Рафаэль Хакимов: «Ислам активно проникал в тюркскую среду в силу экономических и политических выгод»

Отрывки из книги «Хроника тюрко-татарских государств». Часть 23-я

Рафаэль Хакимов: «Ислам активно проникал в тюркскую среду в силу экономических и политических выгод» Фото: Doron / wikipedia.org

«Реальное время» продолжает публиковать отрывки из книги директора Института истории им. Ш. Марджани Рафаэля Хакимова «Хроника тюрко-татарских государств: расцвет, упадок, возрождение». Сегодня вниманию читателей предлагается очередной фрагмент из главы «Наследники кочевых империй».

Караханидское государство (Х—ХI века)

После разгрома Уйгурского каганата в 840 году родоначальник Караханидской династии и прежний ябгу карлуков Бильге Кюль Кадыр-каган заявил о своих правах на верховную власть нового государства. Термин «караханиды» не имеет однозначного толкования. Возможно, он произошел от титула «карахакан», то есть «главный», «верховный» каган.

Власть в Караханидском государстве была поделена между двумя племенными союзами — чигилей и ягма, составившими основу восточной и западной части со своими каганами во главе. Верховным считался восточный каган из чигилей Арслан Кара-хакан, имевший ставку в Кашгаре и Баласагуне. Западный, младший каган из ягма, носил титул Богра Кара-каган и имел ставку в Таразе, а позднее — в Самарканде.

В 893 году с успешного похода саманидского эмира Исмаила ибн Ахмада на Тараз начались длительные и жестокие войны между Караханидами и Саманидами за власть над Средней Азией. Войны длились более века и завершились полным крахом Саманидов и распространением власти их противников до Амударьи. На территории Средней Азии возникло множество Караханидских владений, зависимость которых от каганов в Баласагуне была минимальной, а отношения друг с другом — далеки от дружественных.

В 960 году караханиды вместе со своими подданными, числом около двухсот тысяч «шатров», приняли ислам. Это не было следствием миссионерской деятельности, ислам активно проникал в тюркскую среду в силу тех экономических и политических выгод, которые проистекали из этого обращения. Благодаря исламу тюрки оказались втянутыми в новую систему экономических и социальных отношений, стали частью давно сложившейся хозяйственно-культурной жизни оседлой цивилизации Средней и Передней Азии.

К этому времени держава Саманидов пришла в полное расстройство, а к югу от Амударьи соперничали различные военачальники. Этими неурядицами и воспользовался караханид Бугра-хан Харун, заняв в 990 году Испиджаб — пограничную область на северо-востоке Саманидской державы. В 992 году караханиды захватили Мавераннахр, а затем Бухару. С 992 года Ферганская долина окончательно стала территорией караханидов. Впоследствии все государство Саманидов перешло под их власть.

История ханства уже с первых десятилетий его существования была насыщена междоусобной борьбой, что было на руку агрессивным соседям. Нашествие кара-китаев (киданей) и создание ими своего государства в Семиречье (1130—1210 годы) надолго превратило часть Караханидских владетелей в вассалов киданей. Впрочем, они ограничились лишь верховным сюзеренитетом и взиманием налогов, не затрагивая ни устроения, ни религии, ни культуры своих подданных. Тем не менее кара-китайское владычество стало началом политической гибели Караханидов.

В 1210 году в борьбе с найманами пресеклась восточнокараханидская династия. В 1212 году в Самарканде хорезмшахом Мухаммадом был казнен последний представитель западнокараханидской династии. А вскоре исчезла и ферганская ветвь Караханидов.

Карлукское ханство (960—1222 годы)

Карлукское ханство было вассалом Караханидов до 1130 года, затем с 1130 до 1200 годов — вассалом каракитаев. С 1200 года — самостоятельное государство. Занимало территорию северной части Семиречья со столицей в Койлык.

В конце XII века в ханстве началась междоусобица. Правитель Алмалыка Бузар провозгласил себя карлукским ханом и объявил войну карлукскому хану Арслану, но все осталось по-прежнему. Оба карлукских хана объединились против каракитаев и в результате стали самостоятельными правителями.

Когда с востока пришли татаро-монголы, карлукские ханы Арслан хан и Бузар хан объявили себя их вассалами. Карлуки с татаро-монголами участвовали в походах на каракитаев и Хорезмскую империю. Когда Чингизхан поделил империю на улусы, Койлыкское владение Карлукского ханства перешло в Улус Джучи, а Алмалыкское владение — в Улус Чагатая.

Кимакский каганат (конец IX—XI века)

Кимаки как одно из телеских племен в начале VII века обитало в Северо-западной Монголии, по соседству с огузами, тюргешами и карлуками. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление этого племени происходит после падения Западнотюркского каганата в 656 году.

Булат Кумеков пишет: «На руинах Западнотюркского каганата кочевые и полукочевые тюркоязычные племена на территории современного Казахстана образовали три могущественных государства: в Семиречье — Карлукское этносоциальное объединение, на среднем и нижнем течении Сырдарьи и в Приаральских степях — Огузскую державу, а в Северном, Восточном и Центральном Казахстане — Кимакский каганат».

В кимакское государство вошло семь племен: ишк, ланиказ, аджлад, aйpyм, баяндур, татар, кыпчак. Территория охватывала современный восточный и центральный Казахстан.

Абу Са'ид Гардизи пишет о происхождении кимаков следующее: «Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился… После этого к ним пришли 7 человек из родственников-татар: Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ (?) и Аджлад (?)… Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить [сюда]; собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они рассеялись по горам и образовали семь племен, по имени названных семи человек».

Из этого сообщения Гардизи может сложиться впечатление, что татары, как и кыпчаки, относятся к кимакским племенам, но здесь нужно иметь в виду принцип сохранения «материнского» этнонима у старшей ветви рода, в то время как остальные ветви получают свое собственное имя. Опираясь на свидетельство Гардизи, мы можем лишь утверждать о политическом доминировании кимаков среди близкородственных тюрко-татарских племен именно в этот период и на данной конкретной территории.

Каганат непрерывно расширял свою территорию за счет соседей. В IX веке кимаки захватили часть земель «девяти огузов», а в X веке — город Жамлекес в Восточном Туркестане. Кимаки совершали набеги и на енисейских кыргызов. С присырдарьинскими огузами они находились то в дружественных отношениях, то вторгались в их земли.

Кимаки знали письменность, о чем сообщает арабский путешественник Абу Дулафа (X век): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX—X векам. В X веке среди кимакской знати начал распространяться ислам. Каган принял мусульманское имя Хакан аль-Кимаки. Некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам.

Основной причиной миграции ученые считают образование в Северном Китае в 916 году государства Ляо, основанного кочевыми киданями. Фото wikipedia.org

Со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать караханиды. Они с военными рейдами доходили до Иртыша. Такие походы повторялись и в XI веке. Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с кыпчакскими племенами, но главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по каганату. Основной причиной миграции ученые считают образование в Северном Китае в 916 году государства Ляо, основанного кочевыми киданями. Расширение земель этой державы на запад привело к передвижению кочевых племен.

По сведениям арабского ученого ал-Марвази (XII век): «Среди них (тюрок) есть группа людей, которые называются кун, они прибыли из земли Китай, боясь китайского хакана. Они — христиане несторианского толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. Из их (числа) Икинджи Ибн Кочкар Хорезмшах. Их (кунов) преследовал народ, который называется каи. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. Тогда куны переселились на землю шары, а шары переселялись на землю туркмен. Туркмены переселились на восточные земли огузов, а огузы переселились на земли печенегов, поблизости от Армянского моря».

Под Армянским морем имеется в виду Черное море. Следовательно, племена каи и кун, потеснив группировки кимако-кыпчакских племен в Северо-Восточном Семиречье и Прииртышье, нанесли удар Кимакскому государству.

«После захвата огузских земель кыпчакские ханы значительно усилились и сделались первенствующими по силе и мощи на основной территории прежнего расселения кимако-кыпчакских и куманских племен, кимаки же в ходе этих событий не только потеряли политическую гегемонию, но и оказались в зависимости от кыпчаков. Одна часть кимаков удержалась на Иртыше, вторая оказалась в области Туркестана и Средней Азии, а третья группировка в составе кыпчакских племен двинулась на запад, в восточноевропейские степи», — заключает Б. Кумеков.

Преемником Кимакского каганата стало государство под названием «Дешт-и-Кипчак» во главе с кыпчаками.

Продолжение следует

Рафаэль Хакимов
ОбществоИстория
комментарии 23

комментарии

  • Анонимно 09 февр
    Почему этому не учат не только в школе, но и в универе?
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    потому что не соответствует постулатам истории, написанным для нас западными учеными...нас здесь не было)))...
    Ответить
  • Анонимно 09 февр
    Опять ни единого слова ни о "татарах", ни тем более о "татарских" государствах.

    Название книги "Хроника тюрко-татарских государств"
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/127988-rafael-hakimov-hronika-tyurko-tatarskih-gosudarstv - не соответствует её содержанию.

    А так интересно почитать о "тюркских" государствах - но при чём здесь племя "татар"?

    Кстати, все "татары" тюрки, но не все тюрки "татары" - "татары" от общего количество тюрок 300 млн.человек составляют всего 5 млн. "татар", всего 1,25%.
    Ответить
  • Анонимно 09 февр
    ))) будете приятно удивлены, но вы тут читаете краткий популярный курс истории тюркской государственности. В университете эти сюжеты даются более развернуто и с привлечением источников
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    Вернее будет не история тюркской государственности, а история тюркских государств.
    Ответить
  • Анонимно 09 февр
    Хакимов Р.С. разобрался во всех сложностях истории тюрков! И это здорово! Надо это показывать, рассказывать по ТНВ - каждый день! Неужели нельзя делать ежедневные передачи по истории, которой татары не знают? На ТНВ столько концертов крутят повторно - предлагаю заменить их на такую передачу! Наконец-то наша неизвестная история открывается перед нами!
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    Вот именно - описывается история различных "тюрков", всех тюрков начиная от азербайджанцев и карлуков и кончая турками и кимаками, но не история "татар".

    В вышеизложенном тексте статьи нет ни слова о племени "татар".

    Хотелось бы прочитать именно историю "татарских" государств.

    Например, выше описано Кимакское государство 9-11 вв., а где в это время было "Татарское" государство, что в нём происходило, какую территорию оно занимало, кто был верховным правителем, чем прославилось и т.д.?

    Исхаков и Измайлов что-то замолчали, а народ ждет, оплатил ведь бюджет, налогоплательщики их докторские диссертации.
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    Вы каждый раз этот повторяете, что надо рассказывать по ТНВ и прочее. Смените пластинку
    Ответить
  • Анонимно 09 февр
    Нужно уже наконец найти эту книгу и почитать.. ато частями уже надоедает, это как в сериалах, потом приходится ждать новой серии)))
    Ответить
  • Анонимно 09 февр
    На самом деле таких популярных книжек десятки на прилавках и в инете. Это "неизвестная" история изложена давно академическими ученыии и пересказана популяризаторами многократно. Возьмите труды В. Бартольда, Л. Гумилева, М. Аджи, Р. Рахманалиева и тд. В однои Казахстане за последние 10 лет вышло более десяти тонких и толстых "Историй тюркской цивилизации". Кстати, книжка Хакимова далеко не самая лучшая и интересная. Погуглите
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    Наберитесь терпения - автор опишет историю всех "тюркских государств", а затем приступит к описанию истории небольшой части тюрок - племени "татар", которые ныне составляют всего 1, 25% от общей численности всех тюрок.
    Ответить
  • Анонимно 09 февр
    16.30. Татары - это не племя. Это народ, национальность со сложным много тысячелетним этногенезом и с трагической судьбой. Которые на территории Евразии имели 5 государств: Булгарское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское. Да храни нас Аллах. Пусть лопнут от зависти, злобы и злости кто себя считает татарофобом.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 10 февр
    В 9 веке все были "племенами", и племена славян, и племена тюрок, и племена финно-угоров и т.д. - было племя кивиричей, племя вятичей, и было племя татар, племя булгар.
    Что в этом обидного?
    Потом племена постепенно с развитием товарно-денежных отношений становились нациями.
    Маркса и Энгельса Вы ведь изучали в школе, институте и университете марксизма-ленинизма?
    Что за мания величия, господин анонимщик "Габдель Юссон"?
    И почему Вы уверены, что у "татар" было только "5 государств"?
    Уважаемый автор статьи в своих публикациях перечислил уже гораздо больше "тюрко-татарских государств" - многие десятки.
    Кстати, мания преследования это серьезное заболевание, обратите на это внимание, господин "Габдель Юссон".

