Автомобильный рынок России в 2019-м: выход из кризиса, популярный газ и забвение электрокаров
Эксперты довольны — рынок постепенно выползает из ямы 2015 года, когда продажи рухнули на треть
Вчера в «Казань Экспо» стартовал V Международный форум автомобилестроения РТ TIAF supported by Automechanika 2019, на котором производители делились разработками и говорили о перспективах. Если предыдущие 2 года для отрасли были удачными — продажи выросли на 13 процентов, то в этом году ожидания скромные — порядка 5 процентов. Связано это с НДС и санкциями. Тем временем в России увеличивается число автомобилей на газовом топливе, тогда как в Европе и Китае делают ставку на электромобили — к 2035 году в мире будет 190 млн электрокаров. Подробности — в материале «Реального времени».
Продажи легковых автомобилей в 2019 году вырастут на 5 процентов
У автопроизводителей довольно скромные ожидания от 2019 года. Основные риски создают 20-процентный НДС и возможные санкции со стороны США. Если в 2017 и 2018 годах рост отрасли составлял 12—13%, то в первые месяцы этого года рынок вырос всего на 0,6%.
— В прошлом году рынок легковых автомобилей показал неплохой рост (+11,9%). Легкий коммерческий транспорт и грузовые автомобили такой рост не показали, но есть рост в сегменте автобусов (+10,7%). Это связано с обновлением парка к ЧМ по футболу, — отмечает Григорий Микрюков, начальник управления отраслей экономики Аналитического центра при правительстве РФ.
По прогнозам Аналитического центра, в 2019 году продажи автомобилей вырастут на 5%, а в 2020-м — на 3%. По словам экспертов, рынок постепенно восстанавливается после кризиса 2015 года, когда продажи новых легковых автомобилей упали на 36%, и кризиса 2009 года, когда падение составило 50%.
— Вопрос: что будет дальше? Ключевой фактор здесь, если говорить про легковой сегмент, — доходы населения, — сказал Микрюков.
По словам эксперта, низкие продажи в январе объяснимы тем, что в течение прошлого года государство и производители стимулировали потребителей не откладывать покупку автомобиля. В этом году, по мнению эксперта, господдержка перестанет играть существенную роль.
— Объем поддержки будет сокращен, и он будет носить более адресный характер. Будет поддерживаться тема беспилотников в части НИОКР, развитие экологичных видов транспорта, в частности, тема электромобилей, — сообщил Микрюков.
Электромобилям — отдельную полосу и бесплатную парковку
И по прогнозам Международного аналитического агентства общее количество электромобилей в мире составит к 2035 году 190 млн штук. Большая их часть будет приходиться на Китай и Европу. Россия пока отстает — в 2017 году в стране было зарегистрировано всего 410 электромобилей, тогда как в Европе — 408 тысяч. Роста продаж электромобилей в России нет, наоборот, отмечается падение на 13% по сравнению с 2017 годом.
При этом российские производители ведут разработки в области электротранспорта. Так, АвтоВАЗ тестирует «Элладу», КАМАЗ — электробус Нефаз, «Тролза» — одноименный электробус. Но, как отметила заместитель директора департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Дина Акпанбаева, нужно стимулировать не только производство, но и потребление электромобилей.
— Поэтому мы предлагаем выделить отдельную полосу для электромобилей, освободить их от уплаты парковки, снизить пошлины на ввоз комплектующих, — говорит Акпанбаева.
По ее словам, в Белоруссии принята программа развития зарядной инфраструктуры, правительство одобрило предоставление кредитов для физических и юридических лиц, приобретающих автомобили и зарядные станции. В России с зарядными станциями все плохо — в Москве их, по данным на 2018 год, 200 штук, тогда как во Франции, например, 400 тыс. было в 2015 году, в США к 2020 году планируется довести их количество до 900 тыс.
Есть еще одна проблема. Несмотря на то, что ведущие автозаводы России выпускают опытные образцы машин на электродвигателях, компоненты в них в основном импортные.
IT в автомобилестроении: $170 млрд инвестиций в ближайшие 5 лет
Зато Россия может похвастаться ростом автомобилей на газовом топливе. Данных за 2018 год участники выставки не предоставили, но за 2017 год рост составил 8% по легковым, 9% по грузовым и 18% по автобусам на природном газе.
По данным ГИБДД и Росстата, в 2017 году в России было 1,027 млн легковушек на СПГ, 406 тыс. грузовиков и 80 тыс. автобусов. В Европе и Китае автомобили на газу не продают.
Говорили на выставке и об IT в автомобилестроении. Генеральный директор Omnicomm Борис Паньков предложил поднять руки тем, кто пользуется встроенной системой навигации — в зале таких оказалось намного меньше, чем тех, кто использует для этих целей смартфон.
— Большинство не пользуются штатной навигацией — она устаревает до того момента, когда мы начинаем использовать автомобиль. Темпы жизни автоиндустрии отличаются от темпа жизни в IT в 20 раз — автомобиль живет 20 лет, а IT 2 года, — сравнил Паньков и выразил мнение, что эта разница будет стремительно сокращаться.
По мнению экспертов, автопроизводители перестанут сами заниматься цифровизацией, доверив это IT-компаниями, которые будут иметь доступ к нейронной сети автомобиля извне. Инвестиции в инновации до 2025 года составят $170 млрд, из них 30% в развитие Automotive 4.0, 10% в технологию Connected Cars и 7% в развитие систем безопасности.
В России рынок Connected Cars будет расти не так стремительно: к 2025 году доля автомобилей, подключенных к «Эра-Глонасс», составит 30%, к другим телематическим системам — 2,5%. В основном это будут автомобили среднего и премиум-сегментов. Устанавливать дополнительное телематическое оборудование на автомобили экономсегмента станут немногие.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.