История модного дома Hugo Boss — компании, которую 60 лет преследовало нацистское прошлое

Новый воскресный спецпроект «Реального времени» — удивительные истории мировых торговых марок

В течение последних лет ценники на флагманские костюмы немецкого модного дома не опускались ниже сотни тысяч рублей, а амбассадорами Hugo Boss становились звезды уровня Райана Рейнольдса и Джареда Лето, но еще каких-то 20 лет назад на бренд объявили настоящие гонения, едва не похоронив его. Все дело в личности основателя бренда Хуго Фердинанда Босса, который, по подтвержденным данным, за два года до прихода к власти Адольфа Гитлера вступил в НСДАП и в течение всего периода Второй мировой войны исправно отшивал на своей фабрике форму для штурмовиков и СС, притом используя труд военнопленных поляков, французов и прибалтов. Как Hugo Boss удалось перевернуть позорные страницы своей истории — в материале «Реального времени».

Жертвы времени

Хуго Фердинанд Босс родился 8 июля 1885 года в маленьком провинциальном городе Метцинген в юго-восточной части Германской империи в семье Луизы Мюнзенмайер и Генриха Босса и был младшим из пяти детей. Родители будущего законодателя мод держали текстильную лавку на центральной улице Метцингена, в семье не было недостатка в деньгах, поэтому Хуго получил хорошее образование в сферах торговли и промышленности.

После выпуска из училища он прошел обязательную военную службу и устроился на ткацкую фабрику в соседний Констанц, намереваясь изучить весь процесс производства одежды. В 1908 году жизнь юного коммерсанта радикально поменялась: умирают родители Хуго, и он становится наследником семейного дела, берет в жены девушку из достойной семьи — Анну Катарин Фрейзингер. На свет появляется их дочь — Гертруда Босс.

Благодаря крепкой базе и наличию опыта Хуго превратил магазинчик Боссов в Метцингене в процветающий бизнес. Хотя просуществовать долго ему было не суждено. В июле 1914 года начинается Первая мировая война, в землях Германии идет всеобщая мобилизация. Хуго Босс был вынужден закрыть лавку и уйти на фронт в звании обер-ефрейтора. Об этом периоде биографии Хуго известно не так много, в будущем основатель модного бренда будет до конца жизни избегать общения с прессой, особенно на темы военных лет, и тому будет еще немало причин. Хуго Босс прошел всю Первую мировую и уволился из армии лишь осенью 1918 года. Вернувшись домой, 33-летний коммерсант застал плачевную картину.

Хуго Фердинанд Босс Фото:wikipedia.org

Разоренная и истощенная экономика Германии была, мягко говоря, не самым благоприятным полем для возрождения бизнеса. Германская империя пала, на ее место пришла Веймарская республика, которая продолжала платить всему миру по счетам своей предшественницы, страна переживала глубокий социальный кризис. Хуго брался за любую работу, чтобы прокормить семью и продолжал вынашивать юношеские мечты о создании текстильного производства.

Встать на ноги и скопить нужную для старта сумму Боссам удалось лишь через пять лет. В 1923 году Хуго основал собственную швейную компанию в Метцингене, а затем, в 1924 году, была запущена целая фабрика, которая специализировалась на пошиве одежды для рабочих, мужских рубашек, курток и плащей. Компания каждый год несла убытки, а к 1930 году оказалась практически на грани разорения: производство было приостановлено, а оборудование распродано в счет уплаты долгов кредиторам.

Связи Босса с НСДАП

В 1931 году, за два года до прихода к власти Адольфа Гитлера, Хуго Босс вступает в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Позже он объяснит свой поступок утратой веры в существующий режим и многообещающими заявлениями пропагандистской кампании НСДАП (устранение безработицы, обеспечение уровня жизни и т. д.). Однако, как было доказано исследователями Gesellschaft für Unternehmensgeschichte (авторитетная научная организация в Германии) в 2011 году, более вероятной причиной было получение крупного партийного заказа.

Фабрика Босса начала отшивать униформу сначала для формирований СА и СС, затем для почтовой службы и работников железных дорог уже Третьего рейха (с момента его провозглашения в 1933 году). В конце 30-х предприниматель присоединился к Германскому трудовому фронту и вступил в ряды Войск противовоздушной обороны. В 1939 году, с началом Второй мировой войны, производство Хуго Босса было объявлено стратегически важным военным предприятием и получило госзаказ на изготовление униформы вермахта. По данным того же исследования, оборот предприятия в 1941 году превысил три млн рейхсмарок. Любопытно, что разработкой униформы фабрика Босса не занималась, а была лишь изготовителем.

В 1931 году, за два года до прихода к власти Адольфа Гитлера, Хуго Босс вступает в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Фото:wikipedia.org

С начала 1940 года производство начинает испытывать дефицит рабочей силы. С апреля на фабрику Хуго Босса начинают привозить принудительных работников, в основном пленных женщин. Возле предприятия возводится лагерь для их размещения, уровень гигиены и запасы продовольствия в котором находились на критически низком уровне. Во время войны на заводе трудились 140 принудительных работников, пригнанных из Прибалтики, Польши, Чехословакии, а также 40 французских военнопленных.

Наказание

После капитуляции Германии положение Хуго Босса круто поменялось: компания постаралась быстро переформатироваться в штатское предприятие и вести переговоры с новым правительством. Однако Потсдамская конференция положила конец всем попыткам.

В процессе денацификации Босс был официально причислен к сторонникам, активистам и бенефициарам национал-социализма, что повлекло лишение его практически всех гражданских прав (включая избирательное право и право вести предпринимательскую деятельность). Кроме того, его приговорили к штрафу в размере 80 тысяч марок. Первоначальное решение было обжаловано, и Босса перевели в менее тяжкую категорию последователей нацизма, однако он все же не был восстановлен в правах. Бизнес пришлось передать в руки мужа дочери Гертруды — Ойгена Холи, который и возглавил предприятие. Босс умер от зубного абсцесса 9 августа 1948 года в возрасте 63 лет, известно, что до последних дней он безуспешно пытался обжаловать свой статус и вернуть возможность заниматься любимым делом.

Отступление

В течение следующих 60 лет компания, некогда созданная Хуго Боссом, будет отчаянно пытаться порвать со своим позорным прошлым и отбиваться от нападок всего цивилизованного мира — ученых, общественников, политиков, журналистского сообщества. Суды и расследования о вкладе Босса и его производства в становление фашистского режима будут продолжаться вплоть до 1999 года. В 2000 году силами немецкого правительства, ООН и США, а также при финансовом участии бренда Hugo Boss по итогам разбирательств был сформирован денежный фонд в $5,1 млрд, направленный в поддержку жертв принудительного труда в годы Второй мировой войны.

Чтобы внести ясность и объективность в общественные обсуждения, компания заказала научное исследование в том самом институте Gesellschaft für Unternehmensgeschichte. Группа независимых историков в 2011 году опубликовала объемный отчет, на страницах которого и появились факты использования принудительного труда и партнерстве фабрики Босса с НСДАП. Вышла также книга историка Романа Кестера «Hugo Boss, 1924—1945. История фабрики одежды во времена Веймарской республики и Третьего рейха». Исследование действительно подтвердило многие неприятные подробности того времени, однако было доказано, что сам Хуго Босс пытался улучшить условия содержания работников своей фабрики.

«Мы можем только повторить, что поведение по отношению к принудительным работникам было порой грубым и сопряженным с принуждением. Но также имела место и забота об их благосостоянии, что делает упрощенные и однобокие характеристики [Хуго Босса и его компании] невозможными», — цитировал BBC Романа Кестера после выхода книги в сентябре 2011 года.

В наши дни Hugo Boss продолжает ежегодно отчислять деньги в фонды жертв Второй мировой. История компании на ее официальном интернет-ресурсе начинается со ссылки на масштабное исследование команды Кестера и извинений перед пострадавшими на фабрике Босса.

К модному дому присоединится дизайнер Вернер Балдессарини, который подарит марке множество громких коллекций и сделает себе имя великого кутюрье. Фото parfumglamour.com

Hugo Boss встает на ноги

Сразу же после смерти Хуго Босса его дочь с мужем переоформляют фабрику в закрытую акционерную компанию Hugo Boss и продолжают отшивать форменную одежду по заказам. Первая заявка на пошив мужских костюмов — продукции, которая в будущем превратит Hugo Boss в легендарную модную марку, поступит в 1950 году. На тот момент на предприятии трудились 129 наемных рабочих. Второе поколение Boss находилось у руля компании ни много ни мало 21 год, но настоящую известность и славу семейному делу принесли внуки Хуго Босса — Уве и Йохен Холи. В 1969 году молодые люди становятся распорядителями на тот момент мало кому известной компании с примерным оборотом в 4 млн марок ФРГ.

В 1970 году был официально запущен BOSS — бренд высококачественной мужской одежды, флагманом которого стал чрезвычайно узкий льняной однобортный пиджак на двух пуговицах. В 1975 году к модному дому присоединится дизайнер Вернер Балдессарини, который подарит марке множество громких коллекций и сделает себе имя великого кутюрье. В последующие 15 лет линейка бренда будет пополняться разноформатными моделями, Уве и Йохен Холи запустят в производство рубашки и футболки, спортивные костюмы, получат лицензии на трикотажную продукцию и парфюмерию. Компания сразу же взяла курс на экспансию: внимание мирового рынка Hugo BOSS привлечет как постоянный спонсор Porsche на Формуле-1 и как партнер многочисленных мировых первенств по гольфу и теннису.

Боссы сливают Hugo Boss

В 1985 году Hugo Boss стала открытой акционерной компанией, запустив свои акции на немецкой фондовой бирже во Франкфурте. Фирменные бутики открываются по всему миру, приобретаются лицензии на производство кожаных ремней и обуви, запускаются линейки женской одежды — Hugo Boss наращивает объемы экспорта и объявляется мировым законодателем моды. К 1990 году объем продаж Hugo Boss достиг 1 млрд марок ФРГ. В это же время Уве и Йохен Холи продают свою часть акций: в 90-е годы компания, как и все европейские производители в сегменте премиум, начала терять прибыль. Сменив несколько владельцев, в 1993 году Hugo Boss в итоге досталась итальянскому холдингу Mazzoto Group всего за $132 млн.

В новой истории Hugo Boss ждал не менее тернистый путь: за последние 20 лет в компании сменилось порядка десяти управленцев. Первым исполнительным директором бренда при Mazzoto Group стал опытный менеджер Петер Литтманн. При нем в Hugo Boss выделилось три самостоятельных направления: молодежная линейка Hugo, классическое направление Boss и эксклюзивные авторские коллекции главного дизайнера Вернера Балдессарини — Baldessarini. Смелые решения, внимание к азиатским рынкам и перенос производств в Восточную Европу вывели бренд из кризиса.

Каждый следующий менеджер компании, назначаемый новыми акционерами, проводил реструктуризацию и переформатирование Hugo Boss: запускались лицензии на новую продукцию, снимались с производства непопулярные направления и суббренды. Так, в 2006 году был свернут проект Baldessarini — его у модного дома впоследствии выкупил сам дизайнер. В 2007 году частная европейская инвестиционная компания Permira приобретает активы Hugo Boss у Valentino Group (в которую холдинг Mazzoto Group переформатировался после поглощения модного дома Valentino). Но в 2015 году и Permira избавляется от акций Hugo Boss. По данным портала Finanz, около 80% акций бренда находятся в свободном обращении.

Фирменные бутики открываются по всему миру, приобретаются лицензии на производство кожаных ремней и обуви, запускаются линейки женской одежды – Hugo Boss наращивает объемы экспорта и объявляется мировым законодателем моды. Фото utro2.ru

«Мы урезали наши расходы»

Показатели компании после 2000 года менялись так же стремительно, как и топ-менеджеры. По данным отдела корпоративных коммуникаций Hugo Boss, в 2002 году чистая прибыль бренда составила €74,7 млн, в 2004-м — €88 млн. В 2007 году она достигла отметки почти в €140 млн, а в 2008-м опустилась до €112 млн. Подобный скачок был зафиксирован и в 2015 году, когда прибыль с €334 млн упала до €319 млн. С 2016 года должность генерального директора компании занимает Марк Лангер, в течение многих лет управлявший ее финансами.

Он кардинально перестраивает принципы работы и стратегию Hugo Boss: принимает решение о закрытии неприбыльных торговых точек, расширяет сеть и одновременно выкупает собственные франшизы в наиболее перспективных регионах — Дубае и Китае. Ближневосточный и азиатский рынки, по заявлению Лангера, теперь становятся наиболее перспективными для развития Hugo Boss. Кроме того, бренд фокусирует внимание на двух основных суббрендах: Hugo и Boss, расширяя коллекции более экономичного премиум-сегмента. В то же время люксовые линейки одежды ручной работы Tailored и Made-to-Measure остаются «в обойме».

«Мы сделали все, чтобы избежать потерь и спрогнозировать будущее развитие компании. Мы урезали наши расходы, закрыли 20 неприбыльных магазинов, приступили к реструктуризации оптового бизнеса в США и пересмотрели форматы дистрибуции, которые не соответствуют позиционированию бренда», — рассказывал управленец в 2017 году «Коммерсанту».

На сегодняшний день капитализация Hugo Boss составляет порядка €4,6 млрд. По данным официального предварительного релиза модного дома (полный отчет с итогами за 2018 год компания опубликует 8 марта), объем продаж Hugo Boss в 2018 году увеличился на 2%, составив €2 млрд 796 млн. Компания прогнозирует операционную прибыль на уровне €491 млн.

Предыдущие выпуски спецпроекта:

Quadratisch und praktisch: семейный бизнес, будущее которого определила катастрофа на Чернобыльской АЭС

За что платят в Starbucks: как чашка мерзкого эспрессо и роман Мелвилла создали кофейную культуру Америки

«Цукерберг нарушил все обещания»: история Instagram — от крошки-сервера до вынужденного бегства

Хроники Zara: история испанского посыльного без диплома, трижды потеснившего Билла Гейтса в списке Forbes

Как сын сапожника из Одессы обул всю Америку, а затем и весь мир: история бренда Timberland

История Pixar — компании, которая девять лет приносила Стиву Джобсу миллионные убытки

Интернет-газета «Реальное время»
Бизнес

Новости партнеров