Сергей Когогин: «Нужно сжиматься? Будем сжиматься. И готовиться к новому рывку»
Продажи ОАО «КАМАЗ» упали в 4-5 раз по сравнению с «обычным» годом
На итоговом заседании горсовета Набережных Челнов в минувшую пятницу одним из главных докладчиков стал гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он рассказал о том, какие меры по преодолению кризиса уже приняты, какие будут приняты в скором времени, и признался, что этот кризис его пугает больше, чем предыдущие. Впрочем Когогин видит в нем для себя не столько риски, сколько вызов. Тем не менее, на «КАМАЗе» сегодня, как выяснил корреспондент «Реального времени», экономят чуть ли не каждую копейку.
Кризис Когогин встретил со своей фирменной невозмутимостью
Сергей Когогин на любых совещаниях всегда невозмутим и спокоен, как стоик. Тем временем по лицам отдельных руководителей на пятничном совещании горсовета по экономическим итогам Набережных Челнов за 2014 год можно было прочитать явную тревогу и озабоченность («где взять деньги?», «как перекредитоваться?», «клиенты уходят»), не говоря уже о стандартных кулуарных разговорах, в которых размеренным ударом всякий раз звучало слово «кризис». Глава автогиганта, если и встревожен, то не подает виду. Не нервничает, не паникует, говорит всегда хладнокровно, тихим спокойным голосом, как если бы докладывал о ежемесячных итогах закупок карданного вала.
Так Когогин выглядел и осенью 2008 года — клятвенно заверяя автора этих строк, что никакого кризиса нет, а если и есть, то «КАМАЗ» к нему готов. Так он выглядел и в пятницу у трибуны, выступая перед аудиторией во главе с президентом РТ Рустамом Миннихановым и мэром автограда Наилем Магдеевым. Главное отличие сегодняшнего Когогина от Когогина образца 2008 года — в тональности отчета, в котором гендиректор автогиганта назвал все вещи своими именами.
Однако и говоря о вере в преодоление (очередное) кризиса «КАМАЗом», начал издалека (решив, по-видимому, вдохнуть в слушающих нотки оптимизма), заметив, что те креативные советские люди, которые построили автогигант в 1970-х, сегодня опытные профессионалы своего дела и продолжают решать управленческие и экономические проблемы города. Тем более что проблемы на этот раз, похоже, серьезнее, чем в 2008-2009 годах.
«Этот кризис вызывает очень серьезное беспокойство»
«Не буду скрывать, что ситуация сверхсложная. И, хотя экономика нашей страны переживает кризис не в первый раз, этот кризис вызывает очень серьезное беспокойство, потому что непонятно, когда мы увидим его финиш», — признался глава автогиганта.
При этом, по его словам, ему и его менеджменту понятно, чем и как заниматься. «КАМАЗ» предпринимает «все необходимые усилия, чтобы ответить на вызов падающего рынка». В частности, проводит «мероприятия по сокращению издержек». А для того чтобы сохранить коллектив и стабилизировать ситуацию, объявили о начале общественных работ. Почти 20 тыс. человек сегодня, по словам Когогина, занимаются этими работами на «КАМАЗе». Вопрос — кто будет оплачивать весь этот «банкет»? Ответ — федеральный бюджет. Во всяком случае, «КАМАЗ» надеется, что положительное решение по этому вопросу будет принято уже в марте.
«Думаю, в марте решение будет принято — деньги из федерального бюджета будут выделены. И мы сможем оплатить большее количество участвующих в работах. Это необходимо сделать в первые полгода, — предупредил он и перешел к минорной части доклада. — Так как сегодня мы видим на рынке РФ очень серьезное падение, и оно продолжается. Если брать в среднем продажи в обычный год от 150 до 200 автомобилей в день, то сейчас мы продаем от 30 до 50 грузовиков».
Как, закрывая кран с водой, выйти в прибыль в кризис
В то же время «КАМАЗ» умудрился за прошлый год в условиях кризиса увеличить свою долю на рынке, продав 38,9 тыс. машин и заняв почти 50% российского рынка. (И это притом что продажи «КАМАЗа» в РФ в 2014 году сократились на 14%.) Но для стабильной работы компании этого, увы, недостаточно, признался топ-менеджер автогиганта. Готовясь к кризису, компания считает буквально каждую копейку. Сокращает издержки.
«Выключать свет, закрывать кран с водой… Это дает очень много. Оптимизируем рабочие процессы. На каждом рабочем месте каждый работник думает о том, как сэкономить средства для компании. Получается! — радостно заявил Когогин. — В прошлом году мы свою программу сокращения издержек реализовали на 9 млрд рублей, получив в итоге даже прибыль, она небольшая, ну все-таки прибыль, а не убытки (в 2014 году автогигант получит чистую прибыль по МСФО на уровне 500 млн рублей, тогда как чистая прибыль компании в 2013 году составила 4,45 млрд рублей — прим. ред.).
И добавил, точно в свое оправдание: «А в других компаниях автопрома в России вообще прибыли практически не было».
Сыграть на разнице курсов
Когогин также заверил, что он и его компания предпринимают меры для решения проблемы, возникшей из-за разницы курсов валют (напомним, «КАМАЗу» не удалось выйти на запланированный финансовый результат, по мнению руководства, именно «из-за разницы курсов валют» — прим. ред.). Как считает гендиректор компании, «КАМАЗу» очень важно в этих условиях увеличить долю экспорта. Сейчас подразделения автогиганта, отвечающие за внешнюю торговлю, отрабатывают «ряд серьезных экспортных контрактов» как на территории бывшего СНГ, так и за его пределами. При этом Когогин рискнул сделать предположение, что сегодняшняя валютная разница позволяет рассчитывать, что «КАМАЗ» «становится конкурентоспособным».
«Очень важно для «КАМАЗа» не остановить программу развития! Если в этот раз мы остановим инвестиции, не проведем модернизацию производства, то отставание будет уже навсегда, — предупредил топ-менеджер. — Мы обратились к правительству РФ, нами были получены госгарантии на необходимые для «КАМАЗа» инвестиции. Сейчас идет подписание и оформление этих мероприятий и документов. Мы находим понимание во всех органах российской власти».
«Покупай отечественное, работай на отечественное»
Кроме того, Сергей Когогин считает, что к кризису надо подходить не с ужасом, а пытаясь разглядеть выгоды. Так, «КАМАЗ» будет лечить кризис «не сокращением спроса, а поддержанием спроса». Что это значит? А то, что, например, запущенные прошлой осенью предложения клиентам по программе утилизации автомобилей оказались, как считают в компании, удачными: «люди поняли, как это работает, научились». Теперь это, по мнению Когогина, может помочь клиентам обновить парк. Поэтому программу продлили и на первый квартал 2015 года, «что позволит рассчитывать «КАМАЗу» на восстановление спроса на рынке». Рассматривается и механизм субсидирования процентных ставок — по этому поводу компания также работает с госорганами.
В финале своего выступления Сергей Когогин, по-видимому, на время позабыв о капитализме, сделал упор на чисто социалистической солидарности и заговорил лозунгами — чуть ли не «все для фронта, все для победы»: именно призыв помогать друг другу (в условиях жесточайших западных санкций) должен помочь, по мысли топ-менеджера, преодолеть кризис.
«Вообще настало время обратиться друг к другу с призывом «Покупай отечественное, работай на отечественное». В команде мы всегда будем сильнее! — заявил он, впрочем, тут же объяснив эти лозунги цифрами. — Если брать мультипликативный эффект, который могут оказывать на экономику РТ и города такие компании, как наша, то я скажу, что у нас бюджет закупок — 62,5 млрд рублей. Почти 30% этого бюджета — продукция предприятий Татарстана. Мы с удовольствием увеличим эту долю, только есть одно но: продукция должна соответствовать требованием современного автопрома по качеству, по цене».
Когогин уверен, что «вызовы политики и экономики создадут для нас новые возможности»: «Мы пережили не один кризис. Нужно сжиматься? Будем сжиматься. И готовиться к новому рывку».
Фото: «Челнинские известия», kamaz.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.