Низкие зарплаты Казани. Во всем виновата автомобилизация?

Эксперт увидел зависимость средней зарплаты в городе от доли пожилых людей в нем

Низкие зарплаты Казани. Во всем виновата автомобилизация? Фото: Максим Платонов

Средний размер зарплаты для казанцев уже стал притчей во языцех, и уже давно идут обсуждения того, что реальные доходы далеки от публикуемых цифр статистики. Известный блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев в авторской колонке для «Реального времени» порассуждал о теме зарплат и нашел интересные закономерности.

Налоговая служба начала указывать в данных 5-НДФЛ количество плательщиков по разным статьям, поэтому теперь представилось возможным точно посчитать среднюю зарплату в крупнейших городах РФ. За зарплату принимались все соответствующие строки: собственно зарплата, отпускные, премии и командировочные. Количество уникальных плательщиков бралось по количеству получающих базовую зарплату. К сожалению, ФНС публикует данные с большой задержкой, поэтому данные доступны лишь за 2016 год, и они вот такие:

За исключением Москвы и Петербурга, в остальных крупнейших городах средняя зарплата колеблется в интервале 21—31 тыс. рублей. Казалось бы, разница не такая большая. Но если вычесть из зарплаты прожиточный минимум 9—11 тыс. рублей, сумму, необходимую для физического выживания, то получаем двукратную разницу по качеству жизни между лидерами и аутсайдерами. Что интересно, значительно различается и количество работающих на 1000 населения. Можно предположить, что сказываются приезжие в больших агломерациях (Самара, Нижний Новгород) или крупных регионах (Екатеринбург, Краснодар). Интересно посмотреть, как отражается средняя зарплата на демографических показателях. Вроде бы очевидно, что более богатые города должны привлекать больше мигрантов. Здесь и далее точка красного цвета соответствует Казани.

Действительно, такая связь есть, но корреляция не самая хорошая. Более явная корреляция наблюдается даже с естественной демографией:

Казалось бы, все прекрасно, более высокие заработки вселяют оптимизм и позволяют больше рожать и меньше умирать. Но зная, что в РФ склонны много рожать не самые благополучные, закрадывается зерно сомнения. И я решил посмотреть возрастную структуру населения:

По этим данным, крупнейшие города РФ можно четко разделить на «молодые» (Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Омск, Тюмень, Уфа, Челябинск) и «старые» (Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород, Ростов, Самара, Саратов), только Новосибирск остался где-то посередине. Причем чем «старее» город, тем ниже в нем зарплаты. Зависимость средней зарплаты в городе от доли пожилых людей в нем действительно явная:

Но что является причиной, а что следствием? Пенсионеры согласны на меньшие зарплаты, или просто экономика в «старых» городах развивается хуже. Скорее всего, оба фактора связаны диалектически. Ну а более позитивная рождаемость для «молодых» городов и вовсе очевидна.

Далее можно проанализировать связь зарплат с крупнейшими тратами наших граждан — недвижимостью и автомобилями. Очень необычной, на первый взгляд, кажется полная независимость строительства жилья (среднегодовой ввод за три последних года) от зарплат:

По статистическим данным, возможными являются два механизма, обуславливающие вышеприведенный факт. Во-первых, застройщики и риелторы привязывают цену квадратного метра к зарплатам в городе, что выравнивает объемы застройки. Чем богаче город, тем дороже там жилье, в результате жители не могут купить больше метров. Во-вторых, города с высокой зарплатой привлекают больше мигрантов, которые приезжают и покупают жилье. В результате миграции дополнительно завышается цена квадратного метра, и местные жители могут купить меньше недвижимости.

Зато вот авторынок явно зависит от зарплат, на графике показаны данные «Автостата» по числу зарегистрированных за 2017 год новых автомобилей в городе:

В глаза бросается чрезмерно большой показатель для Казани. В последнее десятилетие из бюджета было выделено огромное количество средств, подстегивающих автомобилизацию: развязки Универсиады, многоуровневые парковки, более частая замена асфальта. Как результат, мы получили аномально высокий авторынок. Нельзя сказать, что это хорошо, поскольку это мощный инструмент по выкачиванию денег из Казани и даже РФ: большинство продающихся автомобилей — иномарки, 80—90% цены которых — это просто наценка, уходящая иностранным брендам.

Резюмируя: Казань можно назвать середняком по зарплатам среди крупнейших городов РФ. Однако за счет ряда факторов (большое число вузов, вложения в инфраструктуру) город молодой и имеет хорошую демографию, а значит, и более интересные перспективы. «Обратной стороной» вложений в инфраструктуру являются высокие траты на автомобилизацию и, как следствие, отток денег из экономики города. Если властям города удастся приостановить эту тенденцию, повысив развитие общественного транспорта, то Казани удастся закрепиться среди городов-лидеров по социально-экономическому развитию.

Тимур Ямашев
ОбществоВластьИнфраструктураБизнесТранспорт Татарстан
комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 04 сен
    В принципе правильно, но общественный транспорт у нас в городе в удручающем состоянии, застыл в реалиях транспортной реформы десятилетней давности. Да, она была хороша, но мир не стоит на месте. Отдельная тема пешеходная инфраструктура. Извините, но я с двумя маленькими детьми по этим подземным и надземным переходам скакать не намерен, пандусов почти нет, лифты не работают, быть пешеходом в Казани это унижение, особенно если ты маломобилен (родители с колясками тоже входят в эту группу). Автобусы то стоят по пол часа на остановках, то носятся, как угорелые; кондиционеров нет, летом ад; нормального приоритета нет, стоим в пробках, как и все. Явно назрела новая транспортная реформа с изменением самого подхода, когда ПАТП и водители получают деньги от четкого исполнения графика, а мэрия собирает деньги через валидаторы и переодические проверки контролеров; плюс изменение маршрутов с системой оплаты: маршруты максимально прямые и линейные, оплачиваешь проезд за время, вне зависимости от количества пересадок. Ну и демонтаж этих надземных переходов, которые и так ржавеют и сами скоро развалятся
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Absolutly шулай!
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    В точку!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    На среднюю зарплату больше всего сказывается сговор предпринимателей.Просто в каждом городе устанавливается своя негласная зарплата и как человек не бегай больше всё равно нигде не дадут.С другой стороны например цена квадрата жилья это чисто рекламный продукт.Втемяшили людям в голову что Казань пуп земли и вот вам почти столичные квадратные метры.А вот если смотреть по машинам то бросается разница в составе машинного парка.На фоне других городов в Казани более молодой и более престижный автопарк.Что тут или закредитованность или серые зарплаты в конвертах сказать трудно.Но факт на лицо.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Если бы были большие серые зарплаты, тогда город бы не был середняком по строительству. Сказывается любовь казанцев к машинкам.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Ну Казань много лет была лидером по строительству, отчасти рынок насытился просто, отчасти прав автор про автомобилизацию. Часто перед семьёй стоит вопрос:новая машина или квартира? Средняя машина стоит зачастую дороже, чем разница между старой и новой квартирой
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Не только любовь. В городе созданы максимально дискомфортные условия, для других способов передвижения.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    В том же Нижнем Новгороде ОТ кошмарный, но и новых автомобилей мало. В подобных тенденциях много факторов, нельзя сложные вещи описать одним простым ответом
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Где это вы в центре в районе садового увидели цены на квартиры как в казани? Они там до 5-10 раз выше, посмотрите, проедьтесь. В районе метро Белорусская квартиры по 50-80 млн обычное дело. НА Сибгата Хакима качественную двушку за 8-10 можно купить, трешка по 10-15.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Какие 8-10? За 5-6 можно найти хорошую квартиру.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Интересная аналитика!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Очень познавательно! Молодец!
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    С интересом посмотрела
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Середняк по зп, но по ценам на продукты как в мск или в ленинграде
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Цены у нас действительно как в мск и питере... Вот бы еще зп вывели на эти уровни
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Кажется еще в 2013 средняя зп была 30 тыс рублей. Неужто она упала, потому как даже бюджетникам на какие то 10-15% за это время подняли зп
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    В 2013 году 30-ка была весьма хорошей зарплатой.
    Ответить
  • Анонимно 05 сен
    Откуда берутся такие умники? Причём тут автовладельцы - если нет денег у тебя, зачем другим создавать проблемы? Не покупай тогда ничего, что не делается в городе - и не будет оттока денег - бред про показатели и машины
    Ответить
    Анонимно 05 сен
    Просто у автомобилей очень высокий процент маржи, который утекает, намного выше обычных товаров. Вдобавок эти машины только ухудшают качество жизни в городе.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    ути пути, задели патриота, который и себя любит, теперь заснуть мысли мешают)?
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    ути пути, задели патриота, который и себя любит, теперь заснуть мысли мешают)?
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    у автора как и его симпатищантов ЕСТЬ МАШИНА. но очень многим горожанам уровня амебы трудно поверить в сознательное поведение других. я свое семиместное авто никогда не гоняю, чтобы отвезти одну свою тушку в места регулярного посещения. иногда в ОТ конечно же вспыхивает конфликт а-ля вы мне ногу отдаввили, говорю - я тут с вами, чтобы моя машина ваш автобус в пробке лишние секунды не держала. никогда не вижу столько злобы в ответ, как в таких случаях. людям очень неприятно соседствовать с сознательными, не гребущими под себя и выпячивающими это.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров