Ложь во спасениИ: сокращения в МЧС продолжились, а зарплаты за 4 года не выросли
Итог провала реформы в МЧС: катастрофа в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово и отставка министра Владимира Пучкова
Аналитическая служба «Реального времени» год назад уже писала о ситуации, связанной с сокращениями кадров и медленным ростом (а временами даже падением) зарплат в МЧС в последние 3 года. В 2017 году положение почти не изменилось. Реальные зарплаты фактически «заморожены» с 2013 года и индексируются разве что на размер инфляции, тогда как сокращения происходят ежегодно, делая территориальные органы службы все более неукомплектованными. Реформа чрезвычайной службы, по сути, провалилась, и следствием этого стала не только трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», но и отставка министра Владимира Пучкова.
Сокращения не сокращаются
Сокращение сотрудников МЧС в прошлом году продолжилось. Напомним, в 2013—2016 годах было сокращено 28% спасателей, в 2017 году за ними последовали еще 6% — более 1 тыс. человек. Таким образом, численность сотрудников территориальных органов МЧС составила чуть более 17 тыс. человек (сюда не входят гражданский персонал и сотрудники государственной противопожарной службы).
Самые серьезные сокращения произошли в Ставропольском (в 2017 году уволено почти 40% персонала) и Хабаровском краях (-35,7%), Нижегородской (-34,2%), Рязанской (уволена почти четверть сотрудников) и Свердловской областях (-17,6%). Сокращения прошли в 74 регионах РФ. Только в четырех субъектах РФ, в том числе в Башкортостане, численность сотрудников МЧС в 2017 году не изменилась. В восьми регионах она незначительно выросла, а вот в Камчатском крае увеличилась более чем в 4 раза, со 126 до 425 человек. Причем не сказать, что это как-то коррелирует с большим количеством чрезвычайных ситуаций в регионе: напомним, в нашем исследовании статистики ЧС в РФ отмечалось, что на Камчатке в 2016 и 2017 годах произошло по одной ЧС с общим числом жертв 25 человек, хотя еще в 2015 году в семи ЧС погибли 165 жителей края.
Татарстан потерял в 2017 году еще 5% сотрудников МЧС — численность их в РТ составила теперь немногим более 300 человек. Не считая Нижегородской области (см. выше: численность сотрудников местного МЧС сократилась в 2017 году с 509 до 335 человек), это самое серьезное сокращение в ПФО. Всего с 2013 года под кадровый «нож» попала почти треть татарстанских спасателей (31%).
Больше всего за 4 года пострадали территориальные подразделения МЧС в Хабаровском крае (уволено почти 60% сотрудников) и Ставропольском крае (-54%), Нижегородской (-53%) и Свердловской областях (почти половина работников).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 |
Российская Федерация | 17 043 | 18 111 | 21 243 | 23 472 | 24 830 |
г.Москва | 952 | 1 050 | 1 202 | 1 514 | 1 578 |
г.Санкт-Петербург | 761 | 804 | 943 | 1 055 | 1 124 |
Тюменская область | 624 | 678 | 813 | 926 | 967 |
Московская область | 592 | 630 | 749 | 735 | 705 |
Красноярский край | 501 | 517 | 632 | 718 | 804 |
Камчатский край | 425 | 96 | 109 | 121 | 126 |
Ростовская область | 360 | 376 | 417 | 472 | 552 |
Иркутская область | 347 | 370 | 462 | 490 | 522 |
Но сотрудников территориальным подразделениям МЧС не хватает
В прошлом году мы обращали внимание на то, что сокращения никак не коррелировали с укомплектованностью персонала, а проводились фактически ради повышения зарплаты. На кадровую политику последние 2 года действовал и указ президента РФ от 2016 года, в соответствии с которым предельная численность работников территориальных органов МЧС устанавливалась в 20,3 тыс. единиц (ранее она составляла 26,3 тыс. человек). На тот момент, к началу 2016 года, в них работали 21,2 тыс. человек. «Закатав рукава», кадровые службы выполнили и, кажется, перевыполнили план: уже к концу 2016 года было уволено более 3 тыс. человек, а в 2017 году, как уже отмечалось, еще тысяча. Таким образом, нынешняя численность сотрудников региональных МЧС не добирает до предельной 3 тыс. человек. И это еще не предел: план на 2018 год — сократить до 10%. Правда, в ведомстве уверяют, что сокращения коснутся лишь руководящего состава территориальных подразделений.
Неудивителен и результат: в целом по России к концу 2017 года укомплектованность (отношение фактической численности к штатной) оказалась самой низкой с 2013 года, составив 89,6% (не хватает около 1 700 человек). В 2013 году укомплектованность составляла 93,7%, а лучшим годом в этом смысле был 2014-й, когда она доходила до 95,3%.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | Уровень управления | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 |
Республика Саха (Якутия) | региональный | 76,2 | 90,2 | 95,9 | 86,8 |
Магаданская область | региональный | 76,3 | 89,6 | 86,9 | 90,2 |
Мурманская область | региональный | 77,7 | 93,3 | 91,7 | 90,8 |
Тверская область | региональный | 78,9 | 87 | 86,4 | 89,9 |
Приморский край | региональный | 79,5 | 88,5 | 97,2 | 91,1 |
Республика Крым | региональный | 80,4 | 84,2 | 88,8 | |
Курганская область | региональный | 82,4 | 92,3 | 89,1 | 95,7 |
Вологодская область | региональный | 82,8 | 92,7 | 96,1 | 99,3 |
Амурская область | региональный | 83,3 | 92,3 | 94 | 93,8 |
Татарстанское МЧС — одно из самых неукомплектованных в ПФО
Самыми неукомплектованными структурами в 2017 году стали территориальные подразделения МЧС в Якутии (укомплектованность составила всего 76,2%), Магаданской (76,3%), Мурманской (77,7%) и Тверской областях (78,9%). И даже в Крыму, несмотря на отдельное внимание российских властей к региону, она снижается не первый год: с 88,8% в 2015 году она упала до 80,4% к 2017-му. Самая низкая укомплектованность в ПФО теперь в Нижегородской области — 88,2% (еще в 2016 году она составляла 95%). Второй по неукомплектованности регион в ПФО — Пензенская область (88,8%), а на третьем месте, увы, Татарстан — здесь не хватает 10% сотрудников (отметим, что только в 2016 году в татарстанском МЧС сократили 12% сотрудников).
Наиболее укомплектованы подразделения МЧС в кавказских регионах — в Карачаево-Черкесии (97,1%), Ингушетии (97,9%), Кабардино-Балкарии (98%), а также в Орловской области (97,2%). Отметим, в число самых укомплектованных территориальных подразделений вошли МЧС сразу четырех регионов ПФО: Чувашии (96,8% — редкий случай, здесь она в 2017 году выросла на 1,25%), Ульяновской области (96,6%), Марий Эл (96,4%), Удмуртии (96,3%).
Впрочем, ни в одном регионе РФ по итогам 2017 года нет полностью укомплектованного территориального подразделения, хотя в прошлом году таковых было четыре: Северная Осетия, Ингушетия, Саратовская и Орловская области. Но в 2017 году в Саратовской области сократили 7% сотрудников и численность спасателей уменьшилась с 229 до 213 человек. В итоге укомплектованность составила там 91,8%.
На бумаге оклады выросли в 2,5 раза, а реальные зарплаты упали
Итак, мы имеем дело с парадоксальным решением властей — продолжать увольнять сотрудников МЧС при ежегодном снижении укомплектованности территориальных подразделений. Объяснить это предположением, что кадровые службы действительно стараются увольнять административных работников (управленцев), а не рядовых сотрудников, которые работают в тяжелых условиях, нельзя.
В голову приходит более очевидное объяснение. Если верить рядовым сотрудникам МЧС, в регионах они не получают и 20 тыс. рублей, в отличие от все тех же управленцев и работников федеральных структур МЧС. Иначе говоря, пока желание властей повысить зарплату толком не воплотилось в жизнь, при одновременном плановом сокращении персонала из МЧС идет и «добровольное сокращение», то есть оттуда продолжают убегать кадры, не желающие работать в экстремальных условиях за маленькие оклады.
Напомним, что с 2012 года по поручению президента РФ был разработан план, в соответствии с которым зарплата сотрудников МЧС до 2018 года должна была вырасти вдвое. Значимые изменения, считают эксперты, произошли в 2015 году, тогда оклады младшего состава выросли (правда, на бумаге) в 2,5 раза. Руководству, старшему составу размер выплат увеличили в 1,5 раза. Однако согласно подсчетам аналитической службы «Реального времени», даже в 2015 году рост средней зарплаты составил в регионах лишь 0,7% (ниже инфляции).
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | Уровень управления | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 |
Российская Федерация | федеральный | 164 426 | 148 399 | 118 222 | 136 809 |
Чукотский автономный округ | региональный | 132 808 | 117 382 | 127 341 | 134 630 |
Магаданская область | региональный | 120 498 | 110 773 | 99 631 | 101 532 |
Республика Саха (Якутия) | региональный | 111 621 | 96 999 | 101 209 | 99 046 |
Ненецкий автономный округ | региональный | 102 612 | 86 978 | 94 689 | 97 795 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | региональный | 101 407 | 97 623 | 105 200 | 109 846 |
Мурманская область | региональный | 99 137 | 88 499 | 95 858 | 95 745 |
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра | региональный | 96 590 | 101 981 | 93 002 | 90 551 |
Сахалинская область | региональный | 93 056 | 88 098 | 85 469 | 86 850 |
Спасателям пообещали рост зарплаты… на уровень инфляции
В 2016 году, как мы писали в нашем прошлом материале, зарплаты даже снизились (на 3,6%). В 2017-м они, однако, вновь начали расти: средняя зарплата сотрудников региональных подразделений РФ увеличилась на 6%: с 59,5 тыс. до 63 тыс. рублей. Отметим, что президентский план фактически потерпел катастрофу: за 4 года ни о каком росте зарплат «в 2,5 раза» даже на бумаге речи не идет. Всего с 2013 года средняя зарплата регионального работника МЧС выросла на 9%, а с учетом инфляции (с 2013 по 2017 год она составила более 38%) реальная зарплата снизилась почти на треть. В 2018 году зарплаты работникам МЧС тоже планировали увеличить, но лишь проиндексировав их на уровень инфляции. Изначально на 3,7%, но после «рассмотрения в Госдуме текущего положения в МЧС» индексацию подняли аж до 4%. С учетом прогнозируемой в этом году инфляции (3,5—4%), работники никакого повышения в итоге не заметят.
Самая высокая номинальная средняя зарплата — у сотрудников федерального уровня управления. В 2017 году она составляла 164,4 тыс. рублей, увеличившись за год на 10,8%, а с 2013 года — на треть. Если президент РФ имел в виду повышение зарплат московским генералам, то, чего уж там, оно действительно состоялось! Подобные зарплаты получают сотрудники только тех регионов, где предусмотрена «северная надбавка» за работу в тяжелых природных условиях: на Чукотке (132,8 тыс.), в Магаданской области (120,5 тыс.), Якутии (111,6 тыс. рублей). Любопытно, что именно в Якутии и Магадане самые неукомплектованные подразделения — то есть высокие зарплаты, очевидно, получают лишь местные управленцы, в противном случае в МЧС была бы очередь из желающих там работать. Высокие зарплаты и в других регионах с «северной надбавкой» — в НАО, ЯНАО, ХМАО, Мурманской области (в районе 100 тыс. рублей).
В Татарстане спасатели получают одну из самых низких зарплат — 52,6 тыс. рублей, за год она выросла на 1,5% (с учетом инфляции — упала). Для сравнения, 4 года назад она составляла почти 52 тыс. рублей. То есть фактически не выросла даже номинальная зарплата, а с учетом инфляции упала с 2013 года довольно серьезно. Меньше, чем татарстанские коллеги, в ПФО получают только сотрудники МЧС Ульяновской области (52,5 тыс.) и Марий Эл (50 тыс.). Самые высокие зарплаты в 2017 году получали спасатели Башкортостана (60,6 тыс. рублей), Пермского края (58,9 тыс.), Кировской области (58,7 тыс. рублей). К слову, именно средние зарплаты могут объяснить неукомплектованность в Нижегородской области, здесь они в 2017 году упали даже номинально, составив 52,8 тыс. рублей. Сильнее всего номинально упала зарплата у сотрудников Камчатского края (на 13%). Здесь, к слову, тоже весьма низкая укомплектованность — 83,8%.
Оклад спасателя без опыта и стажа — 5,2 тысячи рублей
Еще раз напомним, что рядовые сотрудники получают в два, а то и в три раза меньше. Для примера см. таблицу с окладами по специальному званию сотрудников МЧС с 2018 года, где рядовой внутренней службы получает 5,2 тыс. рублей (сюда не входит прибавка за выслугу лет и ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание), младший начальствующий состав — от 6,2 до 8,8 тыс. рублей, средний — от 9,8 до 11,4 тыс. рублей, старший — от 12 до 13,5 тыс. рублей. Генералы МЧС — от 20,8 до 26 тыс. рублей.
Если, допустим, устроиться на работу в МЧС впервые, не будучи, разумеется, ни мастером (плюс 30% к окладу), ни даже специалистом 3 класса (плюс 5%), и, стало быть, не имея за душой никакого стажа (за 25-летний стаж к окладу добавляется еще 40% суммы; за стаж от 2 до 5 лет — 10%), то, даже работая сверхурочно и выполняя задачи, «связанные с риском для жизни и здоровья в мирное время» (за это тоже полагается надбавка), рядовой сотрудник МЧС вряд ли сможет получать хотя бы 10—15 тыс. рублей в месяц.
Результаты провалившейся реформы
Тем не менее власти продолжают уверять, что в 2019—2020 годах ожидаются еще две индексации, которые помогут поднять зарплаты. В 2018 году, напомним, на эти цели выделили 2,5 млрд рублей (большая часть пошла пожарным). В 2019 году выделят 3,1 млрд рублей, в 2020-м — 5,8 млрд рублей. Однако, учитывая предыдущие «повышения», надеяться на существенный рост зарплат сотрудникам территориальных подразделений МЧС не приходится. Разве что одновременно с индексацией уволят часть их коллег. Впрочем, и сокращения, как мы уже выяснили, не влекли за собой в последние годы реального и существенного роста заработной платы.
Ситуация в итоге абсолютно патовая. Хотя в конце марта забрезжил какой-то свет в конце тоннеля: даже лояльные к власти деятели, вроде режиссера Никиты Михалкова, резко раскритиковали ситуацию в МЧС и лично министра Владимира Пучкова после трагедии в кемеровском центре «Зимняя вишня» (в итоге были задержаны и местные руководители МЧС), заявив, что из-за сокращений в ведомстве «тушить пожары стало фактически некому». Так, в Кемеровской области численность спасателей и пожарных согласно штатному расписанию снизилась за 3 года на 32,2%: с 439 до 298 человек. Укомплектованность к началу 2018 года снизилась с 93,4 до 84,6%.
Кемерово ли стало последней каплей или понимание, что реформа в МЧС провалилась, однако Пучкова не переназначили министром в новое правительство, сформированное в мае 2018 года. Новым руководителем МЧС стал экс-фсбшник Евгений Зиничев, ранее боровшийся с терроризмом. Тот самый Зиничев, который прославился тем, что пробыл губернатором Калининградской области всего 70 дней, после чего подал в отставку (не привык к публичной работе — говорили близкие к нему люди).
Сотрудникам МЧС теперь остается надеяться, что замкнутый и суровый «спецслужбист» сможет наконец воплотить мечты правительства РФ об идеально работающей структуре МЧС с работниками-профессионалами, получающими высокую зарплату.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.