают R1a и R1и в разных вариациях.
— Откуда они шли? С Балкан?
— Похоже, что с Балкан. Это не совсем еще понятно. Но они шли явно из Европы, видимо, с Балкан. Они шли на восток. В ходе этого движения они образовали Z280 и Z93. Z280 — это северная часть примерно от Беларуси до Урала. А Z93 — южная часть. Так получилось, что одни пошли туда, другие — туда. Группа Z93 двигалась по лесным и лесостепным территориям, дошла до Урала через Среднюю Азию, она пошла в Индию, Иран, Китай, на Ближний Восток и стала алтайскими скифами. Это все родственники татар( Булгар), более близкие, чем русские, поскольку они все Z93. Хотя все происходят от общего предка, но татары( Булгары) на шаг ближе как раз к тем самым, которые передвигались. Враги бы сказали, что русские были ленивы, сидели на одном месте на севере и никуда не передвигались. А Z93 прошли гигантский путь, видимо, они были более пассионарные по какой-то причине. Вот от них татары(Булгары) и произошли, потому что у них доминирует Z93. Когда дошли до Алтая, они стали скифами, так их назвали историки. Затем они пошли обратно, стали кочевниками, от них образовались и киргизы. Это огромная пассионарная группа, именно они создали Иран и персов, они создали древнюю Сирию. В Сирии было Митаннийское царство, это тоже были Z93. В Иране — Z93, в Индии высшие касты — Z93, киргизы, таджики и пуштуны — Z93.
То есть Z280 остались выше, они продвигались на Балтику — появились балтийские славяне, у них был свой ареал, они ходили на юг, в Адриатику. Венеты и венеды — это все Z280. Поэтому получилось, что русские, поляки, украинцы, белорусы, чехи, словаки и другие — это огромный ареал Z280. У них была самая первая фатьяновская культура — это фактически древнерусы. Так что Z280 и Z93 — две параллельные ветви, они практически не пересекались.
( Клесов: ошибка норманской теории, происхождение русских, татар, башкир)
А. Клесов
Ну вот агглютинативные языки древнее флективных, фузионных, например, у айнов чуть ли ни 10-12 тысяч лет назад возник, в Африке тоже есть древние агглютинативные языки. Западные учёные, а за ними и российские будут говорить про приоритет индоевропейских(протоиндоевропейских) языков, у них ведь доктрина тюркского языка как молодого и неисторического. Так что их выводы надо делить на два, как минимум.
Admix Results (sorted):
# Population Percent
1 NE_Europe 38.86
2 West_Asia 25.08
3 Siberia 12.84
4 SW_Europe 10.07
5 South_Asia 5.9
6 Americas 4.12
7 NE_Asia 3.13
Single Population Sharing:
# Population (source) Distance
1 Tatar 13.17
2 Chuvash 17.33
3 Aluet 21.4
4 Tadjik 22.45
5 Nogay 23.49
Admix Results (sorted):
# Population Percent
1 NE_Europe 47.19
2 West_Asia 24.04
3 SW_Europe 13.65
4 Siberia 6.75
5 South_Asia 3.11
6 Americas 3.02
7 NE_Asia 1.25
8 SE_Asia 0.98
Single Population Sharing:
# Population (source) Distance
1 Tatar 13.67
2 Chuvash 18.02
3 Mordovian 18.65
4 Moldavian 20.39
5 Ukrainian 20.91
Admix Results (sorted):
# Population Percent
1 NE_Europe 51.67
2 West_Asia 16.44
3 SW_Europe 15.82
4 Siberia 12.2
5 Americas 3.87
Single Population Sharing:
# Population (source) Distance
1 Tatar 11.14
2 Chuvash 11.83
3 Mordovian 11.93
4 Russian 15.54
5 Aluet 15.65
Using 1 population approximation:
1 Tatar @ 14.583388
2 Chuvash @ 21.061611
3 Mari @ 22.842422
4 Afghan_Turkmen @ 23.346781
5 Nogay @ 26.150249
6 Uzbeki @ 26.662830
7 Aghan_Hazara @ 29.126190
8 Moldavian @ 29.428646
9 Tadjik @ 30.084274
10 Uygur @ 30.553617
11 Kargopol_Russian @ 30.629723
12 Erzya @ 30.849771
13 Hungarian @ 31.214993
14 Ukrainian_Lviv @ 31.307230
15 Croatian @ 31.355104
16 Shors @ 31.658257
17 Hazara @ 31.841177
18 Serbian @ 32.484200
19 Ukrainian_Belgorod @ 32.491692
20 Ukrainian @ 32.657677
Using 1 population approximation:
1 Tatar @ 20.448389
2 Nogay(kuban) @ 26.107395
3 Tadjik @ 26.292097
4 Moldavian @ 28.399504
5 Afghan_Turkmen @ 28.532135
6 Chuvash @ 28.803125
7 Hungarian @ 29.209324
8 Croatian @ 30.250839
9 Serbian @ 30.661474
10 Tabassaran @ 30.859512
11 Austrian @ 31.006783
12 Ukrainian_Lviv @ 31.031282
13 Romanian @ 31.324175
14 East_German @ 31.537865
15 Afghan_Tadjik @ 31.558739
16 South_Polish @ 31.916679
17 Mari @ 32.007210
18 Uzbeki @ 32.136360
19 Ukrainian_Belgorod @ 32.536568
20 Aghan_Hazara @ 32.628681
----------------------------------------
Чем меньше число у у вышеперечисленных современных народов , тем они ближе К СКИФАМ .
Как видим у Татар ЧИСЛА показыввающие ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РАССТОЯНИЯ МЕНЬШЕ ВСЕХ .Это означает что ГЕНЕТИЧЕСКОЕ расстояние от Скифов до ТАТАР САМОЕ БЛИЗКОЕ среди остальных народов .
Те народы , которых нет в списках , ГЕНЕТИЧЕСКИ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ
чем вышеназванные народы , кроме ПАМИРСКИХ НАРОДОВ .
Анонимно 12:35
Народы, которые претендуют на скифское наследие, должны обладать всеми скифскими особенностями массово, а не в виде единичных случаев:
1) народ-конник - очень важная особенность: массовая езда на коне с раннего детства и умение воевать на коне.
2) житье в юртах,
3) захоронение в курганах,
4) традиция ставить балбалы (каменные бабы),
5) массовое употребление конины и кумыса,
6) конные виды спорта,
7) древняя традиция разведения коней,
8) звериный стиль в искусстве,
9) одежда,
10) тактика ведения войны.
Это античная история тюрков. Просто термина "тюрки" тогда еще не было.
Ответить
-----------------------------------------------------------------------
Скифы жили очень давно и их основные потомки давно перешли в оседлость и забыли что такое юрта , захоронения в курганах ушло в прошлое из за принятия их потомкми Ислама и Христианства , кумыс большая часть пототмков также перестала употреблять из перехода в оседлось . Одежду потомки скифов многократно сменили , такикам ведения войны также ушла в прошлое
----------------------------------------
По этому генетическую ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ современых народов ОТ СКИФОВ реально определяют лишь ГЕНЕТИКА И АНТРОПОЛОГИЯ
Эти науки дали ответ--ТАТАРЫ самые близкие РОДИЧИ СКИФОВ
Эти науки дали ответ--ТАТАРЫ самые близкие РОДИЧИ СКИФОВ/
Символизм в искусстве (орнаментальный символизм) и др. ещё могут быть признаками родства.
От мари скифский компонент перешел также чувашам ..Чуваши кроме этого получили дополнительный скифский компонент от гуннов-савиров .
ОНИ ИРАНЦЫ .
Скифы - ИЗНАЧАЛЬНО восточные иранцы ..Но значительная ИХ часть их , в более поздний период , когда они стали - аланами , булгарами ,хазарами и т.д. -СМЕНИЛИ ИРАНСКИЙ ЯЗЫК НА ТЮРКСКИЙ и стали ТЮРКАМИ
юркские и монгольские кочевые племена использовали ряд похоронных ритуалов. Кроме погребения и кремации они оставляли тела умерших на деревьях. К 628 г. н.э. ситуация изменилась. В «Анналах Суэй» указывается, что тюркские кочевые племена изменили похоронные обряды и начали использовать погребение вместо кремации.
Некоторые могилы оставались неотмеченными. Самый известный подобный случай ― могила Чингисхана. Другие захоронения видны, на их месте устанавливали стелы или каменные бабы (балбалы).
К X веку количество каменных баб, особенно в степях Центральной Азии, начало резко снижаться. Это связывают с приходом ислама, который запрещает изображения человека. Тем не менее каменные бабы, сделанные в предыдущие века, сохранились до наших дней как наследие доисламского прошлого региона.
Ура ! Генетика наука доказала - скифы предки татар и чуваш ! Гип-гип, ура, ура, урааааааааааааааааа !
Обнаружилась интересная тенденция и об этом же на Родстве написал Игорь Рожанский : заметное количество образцов древних кочевников (саков,скифов,сармат) железного века относятся к кластеру R-S23592, который присутствует у ТАТАР Поволжья.
Sample ID Population Age BP YFull haplogroup YFull tree
DA56 OutTianShanSaka 2049 R-S23592 R-YP1555*(саки-скифы)
DA13 CentralSaka 2577 R-YP1456 R-YP1548*(саки-скифы)
DA16 CentralSaka 2564 R-YP1456 R-YP1456(саки-скифы)
DA100 TianShanHun 1629 R-S23592 R-S21872*
DA101 TianShanHun 1701 R-YP1456 R-YP1455*
DA385 TianShanHun 1466 R-S23592 R-YP1456*
DA206 Kangju 1689 R-S23592 R-S23592(кангюйцы-аланы)
DA243 Alan 1533 R-S23592 R-YP1558*(аланы)
Из прошлогодней статьи :
I0563 Pazyryk_IA 4th–3rd c. BC R1a1a1b2 R-S23201(саки)
I0577 AldyBel_IA 7th–6th c. BC R1a1a1b R-YP1456*(скифы)
Татары R-Y52
Sample ID Population Region Age BP YFull haplogroup YFull tree
DA134 Sarmatian Caspian steppe 1933 R-Y52 R-Y52
chy002 Late Sarmatian Cherniy Yar 65 - 220 CE R1a1a R-Y52
Здесь наглядно видно: поволжские ТАТАРЫ и САРМАТЫ имеют общий субклад R-Z2122 Y52. У скифов , саков , гуннов этот субклад пока не обнаружен.Приняв во внимание , что этногенез татар Поволжья начался в 9 веке , в период Салтово-Маяцкой культуры их предков, которая является продолжением скифо-сарматской и учитывая , что антротипы классических сармат и булгар имеют близкое морфологическое сходство ,а также их археологические культуры имеют близость, смею предположить , что субклад R1a1a R-Y52 татары Поволжья получили от булгар , которые имеют САРМАТСКОЕ происхождение.
Напоминаю , что историки и лингвисты долгое время считали алан сарматами , хотя с этим утвержденим не соглашались антропологи и археологи ,которые подчеркивали , что их антротипы и археологические культуры существенно разные.Результаты генетических исследований показали ,что сарматы и аланы имеют разное происхождение , хотя между ними и есть некоторое родство.
---------------------------------------------------------------
Татары генетически родичи как скифо-саков и алан , так и сармат .
Что же до татар, то у них эта гаплогруппа (древних скифов) составляет не половину генофонда, как у русских, а примерно четверть.
Но вот получили они ее с запада (от славян) или с востока (от алтайцев), пока мы не знаем. Со временем генетика ответит и на этот вопрос.
Олег Балановский
А правда, что в Европе преобладает R1b, встречается в Башкирии и даже есть в Африке - в Камеруне.
Наверно они любили грызть что-нибудь и оттуда получили свое самоназвание – грызущий. Во всех тюркских языках кимерле – грызущий. Скифы были тюркоязычными, наверно они их так и называли.
Ведь город Кемерово получил название от татарского кумер-күмер, что означает уголь. может быть они вышли оттуда.
Эти имена звучат чисто по татарски. Бартатуа (Бар+да+туа) – «все уродится» будет по татарски, т.е. все будет у этого ребенка, если посмотреть как Барда+туа, тогда это на татарском будет: родился в некотором местечке с название Бар.
Ишпакай (Иш+Пакай (Бакай,) может быть Бакый, у татар есть имена и Бакай, и Бакый), значит некому Пакаю (Бакаю, Бакай по татарски – человек с широко раскрытыми глазами, если посмотреть форму Бакый – то это вечный, в смысле этот ребенок жить будет долго, почти вечно). Компонент «Иш» у татар широко распространено: Ишбулат, Ишдавлет, Иштуган и т.д. К любому татарскому имени можно добавить компонент Иш и получится новое имя. Иш дословно означает – «пара». Значит этот ребенок стал парой какому-то Булату, Давлету и т.д. Слово Иш имеет смысл также и «соответствующий». «под стать». В таком смысле имя Ишбулат будет означать, что этот ребенок будет как и некий Булат.
Вообще, утвержедение «скифы были ираноязычными» – спорное утверждение. Например, все известные имена скифов звучат чисто по татарски; Таргытай, Колаксай и т.д. Например Колаксай в переводе с татарского будет просто - Ушастый.
А почему у нас все приписывают к индоиранцам, непонятно. Что общего между словами Мадий и Манту?
А почему не татарскон Мадей?
У татар есть языческое имя Мәди, Мәдей, что дословно означает: «Скажет На» (Скажет, на, бери). Родители так нарекали ребенка, чтоб он был щедрым.
Та гаплогруппа, которая в Европе характерна для славян (хотя встречается и у других европейцев), очень часта также в... Индии. Эта гаплогруппа родилась тысячи лет назад и была очень частой у предков скифов.
Что же до татар, то у них эта гаплогруппа (древних скифов) составляет не половину генофонда, как у русских, а примерно четверть.
Но вот получили они ее с запада (от славян) или с востока (от алтайцев), пока мы не знаем. Со временем генетика ответит и на этот вопрос.
Олег Балановский
Ответить
-----------------------------------------------------------------------------
Речь идет о гаплогруппе R1`a ...
Tсть статистика по этнических русских (не, современных)
R1a unknown 1.3%
R1a M458+ CTS11962- L260- 0.2%
R1a M458+ CTS11962+ 6%
R1a M458+ L260+ 2.2%
R1a Y17491+ 0.2%
R1a Z284+ (викинги) 0.4%
R1a Z280+ CTS1211+ Y35+ 23.5%
R1a Z280+ CTS1211+ YP1019+ 0.6%
R1a Z280+ CTS1211+ YP1034+ 0.6%
R1a Z280+ CTS1211+ YP343+ 1.1%
R1a Z280+ Z92+ Y4459+ "венеды" 11.7%
R1a Z280+ Z92+ Z685+ "нёвры" 2.2%
R1a Z93+ 1.3%
всего R1a 51.4% (выборка 463 человека 67 маркерные и более гаплотипы, однофамильцы родственные исключены)
п.с. сделал подарок от себя, выделил субклады чей удельный вес в два раза больше чем у других братских народов - т.е. более характерен: красный - для русских, зеленый - для белорусов, желтый для украинцев
----------------------------------------------------------------------------------
У гаплогруппы R1a лишь субклад Z-93 встречается у СКИФОВ .
У русских этого , скифского субклада мизерно мало.Всего 1,3 %
У татар от 9 до 14 %
В то же время субклады R1a , которые есть у русских - У СКИФОВ И САРМАТ -НЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ..
Но в то же время НЕ ВСЕ ЛИНИИ субклада Z-93 связаны со скифами..Они встречаются у арабов , еврееев , индусов и тд
А вот касаемо татар выяснилось , что у них все линии субклада Z-93 связаны со скифами и сарматами .
Также важно знать что у скифов и сармат обнаружена не только гаплогруппа R1a и его субклады , но и другие гаплогруппы и их субклады..Эти скифо-сарматские субклады также всречаются у татар, а вот у русских -нет
Скреби-не скреби, а татарина у русского не найдешь, поскольку R1a-Z93 – наиболее распространенная У ТАТАР гаплогруппа. Она же найдена у древних (ископаемых) СКИФОВ и хазар. У русских такой практически НЕТ. У русских наиболее распространенные R1a-Z280 и R1a-M458.
>> К вопросу о “Поскреби”, оно было сказано не в этническом разрезе, а в государственном.
>> В оригинале письма Наполеона эта фраза выглядит не так, и татар Наполеон не вспоминает, в оригинале письма… написано tartarina.
>> В поговорке “Поскреби русского…” под татарами подразумевали самих русских, потому что европейцы называли всю территорию Тартарией, а самих жителей татарами.
Меня, признаться, совершено не интересует история появления этой фразы, получившей в России широкое распространение. Карамзин ли ее автор, Наполеон или Вася Пупкин, не интересует. Пусть другие тратят свое время и жизнь на выяснение этого совершенно третьестепенного вопроса. Меня интересует, как воспринимают эту фразу «широкие народные круги», а воспринимают ее в основном как то, что из-за наследия «татарского ига» русские стали в большой степени татарами. Так вот, это совершенно НЕ так.
У ископаемых скифов уже находили гаплогруппы R1a-Z645-Z93-Z2123 (волжские степи Самарской области), R1a-Z645 (Тува), R1a-Z645-Z93 (пазырыкская алтайская культура), а также R1b-Z2103 (Самарская область) и Q1a-F903 (Восточный Казахстан). Гаплогруппу R1a-Z645-Z93 нашли и у ископаемых хазар – см. здесь и здесь.
Вопрос: А гаплогруппа у этого татарина, потомка скифа, какая?
Ответ – R1a1-Z645-Z93.
Скифы определенно окажутся разных гаплогрупп – R1a, R1b, G2a, C, Q и других. В любом случае, этнические русские от скифов гаплогруппы R1a-Z93 НЕ ПРОИСХОДЯТ , это в скифские времена гаплогруппа степняков. У русских такой гаплогруппы практически нет.
Вопрос (iоna ionap): Непонятно, почему тюркское происхождение приписывают славянам?
Встречный вопрос – это кто так приписывает? Откуда такое фундаментальное непонимание серьезных вопросов? И вообще, что такое «тюркское происхождение»? Есть тюркские языки, есть специфическая тюркская культура, есть тюркские религиозные течения, тенгрианство, например, что было и есть доисламское и добуддистское религиозные течения. Наверное, можно постараться и выдвинуть концепцию о «тюркском происхождении», но оно никак не будет иметь отношения к происхождению славян.
Вопрос: В полях Украины и России было очень много “каменных баб”. Все эти “каменные бабы” чётко монголоидного типа. Как ЭТО ПОНЯТЬ, по Вашей научной теории?
Ответ: ДНК-генеалогия каменными бабами не занимается, ДНК в них нет. Наверное, Вы имеете в виду половецких каменных баб. Взгляните в энциклопедию. Но вопрос еще в другом – что значит «как это понять»? Что они «четко монголоидного типа»? Понять можно так, что у тех людей, которые служили прототипами для тех «каменных баб», мать или отец (или оба родителя) были монголоидами. Чтобы это понять, ДНК-генеалогия не нужна
Анализ ДНК даст информацию в любом случае, этнос или не этнос. Для этноса анализ ДНК даст сведения о том, насколько этнос однородный или составной в отношении входящих в него родов. Если это не этнос, то тоже самое. В случае скифов ископаемые костные остатки показали, что основной гаплогруппой среди изученных образцов была R1a-Z93. Но поскольку скифы были разнородны по родовому составу, то ожидалось многообразие их гаплогрупп – в первую очередь R1a, R1b, G2a, Q, C и так далее.
Как выделяют по костным останкам именно скифов ?
Для этого нужно (1) Заключение археологов, которые на основе материальных признаков, территории и датировок признают данные костные останки скифскими, и (2) выделение ДНК из костных останков с последующим секвенированием (определением нуклеотидных последовательностей) и/или определением гаплогрупп-субкладов и гаплотипов.Это уже рутинные методологии, хотя для них требуется высокий экспериментальный класс. К настоящему времени проанализированы уже около тысячи ископаемых ДНК по всему миру.
Во Франции (да и во всей западной Европе) эта поговорка очень популярна, настолько, что авторство до сих пор точно установить не удалось, крылатая фраза эта приписывалась разным историческим лицам: Жозефу де Местру, Наполеону I, принцу де Линю и т.д. А в книге «Россия в 1839 году Астольфа де Кюстина эта фраза встречается чуть ли не в каждой странице.
Согласно логике этой поговорки, получается - что русские те же татары, только вот они долго не умылись, и их надо помыть, скребя мочалой.
R1a unknown 1.3%
R1a M458+ CTS11962- L260- 0.2%
R1a M458+ CTS11962+ 6%
R1a M458+ L260+ 2.2%
R1a Y17491+ 0.2%
R1a Z284+ (викинги) 0.4%
R1a Z280+ CTS1211+ Y35+ 23.5%
R1a Z280+ CTS1211+ YP1019+ 0.6%
R1a Z280+ CTS1211+ YP1034+ 0.6%
R1a Z280+ CTS1211+ YP343+ 1.1%
R1a Z280+ Z92+ Y4459+ "венеды" 11.7%
R1a Z280+ Z92+ Z685+ "нёвры" 2.2%
R1a Z93+ 1.3%
Язык и культура у них, несмотря на общие элементы отличались..
Но часть ИХ ПОТОМКОВ (аланы , булгары и т.д. ) их в ряде регионов перешла НА ТЮРКСКИЙ ЯЗЫК. Остальные скифы и сарматы которые осели в Европе , перешли на испанский , итальянский , сербский , румынский , английский и др языки . Те скифы которые осели среди арабов перешли на арабский язык Одним словом скифы и сарматы за редким исключением поменяли свой язык на другие языки т.е. влились в другие этномассивы ..
Тюрки , как этномассив образовались лишь в начале нашей эры .
Во времена скифов тюрков не было
Возглавлял скифов Бартатуа (Партатуа, производное от авестийского Парадата), сын Ишпакая (скифское имя Аспак или иранское Spaka).//
Эти имена звучат чисто по татарски. Бартатуа (Бар+да+туа) – «все уродится» будет по татарски, т.е. все будет у этого ребенка, если посмотреть как Барда+туа, тогда это на татарском будет: родился в некотором местечке с название Бар.
Ишпакай (Иш+Пакай (Бакай,) может быть Бакый, у татар есть имена и Бакай, и Бакый), значит некому Пакаю (Бакаю, Бакай по татарски – человек с широко раскрытыми глазами, если посмотреть форму Бакый – то это вечный, в смысле этот ребенок жить будет долго, почти вечно). Компонент «Иш» у татар широко распространено: Ишбулат, Ишдавлет, Иштуган и т.д. К любому татарскому имени можно добавить компонент Иш и получится новое имя. Иш дословно означает – «пара». Значит этот ребенок стал парой какому-то Булату, Давлету и т.д. Слово Иш имеет смысл также и «соответствующий». «под стать». В таком смысле имя Ишбулат будет означать, что этот ребенок будет как и некий Булат.
Вообще, утвержедение «скифы были ираноязычными» – спорное утверждение. Например, все известные имена скифов звучат чисто по татарски; Таргытай, Колаксай и т.д. Например Колаксай в переводе с татарского будет просто - Ушастый.
Ответить
------------------------------------------------------------------
Не нужно что то доказывать через лингвистику ..
И так генетика и антропология доказали ,что самые близкие родичи скифов - татары .
-----------------
Нет, Бакай - это лягушка!
Что такое монголоидность? Это высоко поднятые скулы, например, и у таримских мумий - автохтонов Китая, по крайней мере у некоторых из них заметна определённая поднятость скул, брахицефальность. Некоторые балбалы вообще схематично изображают тело, а лицо обозначено тремя диагональными полосами (то есть условность как признак развитого символического сознания), выставлена в Эрмитаже.
Кипчаки -это сарматы смешанные с маньчжуро-тунгусо-монгольскими народами при доминировании культуры последних .
Тюрки образовались от смешения иранцев с маньчжуро -тунгусо-монголами и самодийцами Южной Сибири ..
Потому что скифы топтать тюркских женщин. Это как у эстонцев с латышами ДНК германская, потому что право первой брачной ночи остзейским барона только Пётр Первый отменил
Ответить
-----------------------------------------------------------------------------------------
Зачем фантазируете ?
Читайте внимательно :
1) у латышей и у эстонцев очень мало немецкого генетического компонента .Основная галогруппа Y- хромосомы у них финская -N: у эстонцев 33% , у латышей 40% .. Больше чем у Татар Поволжья в два раза .
2) частоты встречамости Немецких субкладов некоторых гаплогрупп у Поволжских Татар наоборот в 3 раза выше чем у прибалтов
3) Скифы не могли топтать тюркских женщин ,так как во времена скифов тюрков еще не было .
Следует читать
"Основные гаплогруппы у прибалтов R1a - в основном лсубклад Z280 как у славян, и финно-угорская гаплогруппа N
Почемиу о скифах так мало? Всего 2 статьи.
Печенегам около 10-и. Ведь о скифах можно писать раз в 5 больше, чем о печенегах.
От других скифских культур башкиры далеки ..в частности от андроновской синташтинской ,афанасьевской ямной срубной