Рустам Минниханов: «Ну как может быть государственный язык добровольным?»

Как Госсовет возмутился языковому конфликту в Татарстане, но решил не обсуждать этот вопрос

Рустам Минниханов: «Ну как может быть государственный язык добровольным?»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Сегодня власти Татарстана наконец прервали двухмесячное молчание и высказались по поводу языкового конфликта в школах, возникшего в связи с поручением Путина проверить, предоставляется ли жителям регионов возможность изучать родной язык и добровольно ли он изучается. Прокуратура вскрыла многочисленные нарушения в школах, виноватыми в которых стали директора, которые всего лишь выполняют инструкции местного Минобра. Депутаты сегодня призвали к ответу и Энгеля Фаттахова, и прокурора Илдуса Нафикова, подчиненные которого, как выяснилось, до десяти вечера звонят директорам школ и угрожают уголовным преследованием. Болезненную тему преподавания русского и татарского языков в школах в Госсовете замолчать не смогли, но и принять по ней решение не смогли. Подробности — в материале «Реального времени».

Депутаты призвали к ответу прокурора и министра образования

Обсуждение повестки дня в Госсовете Татарстана еще никогда раньше не проходило так горячо и «с такой болью», отметил председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. Инициативу в свои руки взяла прекрасная половина парламента, обычно скромно наблюдающая за происходящим, дамы в своих выступлениях не могли сдержать эмоций. Римма Ратникова с волнением рассказала, что 25 директоров школ пожаловались ей на сотрудников прокуратуры, которые до десяти вечера звонят и «не только предупреждают, но пугают административными и даже уголовными делами».

— Директоров вызывают в прокуратуру, просят изменить учебный план. Дают шаблоны, каким должно быть расписание, требуют убрать предмет «татарский язык» и заменить его на «родной язык», что, вы понимаете, не одно и то же. Как можно изменить учебный план в середине года? Есть приказ самого Министерства образования о том, что объем учебной нагрузки педагогических работников, установленный в начале года, не может быть снижен по инициативе работодателя. На каком основании передовая система образования Татарстана ломается в ходе первой четверти? — обратилась Ратникова к прокурору Татарстана Илдусу Нафикову, подопечные которого вдруг начали находить нарушения в школах, когда «вы сами подтверждали не раз, что претензий к языковому законодательству у вас нет».

Следующий камень полетел в огород Минобразования Татарстана. Татьяна Воропаева призвала к ответу Энгеля Фаттахова — «полторы тысячи учителей татарского в наряженной ситуации: уходить из школы или перепрофилироваться», а министр хранит молчание.

— Я прошу министра образования дать разъяснения по этому поводу. Я считаю, что это надо было сделать уже давно, как только вспыхнула искра. Прошу министра дать сегодня ответ, — потребовала Воропаева.

Крик души депутата и директора школы: «Мы были брошены все эти два месяца»

Не смогла промолчать Ирина Бакова, депутат и директор гимназии №102 Казани. С дрожью в голосе она пожаловалась, что директора школ «два месяца находятся наедине с этой проблемой».

— Мы провели собрание, изменили учебный план и должны ввести его в действие с 7 ноября. В течение осенних каникул мы должны изменить полностью рабочую программу педагогов русского и татарского языков. Если 2—3 педагога татарского языка в школе, то можно найти выход, а когда их 15—20 в школах, то непонятно, как будет финансироваться вопрос, если у них сократится учебная нагрузка? — воспользовалась она возможностью спросить шефа хотя бы на заседании Госсовета и снова вернулась к наболевшему. — Мы просто были брошены все эти два месяца. Я понимаю, были нарушения, но почему кардинально за одну неделю надо это делать?

Защитил прокурора Татарстана и министра образования только депутат Николай Рыбушкин. Нападки на Нафикова он назвал необоснованными: он всего лишь выполняет свою работу. «Почему в нашем законе об обязательности изучения нет ни слова? Что мы крайними делаем прокуратуру и Министерство образования? А мы-то где? А исполнительная власть не виноваты?» — задал Рыбушкин вопрос залу.

— Не виноваты. Поскольку весной прокурор говорил, что нарушений закона об образовании, противоречий федеральному законодательству нет, — ответил за всех Фарид Мухаметшин и предложил, раз уж вопрос преподавания языков в школе так волнует депутатские умы, внести его в повестку дня.

«К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовывать выборы»

Предложение было принято единогласно: «уходить от этой проблемы парламент не может», а через полчаса так же единогласно обсуждение этого вопроса решено было отложить.

— Готовы ли мы сейчас рассмотреть этот вопрос? Готовы ли к выступлению министр образования и прокурор? Я думаю, что сегодня мы это сделать не готовы. Нужно время, — буквально спас Фарид Мухаметшин Энгеля Фаттахова и Илдуса Нафикова от гнева народных избранников.

«Готовы ли к выступлению министр образования и прокурор? Я думаю, что сегодня мы это сделать не готовы. Нужно время», — буквально спас Фарид Мухаметшин Энгеля Фаттахова и Илдуса Нафикова от гнева народных избранников. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Но не спас спикер от гнева Рустама Минниханова, который хоть и просил сегодня этот вопрос не обсуждать, но от критики Илдуса Нафикова, который не только «закошмарил» директоров и учителей, но и чуть ли не поставил под угрозу выборы-2018, удержаться не мог.

— Сегодня директора школ — это интеллектуальный потенциал нашей республики. В преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали некую… Или это специально делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину? Надо же все это было продумать. Я обращаюсь к вам, Илдус Саидович, как к прокурору. Я вам говорил: если у вас есть претензии, обращайтесь ко мне, привлекайте меня, привлекайте Мухаметшина. Но зачем директоров школ терроризировать. Это же наши люди! Как можно так работать с людьми. Илдус Саидович, я прошу — к директорам школ вопросов не должно пока быть. Здесь вы должны были подсказать руководителям [прокуратуры] в районах и городах, они должны соблюдать этикет. К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовывать выборы, разве перед выборами такие вещи можно делать? Мы перед вами отчитаемся, мы тоже такие люди, которые отвечают перед главой государства, но только вы в один момент все изменить силовым методом не должны. Вы и так породили столько напряжения, хотя договоренность была такая, что нам нужно время и мы в этих вопросах в рабочем порядке с вами будем наводить порядок, — высказал недовольство действиями прокуратуры Минниханов, обратив внимание на то, что, утверждая учебные планы, руководители образовательных учреждений, «выполняли инструкцию, систему, которая у нас сложилась».

«Сейчас оппозиционные структуры пытаются быть сторонниками татарского языка»

Что касается системы, то Минниханов признал, что, «наверное, надо было внести некие коррективы». «Я согласен, нам надо работать над методикой, количеством часов, чтоб нагрузка для детей… Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем». Сейчас Татарстан пытается найти компромисс с федеральным Министерством образования, предложен вариант учебного плана, когда русский язык будет доведен до объемов, рекомендованных Минобразования РФ, в старших классах татарский будет добровольным, а в начальной и средней школе обязательным, правда, неясно, в каком объеме.

— Ну как может быть государственный язык добровольным? Нигде в мире такого нет. Покажите мне, где это есть? Да, он добровольный в Швейцарии, где ты из четырех языков выбираешь два языка. Но у нас один язык государственный — язык нашего субъекта, — сказал Рустам Минниханов.

Ответил президент Татарстана и на обвинения в свой адрес. Активисты из групп за обязательное изучения татарского в школах, недовольные молчанием властей, запустили мем, в котором упрекнули Минниханова в том, что он, вместо того, чтобы решать проблемы языка, проводит время в заграничных поездках.

— Если кто хочет сказать, что президент Татарстана не реагирует, не занимается — я работаю над этими вопросами, и не надо политизировать. Уже чересчур [ситуация] вышла за пределы. Сейчас оппозиционные структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами. Разве это можно позволить у нас? — сказал Минниханов.

Больше татарский язык Минниханов попросил не обсуждать: «У нас будут итоги нашей работы с Министерством образования. Мы вам доложим, как работа идет. С учетом этого сегодняшнее обсуждение я бы просил перенести и довести необходимую работу до логического завершения».

Соблюдая один закон, нарушим другой: выхода из правовой коллизии пока нет

Только один человек в зале просьбу Минниханова нарушил, и отказать ему не смогли. Минтимер Шаймиев в целом со всем согласился, но позволил себе ремарку:

— Какая необходимость в течение учебного года, наскоком? Это аморально — покушаться сейчас на весь учебно-воспитательный процесс. Пожелание такое — до конца учебного года продолжать конструктивную работу, не затрагивая учебный процесс, — посоветовал Шаймиев.

Работать нужно будет не только Минобразования, но и депутатам. Конфликт с изучением татарского языка возник в том числе и из-за правовых коллизий. Если в законе об образовании и законе о языках Татарстана речь идет об изучении государственных языков республики, то в федеральных образовательных стандартах и учебных планах понятия «государственный язык субъекта» нет, вместо него «родной язык», который может быть отличным от государственного.

Однако, приведя в соответствие с ФГОСами учебную программу, можно нарушить другой местный закон — о равных объемах изучения русского и татарского языков, ведь если часы изучения русского увеличат, а татарского нет — эта норма выполняться не будет.

Как выйти из этой ситуации, «ответа на этот вопрос пока нет», сказал председатель комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев. Подумать у парламентариев время будет: 33-е заседание Госсовета не закрыли, а отложили. К обсуждению вопроса вернутся на следующей сессии или через одну.

Как выйти из этой ситуации, «ответа на этот вопрос пока нет», сказал Разиль Валеев. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

«Никто же не будет ратовать за то, чтобы татарский язык не изучали»

После заседания Госсовета Фарид Мухаметшин поделился с журналистами своим мнением по поводу обязательного изучения татарского языка. Он рассказал, что поддерживал идею рассмотреть этот вопрос, поскольку у них есть вопросы к Минобразования РФ в части федеральных стандартов, которые, на их взгляд, не учитывают некоторые положения действующей российской Конституции о государственных и родных языках. Есть вопросы и к татарстанскому Министерству образования, поскольку здесь речь идет о методике преподавания, объеме и требованиях к русскоговорящим и татароязычным ученикам. Мухаметшин также призвал не политизировать этот вопрос и заметил, что не нужно сталкивать людей на языковой проблеме, поскольку решение еще не принято.

— Сейчас начнется совместная работа по поиску нормальных компромиссных решений. Никто же не будет ратовать за то, чтобы татарский язык не изучали, как можно запретить изучать родной язык отца и матери? Также мы понимаем, что живущие в Татарстане люди разных национальностей должны знать основной язык нашей страны, русский. Это дело чести, и они так и делают, сдавая лучше всех ЕГЭ по русскому языку и литературе на 72 с лишним балла. Мы вторые после Московской области, — заметил председатель Госсовета.

Он напомнил, что сегодня депутаты проголосовали за то, чтобы объявить перерыв в заседании, но они обязательно вернутся к этому вопросу в ближайшее время и отстоят обязательность изучения татарского языка.

— Я уверен, другого пути нет. Речь может идти только о методике его преподавания по категориям и об объемах его преподавания, не более, — отметил Фарид Мухаметшин.

В ответ на вопрос корреспондента «Реального времени» председатель Госсовета РТ рассказал, что слышал об изменениях в некоторых школах плана изучения татарского языка до двух часов в неделю, но считает, что это должно быть не решение директора школы и педагога. Прокуратура также не вправе требовать изменения программы — этими вопросами должно заниматься Министерство образования.

— Я думаю, что должно быть предостережение со стороны прокуратуры с каким-то сроком, которое должно рассмотреть Министерство образования республики, собрать директоров школ или заведующих районными и городскими системами образования и вместе с ними отработать и предложить [варианты], — считает спикер. В завершение он выразил надежду, что в результате работы и федеральные стандарты образования претерпят изменения, чтобы не противоречить Конституции России в части государственных языков.

Дарья Турцева, Мария Горожанинова
ОбществоВластьОбразование

Новости партнеров