    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Если в ранних сочинениях академика чёрные татары и белые татары обитали гдето на границе с Китаем то в этой главе племя татар появилось в Средней Азии и примерно в тоже время.Отсюда следует простая мысль о том что названия племён в те времена с каждым новым правителем частенько меняли названия а само слово ТАТАР не самое редкое и сложное.Вот и назывались им в одно и тоже время сразу несколько племён расположенных друг от друга на тысячи километров.А повышенная рождаемость гнала все эти племена на запад в надежде на свободные места под солнцем.Ну а Чингисхан только уловил направление этого движения и возглавил.Поэтому практически невозможно научно точно доказать откуда пошли современные татары в современном понимании и кто является родоначальником казанских татар.Наверняка это собирательное название нескольких племён в последующем перешедший в собирательный образ после монгольских завоеваний.Не стали западные учёные разбираться в этой тысячелетней резне и составляя карту назвали эту территорию ТАРТАРИЯ.Ну а у русских даже слово такое появилось тартарары и выражение послать в тартарары то есть к чёрту на куличики или в неизвестность.
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    Ладно, в этот раз обошёлся без интеллигентских наездов на ислам
    Ответить
  • Анонимно 10 февр
    По приказу Чингисхана в 1202 году , монголы уничтожили всех татар Центральной Азии.

    Алтан-хан 424 не послушал этих слов и пригвоздил Хамбакай-хана на «деревянном осле» 425, отчего тот умер. Одному из его нукеров, по имени Булагачи, [император] разрешил вернуться [домой]. Тот принес монголам дурную весть [о происшедшем]. После этого Кутула-хан отправился с монгольским войском на войну с хитайским императором и разграбил [его] страну. Рассказ об этом во [всех] подробностях будет приведен в повествовании о Кабул-хане.
    В другой раз племена ТАТАРСКИЕ , найдя подходящий случай, захватили старшего сына Кабул-хана и предка племени кият-юркин, Укин-Баркака 426, и отправили его к Алтан-хану, чтобы он его, пригвоздив к «деревянному ослу», убил. По этим причинам У МОНГОЛЬСКИХ племен |А 15а, S 34| вражда и ненависть к хитайскому императору увеличилась, и до времени Чингиз-хана они постоянно воевали друг с другом. С каждой стороны выходили на другую, убивали и грабили [один другого], ПОКА в конце концов, как это рассказывается в повествовании о Чингиз-хане и его роде, ЧИНГИС-ХАН НЕ сделал КОРМОМ [своего] МЕЧА все ПЛЕМЕНА ТАТАР и хитайских императоров, всех сделал [их] слабыми и своими пленниками и всех их и ту сторону привел под свою власть и повиновение, как это видим воочию на сей день. Из всех СРАЖЕНИЙ , которые во всякое время каждый из МОНГОЛЬСКИХ государей ВЕЛ с вождями и ЦАРЯМИ ТАТАРСКИМИ , – некоторые могут быть упомянуты.
    Одно таково. Один из ТАТАРСКИХ государей, по имени Матар 427, воевал с Кадан-бахадуром (монголом ), сыном Кабул-хана. В первой же атаке Кадан-бахадур ударил копьем его и по седлу его коня, так что низверг его на землю вместе с конем. И хотя Матар был ранен, но не умер от этой раны, однако продолжительное время болел [от нее]. Когда выздоровел, то опять вступил в войну [С МОНГОЛАМИ ]. Кадан-бахадур(монгол) вторично так поразил его копьем в спину, что оно прошло через спинной хребет, отчего Матар (ТАТАРСКИЙ ЦАРЬ) тут же умер; войско его стало добычей МОНГОЛОВ. Этот рассказ подробно приведен в повествовании о Кабул-хане и его сыновьях.
    Другое [сражение] такое, [бывшее] во время Чингиз-хана. Хотя последний(Чингиз-хан) и прежде того ВОЕВАЛ С ТАТАРАМИ , [но однажды], найдя удобный случай, одержал над ними верх, МНОЖЕСТВО из них (ТАТАР) ПЕРЕБИЛ и полностью [их] разграбил. Это событие произошло так: некоторые ТАТАРСКИЕ племена, вождем и царем которых был Муджин 428-Султу 429, вступили в войну с хитайским императором Алтан-ханом, не [106] желая ему повиноваться. Хитайский император снарядил войско и, поставив предводителем его великого эмира, по имени Чинсан, послал воевать с татарами; так как последние(ТАТАРЫ) не имели силы сопротивляться хитаям, то устрашились и, отступив, обратились в бегство. Узнавши об этом, ЧИНГИЗ-ХАН, [используя] удобный случай, выступил в поход с окружавшим его войском, ударил на них, ПОБИЛ МНОЖЕСТВО [ТАТАР] и разграбил все, что они имели. Известно, что на той войне из числа захваченной добычи была серебряная колыбель, шитое золотом покрывало и разные другие блага, ибо в то время ТАТАРСКИЕ племена были самые состоятельные и самые богатые из всех кочевников. После этого [события] сын упомянутого Муджин-Султу, по имени Алак-Удур 430, и его брат Кыркыр 431-тайши объединились с каждым племенем МОНГОЛЬСКОГО народа и с другими племенами, [союзными с монголами], и сражались вместе с Чингиз-ханом, как будет [об этом] приведено в повествовании о нем.
    Когда всевышняя истина сделала Чингиз-хана могущественным и он победил имевшихся у него врагов вроде племен катакин, салджиут, тайджиут и дурбан, государя кераитов Он-хана [т.е. Ван-хана], Таян-хана, государя [племени] найман, Кушлук-хана, государя [племени] меркит, Токта-беки и других враждовавших с ним, ТО ТАТАРЫ , которые постоянно ходили на помощь и поддержку тех племен (ВРАГОВ МОНГОЛ), ослабели; а так как ОНИ (ТАТАРЫ ) были УБИЙЦАМИ и ВРАГАМИ Чингиз-хана и его отцов, то он повелел произвести всеобщее ИЗБИЕНИЕ ТАТАР и ни одного НЕ ОСТАВЛЯТЬ в живых до того предела, который определен законом [йасак]; чтобы женщин и малых детей также перебить, а беременным рассечь утробы, дабы совершенно их уничтожить, потому что ОНИ [ТАТАРЫ ] были основой мятежа и восстаний и истребили много близких Чингиз-хану племен и родов. Ни одному творению не было возможности оказать покровительство тому племени [т.е. татарам] или скрыть [кого-нибудь] из них, или [даже] нескольким из них, кои уцелели от истребления, обнаружиться и объявиться.
    Рашид ад Дин 13 век, министр в правительстве Хулагуидов
    Ответить
  • Анонимно 11 февр
    Профессор А. Щавелев пишет:
    "Ни историк, ни археолог НЕ обладают никакими научными методами для выявления факта биологической общности некой группы людей; это могут определить лишь физические АНТРОПОЛОГИ , ГЕНЕТИКИ и очень редко, при условии длительного включенногонаблюдения, — ЭТНОЛОГИ.
    Историки и археологи изучают лишь отражения “социокультурных оболочек” отдельных общностей: следы манифестаций их единства, найденные в текстах, изображениях и материальной культуре. В этом
    смысле они просто вынуждены в силу природы их источников быть исключительно “конструктивистами”, работая со знаковыми системами стратегий различения одной общности от другой и искусственными маркерами их идентичности"
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Список с писцовой книги Казанского уезда
    ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ



    Абдылей Мерезев, служ. новокр. пуст. Тямтиковская

    Агафьица, вдова Степана Левонтьева, дер. Шуман

    Агыш Мамтиков, ясач. чюв. дер. Яков (Аков).

    Адамгозя Аманов, ясач. чюв. дер. Верхние Мятеки

    Айдор Ситмаев. См. Одар Ситмаев.

    Акко Кудабердеев. См. Айко Кудабердее

    Акчюра Маметев, ясач. чюв. дер. Ертусья

    Акчюра Чюрин, ясач. чюв. дер. Большие Мятески

    Алак Козяков, [ясач.] чюв. дер. Карби

    Алебердей Ночюрин (чюв. дв. в поместье Бакшанды Нурушева), дер. Красная

    Алигульян Булатов, [служ.?], дер. Малая Кобеккозя.

    Алкаш [Досаев], служ. тат. дер. Чюваш

    Алмай Сетяков, чор. сотни Тууша Балаксина, Малмыжская волость

    Андрей Вотезин, новокр. дер Шуман.

    Андрей Лука, [служ. новокр.], дер. [Нырсывар?].

    Андриян Кондрашка (или просто Кондрашка?}, кр-н Меншика (или Ментика Андриянова?)

    Аника Филпипьев, служ. новокр.

    Анна Салтан, вдова служ. Чапкуна, дер. Укреч Култук.

