Татарстан-2030: будущее республики вынесут на общественное обсуждение

Леонтьевский центр завершил разработку проекта стратегии «Татарстан-2030»

Татарстан-2030: будущее республики вынесут на общественное обсуждение
Фото: realnoevremya.ru

Экономисты Леонтьевского центра завершили почти двухлетнюю работу над стратегией социально-экономического развития Татарстана до 2030 года. На встрече с представителями центра во главе с экс-министром финансов России Алексеем Кудриным президент РТ Рустам Минниханов заявил, что стратегия будет изучена и вынесена на обсуждение татарстанского парламента. Впрочем, эксперты «Реального времени» единодушны в том, что в существующей экономической ситуации составлять долгосрочные прогнозы — дело крайне неблагодарное. Сегодня, по их мнению, можно лишь определить некие векторы развития республики, а вот просчитать конкретные показатели попросту невозможно.

Леонтьевский центр завершил разработку стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года, которую вел с 2013 года по заданию республики. Итоговый проект ключевого для региона документа был представлен главе Татарстана 15 января в Москве на встрече с деканом факультета свободных искусств и наук СПБГУ Алексеем Кудриным, сообщает пресс-служба президента РТ.

«Сейчас стратегия меняет хозяина. Раньше это был продукт работы консультантов, а теперь это предмет работы республики», — заявил на встрече Кудрин. Рустам Минниханов поручил «доработать шероховатости, расписать программу мероприятий и внести в Госсовет», говорится в сообщении.

Напомним, президент Татарстана инициировал разработку стратегии развития региона еще в 2013 году. Выполнить специфический заказ взялся «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» при участии инвестиционно-консалтинговой компании AV Group, ООО «Лаборатория градопланирования», Независимого центра социологических исследований, Независимого института социальной политики, аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, Исследовательского института Номура. Куратором разработки стал экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.

Стратегия, состоящая более чем из тысячи страниц аналитики, позиционируется как документ № 1 для Татарстана. До весны ей предстоит пройти этап общественного обсуждения. «Для презентации результатов проекта по подготовке Стратегии намечена международная конференция», — говорится на официальном сайте проекта.

Отметим, что итоговый текст документа пока не опубликован. По информации сайта стратегии, в качестве точек роста Татарстана она рассматривает такие инвестпроекты, как «Иннополис» и «Смарт Сити Казань», три татарстанские агломерации, с формированием единого Волжско-Камского метрополитенского региона (Казань-Альметьевск-Набережные Челны). Кроме того, стратегия делает акцент на развитии сельских территорий и в особенности на создании и удержании в республике человеческого капитала.

В ходе разработки стратегия уже встречала критику со стороны местных чиновников. В августе прошлого года на совещании в минсельхозе РТ председатель правления AV Group Алексей Крыловский предложил в рамках стратегии вместо агрохолдингов создать агропромышленный кластер — совокупность предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые осуществляли бы полную цепочку производства, переработки и сбыта продукции по принципу «социальное через экономику». Тогда министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов назвал доклад «слишком теоретизированным», намекнув на то, что экономисты не проработали практических шагов по реформированию отрасли.

Стоит отметить, что некоторые проекты, обозначенные в стратегии как приоритетные, уже потеряли свою актуальность. Так, например, проект строящегося под Казанью города-спутника «Смарт Сити» временно отложен из-за экономических трудностей, которые не позволяют вкладывать бюджетные средства в его инфраструктуру. Это подтвердил журналистам президент Татарстана в конце прошлого года.

Теперь же, учитывая экономическую ситуацию, которая сложилась в Татарстане и в России в последние месяцы, эксперты полагают, что стратегия «Татарстан-2030» теряет свою ценность. «На уровне концепций в общих словах это правильные тренды, но практического смысла сейчас это не имеет. Детальный и долгосрочный анализ сейчас бесполезен», — сказал «Реальному времени» аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк. По его словам, это связано со слишком быстро меняющейся экономической конъюнктурой, из-за которой сложно спрогнозировать развитие ситуации даже на полгода вперед.

С учетом падения цены на нефть приоритетными могут стать не нефтяные, а какие-то другие проекты, считает Шенк

«К сожалению, точные прогнозы сейчас нельзя делать ни на какой срок. Мы может только предположить, но все зависит от очень многих факторов, таких как геополитика и цены на нефть, которые сейчас очень трудно предсказывать. У аналитиков сейчас очень большой разброс мнений по этому вопросу, точно никто не знает. Очень много неопределенности, поэтому ценность даже прогнозов на год очень мала», — говорит он. Точки роста, обозначенные в стратегии, тоже могут быть уже не актуальны, считает аналитик: «Учитывая меняющуюся конъюнктуру, вектор развития тоже может измениться. Например, с учетом падения цены на нефть приоритетными могут стать не нефтяные, а какие-то другие проекты».

Отчасти с ним солидарен и завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ Сергей Сергеев. «Смысл стратегии не в том, чтобы прогнозировать детали — это невозможно, а в том, чтобы выработать основное направление, в котором двигаться», — сказал он «Реальному времени». Однако он предположил, что долгосрочный документ, пусть и без конкретных показателей развития, Татарстану нужен. «В перспективе за 15 лет еще и не один кризис может случиться, но мы же должны знать, где хотим оказаться. В этом смысле прогнозы Стратегии-2030 или даже 2050 достаточно полезны, если делаются компетентными экспертами», — говорит он, отмечая при этом, что спрогнозировать экономические показатели развития Татарстана вряд ли возможно. «Считаю, что, возможно, какие-то количественные показатели не будут достигнуты. Их можно четко прописать максимум на 3-5 лет. С другой стороны, у нас такая страна, что, если это не будет принято и прописано, это будет просто сотрясание воздуха», — говорит он, отмечая, что механизм реализации стратегии «не продуман». «В целом такая вещь нужна, но не для того, чтобы последний клерк это исполнял, а чтобы определить общестратегическое направление республики», — считает профессор. Что касается существующей экономической нестабильности, то такие явления, как колебания курсов валют на 20% в течение дня, «в долгосрочном планировании сглаживаются».

Аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко полагает, что в текущей макроэкономической ситуации любые прогнозы на такой длительный временной период делать сложно, поскольку волатильность на мировых финансовых рынках очень высокая, да и на политической арене сейчас присутствует очень много неизвестных. Это ставит под удар в первую очередь региональные бюджеты. «Местным властям сейчас надо сконцентрироваться на оптимизации издержек, повышении эффективности расходования бюджетных средств и привлечении зарубежных капиталов для инвестиций в ключевые инвестиционные проекты. На срок до 2030 года стоит планировать только ключевые показатели развития экономики и направления деятельности правительства. В идеальной ситуации республике нужно выйти на темпы роста, превышающие среднероссийские в 1,5-2 раза», — полагает эксперт.

Завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева Владимир Беляев также считает, что положения стратегии «Татарстан-2030» будут трудновыполнимыми и составляются либо «от балды», либо исходя из интересов чиновников. «Прогнозы можно делать на любой срок, а вот планы составлять, я думаю, целесообразно на 7 лет. Но поскольку сейчас такая неопределенная конъюнктура — международная, экономическая, политическая, внутренняя, — то прогнозы будут ни на чем не основанные», — сказал он «Реальному времени». Профессор считает, что еще больше отдаляет прогнозы от реальности тот факт, что стратегию разрабатывают не татарстанские специалисты, а привлеченные. «Люди, которые здесь не жили, не понимают специфики ни населения, ни географии, ни климата, ни экономики, ни социальной структуры не могут нам сделать здесь что-то хорошее. Это бессмысленно. Нужно привлекать своих», — считает он. Тем не менее ученый позитивно оценивает будущее Татарстана через 15 лет. «Я считаю, что рано или поздно и Россия в целом, и Татарстан в частности вылезут из любых кризисов, и за ближайшие 15 лет народ заставит власть считаться с собой. Поэтому перспективы оптимистические», — говорит он.

Фото prav.tatarstan.ru, tetushi.tatarstan.ru, nnm.me

Дина Валиуллина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров