Страховщики Татарстана потеряли премии
Сборы страховых компаний в республике в первом квартале снизились, а выплаты возросли
По итогам первого квартала 2015 года страховые компании в Татарстане собрали 6,6 млрд рублей — на 5% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. При этом выплаты увеличились на 12%, достигнув 2,7 млрд рублей, выяснили специалисты страховой группы «СОГАЗ», проанализировав данные Центрального банка РФ. Тем временем эксперты «Реального времени» отмечают, что отрасль находится в кризисе, выйти из которого без помощи государства не получится.
«Рынок находится в ожидании изменений»
«В целом рынок Татарстана сработал практически на уровне прошлого года. В абсолютных цифрах сумма недобора страховой премии составила 380 млн рублей по отношению к I кварталу прошлого года. Рост сборов в отдельных видах страхования, в частности в ДМС (+83,1 млн рублей), страховании имущества физических лиц (+51,1 млн рублей) и ответственности за причинение вреда третьим лицам (+16,9 млн рублей), не изменил ситуацию на рынке. Даже рост сборов по ОСАГО на 28% (+250 млн рублей) не придал рынку положительную динамику. При этом сборы по каско снизились на 18% и составили всего 978,3 млн рублей», — отметил директор казанского филиала АО «СОГАЗ» Ильдар Камалетдинов.
В страховании имущества юридических лиц в Татарстане, как и в целом по России, наблюдалось падение сборов: –17%, 1,2 млрд рублей премии. Снижение произошло и по страхованию грузов — на 14% до 16 млн рублей, и по страхованию от несчастных случаев и болезней — на 6% до 608 млн рублей. Сборы по страхованию жизни сократились на 15,5% до 486 млн рублей при общероссийском росте на 10%. На 78% до 27 млн рублей снизились сборы по страхованию финансовых и предпринимательских рисков. На 18% до 7 млн рублей упали сборы по обязательному страхованию ответственности перевозчиков перед пассажирами.
На прошлогоднем уровне остались сборы по страхованию ответственности опасных объектов (добровольному и обязательному) — 109 млн рублей.
Выплаты в целом увеличились на 12,3% или в абсолютных цифрах на 300,3 млн рублей. Только по ОСАГО выплаты увеличились на 306 млн рублей (+46,5%). Выплаты по страхованию имущества физических лиц выросли на 49% или на 25 млн рублей, по ДМС — на 14,5% или на 42 млн рублей.
«Как видим из данных ЦБ России, страховой рынок Татарстана адекватно отреагировал на происходящие в экономике явления и находится в ожидании изменений. Но прослеживается отрицательная тенденция в автостраховании — уровень выплат практически совпадает со сборами по ОСАГО и каско, и, по моей оценке, выплаты будут еще существенно расти», — отметил Ильдар Камалетдинов.
Казанский филиал АО «СОГАЗ» работает на территории Республики Татарстан с 2004 года. Является членом регионального отраслевого объединения работодателей «Союз коммунальных предприятий Республики Татарстан». За I квартал 2015 года казанский филиал АО «СОГАЗ» увеличил сборы страховой премии на 28% до 507,7 млн рублей.
«Убытки постоянно увеличиваются из-за высокого числа аварий, а платежеспособность населения не растет»
Кризис на страховом рынке «Реальному времени» прокомментировали эксперты.
Альберт Ишбулатов — директор филиала ООО «Росгосстрах» в Республике Татарстан:
— Страховой рынок — это один из сегментов финансового рынка, и общий экономический кризис, безусловно, не может не отражаться и на нем, потому что спрос на страхование завит от доходов населения и юридических лиц.
Что касается компании «Росгосстрах» в Татарстане, то для нашего филиала I квартал стал достаточно успешным, и мы по большому счету каких-то кризисных явлений на себе не почувствовали. Объем сборов по добровольным и обязательным видам страхования (кроме ОМС) в Татарстане у нас увеличился на 39% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Причем самый большой темп роста наблюдался в накопительном страховании жизни — 183%, каско — 148%, имуществе юридических лиц — 135%.
Мы всегда отмечаем рост наших сборов во время растущей неопределенности на рынке, когда на первое место для клиента при выборе страховой компании выходит надежность. К тому же, обладая самой масштабной розничной страховой сетью в стране и в РТ, мы не сокращаем своего присутствия, а постоянно и целенаправленно работаем над формированием сбалансированного страхового портфеля. «Росгосстрах» не сокращал ни агентскую, ни офисную сеть, потому что мы всегда ориентировали своих продавцов на продажу таких видов, как страхование недвижимости и другого немоторного имущества, жизни и здоровья граждан.
Что касается роста объема выплат, то основную роль в этом сыграли поправки к закону об ОСАГО. Напомню, что в соответствии с этими нововведениями лимит выплат по ущербу имуществу в рамках ОСАГО в октябре был увеличен со 160 до 400 тыс. рублей, а лимит выплат по европротоколу — с 25 до 50 тыс. рублей. Естественно, увеличилась и средняя выплата по ОСАГО. Но и тариф ОСАГО был соответствующим образом увеличен.
Состояние страхового рынка улучшится тогда, когда мы увидим улучшения в экономике страны — замедление падения экономического роста, промышленного производства, уровня доходов населения.
Александр Норден — советник директора по связям с общественностью филиала «ПСК-Казань» ОАО «СГ МСК»:
— Рынок страхования находится в глубочайшем кризисе, как и вся наша экономика. И ситуация с ОСАГО — самое яркое проявление этого кризиса. Компании стараются не продавать полисы, клиенты ропщут на повышение цен, в то же время активизировались мошенники. Я прекрасно понимаю и клиентов, которые приходят в компанию за полисом, а их ставят в очередь на месяц. Но страховщики в нынешней ситуации оказались «врагами народа», виновниками всех бед.
Но сами страховщики находятся в еще более сложной ситуации: за десять лет государство ни разу не подняло цены, хотя за это время изменилось все. Сейчас тарифы выросли, но вместе с тем и ответственность увеличилась в несколько раз. Убытки постоянно увеличиваются из-за высокого числа аварий, а платежеспособность населения не растет. Новых объектов для страхования нет. Страховых компаний становится все меньше, все мелкие компании ушли с рынка, потому требования по уставному капиталу высокие, усиливается контроль со стороны Центробанка.
Если говорить о выходе из кризиса, то в случае с ОСАГО это может быть введение налога на транспортные средства или создание государственной компании, которая будет выдавать эти полисы.
Сергей Поленов — начальник управления по обязательному и добровольному страхованию медицинской страховой компании «Спасение»:
— Если говорить о добровольном страховании, то, конечно, есть определенное снижение. И понятно, с чем это связано: все стараются пересмотреть свой бюджет. Сокращается количество договоров, а суммы заключаемых договоров снижаются.
По сравнению с 2008 г. нынешний кризис оказался немного затяжным. Люди готовы вкладывать деньги в машины, квартиры. Но все-таки нужно думать о собственном здоровье, в особенности, если речь идет о медицинском страховании.
Елена Макришина — директор филиала компании «Ренессанс Страхование»:
— Как говорится, кризис у нас в головах. Тенденция к уменьшению объема продаж существует, но кризис — это слишком громко сказано. Трудности связаны и с тем, что происходит на фондовом рынке, и с проблемами на рынке труда. Чтобы преодолеть эту ситуацию, мы стараемся мотивировать наших сотрудников. На самом деле все зависит от нас. Можно, конечно, сложить руки и говорить, что пришел кризис. Но если жить такими категориями, то взамен ничего не получишь — нужно работать и не стоять на месте.
Руслан Ибрагимов — начальник отдела маркетинга компании «Ак Барс-Мед»:
— В кризисный период страховые компании увеличивают сборы, потому что в период кризиса страхование становится актуальным для населения. Разберем ситуацию. Клиент построил дом, он уже взял кредит на определенную сумму и потратил свои сбережения. Вот происходит страховой случай. Куда он идет? Он идет опять брать кредит, тогда как кредиты выдаются под высокие проценты. Если бы в свое время он заплатил 3-4 тыс. рублей, такой ситуации бы не было. Сейчас наша цель — рассказать населению о культуре страхования в кризисный период.
Даже если брать аналогичную ситуацию в 2008 г., то сборы страховщиков выросли в период кризиса на 22%. Я думаю, что не нужно оценивать только результаты первого квартала. Те, кто занимается страхованием, знают, что январь, февраль, март не являются «рыбными». Пики сборов приходятся на лето и на начало зимы. И я бы не делал таких поспешных выводов, а только по итогам 2015 г. сказал, есть кризис или нет. Учитывая специфику кризиса 2008 г., мы ведем активную работу по информированию населения, поэтому я не думаю, что кризис возможен.
Фото: 66.ru,far-msk.ru,ostrakhovanii.ru, rg.ru, kakprosto.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.