    Антипко Авранов, ясач, новокр. дер. Алведин

    Анца, немчин (дв. в поместье Енгурчея Акчурина), дер. Иски Юрт.

    Анца Кутлеяров, НЕМЧИН (НЕМЕЦ), (ЧЮВАШСКИЕ ДВОРЫ . дп. в поместье Камая Смиленева), село Урсек.

    Анца Сонталеев, НЕМЧИ (НЕМЕЦ), (чювашские дворы, в поместье Бакшанды Нуру'шева) село Урсек.

    Арак Курмандербышев. См. Ураскурман Дербышев.

    Аранко Меменкулов (дп. в поместье Алгильдиша Мусина), дер. Мекеевская

    Артюшка Петров (чюв. д. в поместье Багиша Яушева), дер. Тамгачи.

    Арык Татаев, [ясач.] чюв. дер. Кунчюк.

    Асалтан Валеев, ясач. чюв. дер. Масры

    Астуганов Мереденов, [ясач.] чюв. дер. Ибря

    Аталык, брат Енгурчея Муралеева

    Атемиш Асенов, брат Курманака Кильдербышева, дер. Середине Алаты

    Атуган Шаликов, [ясач. чюв.], дер. Ебаш

    Афонасей Барсуков, сын бояр.

    Афонасей Нармацкой.

    Афоня Дербышалеев, [служ.] новокр. дер. Большая Сия

    Ахчюра Мамметев. См. Акчюра Маметев.
    ---------------------------------------------------------------------------------
    Все эти села -- находятся в Заказанье . Серодня все эти села --Высокогорского Атнинского,Пестречинского ,Лаишевского и Арского районов
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Бабихта [Байгильдеев], сын служ. Байгильды Тянтикова, дер. Большая Бимер.

    Багебрейко Янгильдеев, недоросль, дер. Мозяр

    Багильда Бакшандин, ясач. чюваш. дер. Хайван

    Багильда Пянтиков. См. Бангельдей Тямтиков.

    Багильда Тянтиков. См. Бангельдей Тямтиков.

    Багильдей Бахтеяров, [ясач.] чюваш. дер. Середине Алаты.

    Багильдей Дырчеев, ясач. чел. дер. Клюклер

    Багиш Мевкелев, [ясач.] чюваш. дер. Карби

    Багиш Яушев, князь.

    Баголдей Батишов, староста, дер. Коваль.

    Баегильда Тянтиков. См. Бангельдей Тямтиков.

    Бажен Давлезеров, ясач, чел. дер. Середняя

    Баиконкар. См. Бакай Чкартенкечев.

    Баим, чер. См. Микита Бакшигов.

    Баим, ясач. чюваш. дер. Исчегили

    Баиш Аманов, ясач. чюваш. дер. Верхние Мятеки

    Баиш Балаев, ясач. чюваш. дер. Культары

    Баиш Маметерев, дер. Баирли

    Баиш Толубаев, чюваш. дер. Ертуш.

    Байбахта Уразлыев, ясач. чел. дер. Тохтамышово

    Байбек Исламов, служ. дер. Кубяны

    Байгельда Тямтиков. См. Бангельдей Тямтиков.

    Байгильда Идызчеев, ясач. чюваш. дер. Клюклер

    Байгильда Мааметев. См. Байзильда. Мааметев.

    Байгильда Тянтиков. См. Бангельдей Тямтиков.

    Байгильдей Агишев, ясач. чюваш. дер. Коваль

    Байгульян Булатов. См. Байгул Булатов.

    Байкей Бигильдеев, ясач. чюваш. дер. Кутернес

    Байчюра Конакозин, ясач. чюваш. дер. Коротай

    Байчюра Тякичев, [ясач.] чюв. дер. Епанчины.

    Бакейка Пердеев, ясач. чюваш. дер. Итернес.

    Баксей Чекеев (чюваш. дв. в поместье Бакшанды Нурушева), дер. Красная

    Бакшалда Урекеев, ясач. чюваш. дер. Кутернес

    Бакшан Бакишев. См. Бакшиах Баки

    Бакшанда Нурушев, князь. село Урсек

    .Бакшиах Бакишев, дер. Салауч

    Бангильдей Яушев, [ясач.] чюваш. дер. Верески

    Банчин Казачев, ясач. чел. дер. Крылай

    Баранча Аксентов. См. Баранчейка Ансеитов.

    Баранчейка Ансеитов, бобыль, дер. Чегурчи.

    Барачик Арачик, дер. Крылай

    Басуба, дер. Баирля

    Бахта Девлезерув, староста, дер. Нижние Метески

    Бачик Карачеев, староста, дер. Крылай

    Бачюра Аксеитов. См. Баранчейка Ансеитов.

    Баш, брат Текея, дер. Чюваш

    Бегеев Чювашев, [ясач,] чюв. дер. Ибря

    Бегиш Баушов, ясач. дер. Унба.

    Безергенев Барыныков, [ясач.] чюв. дер. Карби

    Бекелей Елболдеев, чюв. дер. Аков.

    Бекеш Налгозин, ясач. чюв. дер. Облы.

    Белек, отец Шимьяра Беликова, дер. [Кульсары?]

    Белек Еналеев, ясач. дер. Тямти

    Беленица Зюзин, дьяк

    Беляк Оксентов, ясач. чюв. дер. Айша.

    Берельгозя Сасенев (чюв. дв. в поместье Ишея Хозяшева) д. Бимер Товалево.

    Бехтемир Безлегенеев, ясач. дер. Кулсары

    Бехтемирев

    Бибик, князь.

    Бигильдей Шендербышев, ясач. чюв. дер. Культары

    Бигиш Баушев, ясач. дер. Унба

    Бизгилдей Салдербышов, ясач. дер. Кулсары

    Бизиргич Янторин, дер. Ишари.

    Бисара Текеев, служ. дер. Малой Салтан.

    Бичей Елбодин, чюв. дер. Морлы

    Бичура Кудашов, чюв. дер. Середине Алаты

    Бичюра Баишев. См. Бирю Баишев.

    Бичюра Югушев, ясач. чюв. дер. Большая Атня.

    Блигильдей Мамеделев, [ясач.] чюв. дер. Кунчюк

    Блиш Мелкованов, служ. дер. Шетнева.

    Богдан Чекенеев. См. Богдан Чеменеев.

    Богдан Чеменеев, служ. новокр. пуст. Большой

    Богдаш Токаев, ясач. чюв. дер. Налгозя

    Богдашка Токаев, чел. князя Иваная

    Боконяй Усенов, ясач. чюв. дер. Кокча

    Болан Ченгереулов, дер. Саралай Балги

    Болашко Чюреев. См. Булакош Чюреев.

    Болдай Андеяров, дер. Нижние Метески

    Болтач Курмачев, [ясач.]чюв. дер. Верески

    Борис [Иванов], сын Ивашки Кузьминского, пуст. Малая Сердя

    Борис Мерясенин. См. Борис Мерясенев.

    Борис Месенев. См. Борис Мерясенев.

    Борис Месецкий, князь. дер. Урмат

    Борис [Тыртов], брат Василия Тыртова, дер. Иски Казань

    Босней Тенчюрин, [ясач. чюв.], дер. Нижние Метески

    Боташ [Утешев], сын служ. Утеша Мамкечева, дер. Кормогози

    Буканей Усянов, ясач.

    Булакош Чюреев, сын [служ.], дер. Чюваш

    Булан Чагилев, дер. Икараишева

    Булат Енмаметев, дер. Бурнашева

    Булатья Булатов, новокр. дер. Верхняя Кобеккозя.

    Булаш Чюреев. См. Булакош Чюреев.

    Булашко Чюреев. См. Булакош Чюреев.

    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    С списках больше всех ЧЮВАШ-МУСУЛЬМАН . Чювашами-суасами тогда называли предков казанских татар ,..Если чюваш воходил в СЛУЖИЛОЕ СОСЛОВИЕ его уже назыали СЛУЖИЛЫМ ТАТАРИНОМ
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Попадются и воеенопленные прибалтийские немцы-ливонцы или их пототмки
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    чюв.-сокращенно --чюваш
    Ответить
  • Анонимно 12 февр
    Анца, НЕМЧИН (дворовый . в поместье Енгурчея Акчурина), дер. Иски Юрт.

    Анца Кутлеяров, НЕМЧИН (НЕМЕЦ), (ЧЮВАШСКИЕ ДВОРЫ . дп. в поместье Камая Смиленева), село Урсек.
    Анца Сонталеев, НЕМЧИН (НЕМЕЦ), (чювашские дворы, в поместье Бакшанды Нуру'шева) село Урсек.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров