Ночные посиделки у Путина: откуда взять миллиарды на промышленность
Власти делят жалкие крохи на поддержку реального сектора экономики при беспрецедентной поддержке финансового сектора
Власти России пытаются как-то купировать последствия кризиса для реального сектора экономики. В ход пошли ночные совещания у президента России. Объемы помощи невелики, а на фоне шатающейся банковской системы страны выглядят и вовсе сущими копейками. Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов сравнивает объемы помощи и размышляет о том, за чей счет будет происходить спасение обанкротившихся банкиров.
Ночные посиделки
Ночное совещание по экономическим вопросам у президента России Владимира Путина, состоявшееся в пятницу, 11 марта, породило немало кривотолков. И все из-за своей информационной закрытости. Как уж тут не домысливать, если информация закрыта, а положение дел в экономике просто-напросто пугает.
Но Кремль в понедельник исправился, и через «Ведомости» прошла утечка со ссылкой на «осведомленные источники».
Совещание, по информации издания, проводилось по инициативе главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, ведомство которого предложило увеличить программу проектного финансирования Минэкономразвития и ЦБ со 100 до 240 млрд рублей. Мол, необходимые для этого госгарантии в 60 млрд рублей заложены в бюджете 2016 года. Дескать, уже на сегодняшний день отобрано 42 инвестиционных проекта стоимостью 347,3 млрд рублей, им требуется 235,5 млрд кредитов. Механизм работы финансирования прост: проекты получают кредиты в отобранных банках под 11,5% (Минэкономразвития предлагает увеличить ставку до 12%), а те получают рефинансирование в ЦБ под 9%. На 4 марта 2016 года ЦБ рефинансировал кредиты по программе лишь на 69,2 млрд рублей.
Благое дело! И хотя есть шероховатости с механизмом отбора проектов, с приоритетностью по отраслевому признаку или по критерию импортозамещения, стоит ли проводить это вообще через новый Фонд развития промышленности РФ — в общем, нормальные рабочие моменты, которые надо решать. Рынок финансирования крупных инвестиционных проектов сегодня очень тяжелый по вполне понятным причинам. Так что попытка впрыснуть туда деньги — это очень и очень правильная вещь.
Правда, все это «ночное бдение» у Путина прошло безрезультатно… Решений об увеличении лимита на скромные в масштабах страны 140 млрд рублей на совещании принято не было — все утонуло в тактических и организационных вопросах, по которым конец дискуссиям пока не просматривается. Кроме того, и президент, и многие участники экономического блока опасаются инфляционных рисков, связанных с таким проектным финансированием. Нет ясности и с бюджетными источниками…
Единственная светлая новость — про Фонд развития промышленности при Минпроме, который решено докапитализировать на 20 млрд рублей. Кстати, из РТ одобрения проектов от фонда добились такие компании, как АО «ИНТЕРСКОЛ-Алабуга» (500 млн рублей), ООО «Паритет» (102 млн рублей), ООО «СафПэт» (700 млн рублей), ООО «Кама Кристалл Технолоджи» (102 млн рублей).
Но что такое годовой бюджет фонда в 20 млрд рублей на всю страну?
Кстати, создание такого фонда задекларировано и в Татарстане в проекте закона Республики Татарстан № 213-5 «О промышленной политике в Республике Татарстан» (в настоящее время рассматривается Госсоветом РТ).
Проблема только в том, где взять деньги в нищем региональном бюджете, если уж и в самой России наскребли сущие копейки?
Разверзлась бездна
Казалось бы, вот она, правда жизни. Верховные экономические власти не спят, совещаются и делят копеечки на стабилизацию корчащегося в муках кризиса реального сектора экономики. А тем временем в одном из главных экономических институтов страны — Центральном банке РФ разверзлась настоящая бездна финансирования: идет в режиме реального времени эмиссия, да такого масштаба, что не снилась даже в самых сладких снах самым отъявленным поборникам эмиссионного финансирования экономики вроде Глазьева и Ко. В экономику по-настоящему впрыскиваются триллионы новой денежной эмиссии:
Динамика денежного агрегата М2 в млрд рублей (денежная масса в национальном определении)
Как видите, только за один год произошло увеличение денежной массы на 3,5 трлн рублей. Да, декабрьское резкое увеличение наличности на 1 трлн рублей было купировано в январе 2016 года, о чем мы писали в материале «Операция «Стерилизация»: почему эмиссия триллиона наличных рублей — это не страшно». Но, дополнительное увеличение денежной массы за год на 3,5 трлн рублей (или на 11%), да еще при высокой немонетарной инфляции (вызванной переоценкой из-за девальвации) — это очень серьезная заявка на увеличение темпов инфляции в 2016 году. А если еще добавить сюда прогнозируемое увеличение темпов эмиссии денег из-за выборов в Госдуму и затыкания бюджетного дефицита, то возникают серьезные сомнения в потугах Центрального банка в удержании всей ситуации по инфляции под контролем.
Но что же вызвало такую лавину эмиссии? Ведь не реальный же сектор, над копеечным финансированием которого бьются наши экономические власти, не щадя даже сна?
Черные дыры российской экономики
Действительно, беда пришла не из реального сектора экономики. Беда пришла из банковской системы.
Выступая на заседании российского экономического и финансового форума в Швейцарии, зампред ЦБ Михаил Сухов признался, что совокупный объем отрицательного капитала в капиталах 223 банков, лишенных за истекшие два года лицензии Банка России, достиг 1,2 трлн рублей.
Михаил Сухов: «В 223 банках, у которых были отозваны лицензии на осуществление банковских операций, мы обнаружили превышение обязательств над активами на общую сумму 1,2 трлн рублей — это в среднем по 5 млрд на банк». Фото interfax.ru
«К большому сожалению, масштабы проблем, масштабы злоупотреблений руководителей и владельцев банков оказались существенными. Например, в 223 банках, у которых были отозваны лицензии на осуществление банковских операций, мы обнаружили превышение обязательств над активами на общую сумму 1,2 трлн рублей — это в среднем по 5 млрд на банк. Наши аферисты выходят и на международную арену. В восьми банках мы обнаружили вывод активов на общую сумму 120 млрд рублей путем использования инструментов, связанных с иностранными активами».
За последние два года через процедуры отзыва лицензий и санирования ЦБ прошло около 250 банков, или примерно 30% от общего количества, уточнил Сухов.
Вдумайтесь только, 1,2 трлн — размер «финансовой дыры»! И это только размер на сегодняшний день, а ведь буквально через день у очередного банка отзывают лицензию… Из числа последних «героев» чего только стоит один «Внешпромбанк». По сообщению Центрального банка, в начале марта там обнаружили «финансовую дыру» (фактический отрицательный собственный капитал) на сумму 210 млрд рублей! При этом еще за три недели до отзыва лицензии «Внешпромбанк» демонстрировал исключительно положительные показатели. На 1 января 2016 года его капитал составлял 15,429 млрд рублей, по итогам 2015 года банк заработал чистую прибыль в размере 1,6 млрд рублей.
За чей счет банкет?
В принципе, все, что творится сейчас в банковском секторе, можно охарактеризовать одним словом: «зомби». Вскрыв очередной банк после отзыва лицензии, Центробанк привычно диагностирует: банк был мертв уже давным-давно. Почти вся банковская система РФ — это не только огромный контейнер накопившихся из-за кризиса «токсичных» активов, но и откровенно криминальное сообщество. Вывод денег клиентов, кредитование, заведомо обреченное на невозврат, разного рода мошеннические операции по собственному обогащению топ-менеджерами банков — это все просто обычные будни нашей банковской системы.
А тут еще на подходе спасение нашего национального банка развития — «Внешэкономбанка» (ВЭБ). Масштаб его проблем оценивается приблизительно в 1,5 трлн рублей. Что делать с этой очередной «дырой»? На этот вопрос пока никто не может четко ответить… Да, председателя поменяли, бывшего топ-менеджера арестовали — но где взять деньги на латание этой дыры? В бюджете их нет — значит, придется еще раз напечатать.
Пока закрытие финансовых банковских дыр происходит за счет эмиссии. Например, чтобы расплатиться с вкладчиками «прогоревших» банков, Агентству по страхованию вкладов (АСВ) в ближайшее время потребуется очередной кредит ЦБ РФ в размере не менее 100 млрд рублей для пополнения Фонда страхования вкладов, сообщил зампред Банка России Михаил Сухов на все том же Российском финансовом и экономическом форуме в Швейцарии:
«Сейчас «расчистка» банковского сектора уже привела к эмиссионному результату 900 млрд рублей — это кредиты АСВ на цели финансового оздоровления и на цели кредитования фонда страхования вкладов. Я думаю, что эта цифра, в силу того что потребуется привлекать кредиты Фонду страхования вкладов, уже в ближайшее время превысит 1 трлн рублей».
Вот и вылезли основные виновники столь щедрой эмиссии со стороны Центрального банка — наши бесконтрольные банки. И вроде бы существует какой-то банковский надзор, и банки завалены грудами отчетности перед регулятором. Но положа руку на сердце, может быть, честнее сказать, что никакого банковского надзора в России нет. И любой банк при сияющей витринной отчетности при «вскрытии» оказывается «зомби с многолетним стажем». Если вы думаете, что эмиссия Центрального банка, направленная на затыкание множащихся с каждым днем финансовых дыр, — это не так уж и страшно, смею заверить, что любая масштабная эмиссия приводит к инфляции, а инфляции — это налог на население, особенно на бедное население. Нищие становятся еще беднее, а на банковском балу продолжает звучать мазурка. Но надо со всей нашей банковской системой что-то делать, ведь так дальше продолжаться не может — эти триллионные эмиссии, покрывающие гниль банковского сектора, добьют экономику!
А тем временем и президент, и правительство, и Центробанк РФ проводят утомительные ночные совещания и делят жалкие грошики на поддержку несчастного реального сектора экономики…
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.