«Ощущение вседозволенности и цинизм»: казанский суд «приговорил» к лечению у психиатров поклонника Галявиева

«Ощущение вседозволенности и цинизм»: казанский суд «приговорил» к лечению у психиатров поклонника Галявиева
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Назывался абитуриентом Казанского музучилища, но готовил нападение на сотрудников СК, проникшись симпатией к «казанскому стрелку» Ильназу Галявиеву. Сегодня Советский суд Казани установил вину и освободил от наказания ввиду душевной болезни 21-летнего уроженца Якутии Ивана Доманова. Однако на свободу он не выйдет — будет заключен в больничную палату психиатрического стационара. На суде выяснилось — в больнице Доманов пытался совершить членовредительство, а одним из свидетелей против него стал популярный ульяновский тиктокер, передает журналист «Реального времени».

«Клянусь — преступления не совершал»

На финал процесса в Казань приехали мать и отец обвиняемого. Последний в прениях просил суд об оправдании: «Считаю, мой сын не мог совершить такого».

Сам Иван Доманов излагал свою позицию кратко: «Считаю, никаких доказательств, что я совершил какое-либо преступление, нет. Запись была сделана ради того, чтобы пошутить. Я ни в чем не виновен. Клянусь, что преступления я точно не совершал». В последнем слове он также заявлял об отсутствии доказательств и говорил: «Прошу меня оправдать. Преступления совершить я не мог».

По версии фигуранта, он всего лишь занимался частным расследованием по делу о казанской трагедии. «Узнал, что у Галявиева есть сообщник, и мне было интересно — как это в 19 лет человек собрал взрывное устройство. Пытался проверить. А еще проверить — можно ли приобрести оружие в интернете. Когда писал знакомому — хотел лишь проверить его реакцию, и не ожидал, что тот обратится в спецслужбы», — рассказывал в суде Доманов. С его слов, различные расследования он проводил и до этого, а еще часто писал президенту. Также Доманов заявлял — в Казань приехал поступать в музыкальное училище.

Суд в версию защиты не поверил. Посчитал более весомыми доказательства, уличающие уроженца Якутии в подготовке к посягательству на сотрудников следственной группы по делу Ильназа Галявиева с целью помешать их работе и из мести за их деятельность. С учетом результатов судебной психолого-психиатрической экспертизы судья Алсу Шайхутдинова постановила — от наказания Доманова освободить ввиду невменяемости и поместить на лечение в психиатрический стационар специального типа, но без интенсивного наблюдения. Решение суда Доманов слушал, скрестив руки на груди, услышав вывод, покачал головой и переглянулся с отцом.

Напомним, в прениях прокурор Татарстана Илдус Нафиков просил об определении Доманова в спецстационар с еще более жесткими условиями — с интенсивным наблюдением, указывая на результаты заключения медиков о душевном нездоровье фигуранта. По мнению экспертов, Доманов не отдавал отчета своим действиям и весной 2021 года, и не отдает сейчас, более того, он представляет опасность как для окружающих, так и для самого себя. В финале процесса была получена информация — проходящий лечение в психиатрической больнице Иван Доманов пытался с помощью подручных средств совершить членовредительство. Не успел.

Версия обвинения: «Вдохновился действиями Галявиева»

По мнению гособвинителя, Домановым двигали «пренебрежение законом, ощущение собственной вседозволенности и цинизм». Пока общество переживало трагедию казанской гимназии, произошедшую 11 мая 2021 года, а следователи выполняли «тяжелейшую и трудновыносимую морально работу по установлению всех обстоятельств», обвиняемый «разделил взгляды и убеждения Галявиева и, «оправдывая его зверское преступление, вдохновился его действиями, прибыл в Казань из Ульяновска».

Также гособвинитель предлагал суду конфисковать ноутбук и телефон обвиняемого, которые использовались при совершении преступления, а еще кредитные средства, полученные в преступных целях. В этой части суд отказал и постановил вернуть эти вещдоки родителям Доманова. К слову, на суде выяснилось — справка о доходах заемщика, представленная в банк, содержала недостоверные сведения, а кредит оплачивался несвоевременно.

Отметим, большую часть своей жизни обвиняемый прожил в городе Ленске в Якутии. Там окончил школу и там в 2020 году основал свою автономную некоммерческую организацию «Созвездие талантов». Как выяснилось в суде, на родине Доманов успел недолго поработать и в частной охране, правда, доступа к оружию не имел.

Гособвинитель сообщил: поселившись в квартире дома на улице Файзи, обвиняемый делал фото- и видеозаписи сотрудников правоохранительных органов во дворе гимназии №175, искал в интернете информацию о виновнике массового убийства в этой гимназии и членах его семьи, а также рецепты «коктейля Молотова». А еще заказал онлайн оружие «Хатсан Эскорт» — той же марки, что ранее выбрал Галявиев. «Заявка была отменена продавцом ввиду невозможности покупки оружия через интернет», — добавил Нафиков.

Далее прокурор РТ подробно остановился на доказательствах. В частности, на переписке обвиняемого со знакомым во «ВКонтакте», где тот делился мнением, что Галявиева незаконно привлекают к ответственности, поэтому он хочет поехать в Казань и расправиться со следователями. Вот лишь одна из фраз: «В июне получу оружие и расстреляю этот биомусор». Знакомый поделился этой информацией с друзьями, а затем и с чекистами. 4 июня днем при понятых передал скопированные данные на диске в ульяновском управлении ФСБ. Вечером того же дня Доманова задержали в Казани.

Анализ информации на гаджетах задержанного подтвердил версию следствия. Нашлись и поисковые запросы о покупке оружия нужной марки, и фото Галявиева с камер на месте преступления, и вопросы об изготовлении самодельных взрывных устройств.

Кстати, одним из свидетелей обвинения по делу Доманова стал известный в Ульяновске и сетях артист Сергей Финогенов, больше известный как Finik.Finya. Именно ради знакомства с этой звездой TikTok, чей хит «Навечно» собрал миллион просмотров, Доманов в свое время и решил переехать из Ленска в Ульяновск. Был поклонником его творчества, сам хотел получать музыкальное образование...

«Ваша честь! Уверен, принятое Вами решение, несомненно, будет справедливым, обоснованным, законным и послужит строгим предупреждением всем тем, кто пытается посягнуть на охраняемые законом правовые государственные и нравственные устои!» — завершил свою речь в прениях прокурор Татарстана.

Адвокат: «Обжегшись на молоке, начинают дуть на воду»

Адвокат обвиняемого Андрей Кропотов настаивал на оправдательном приговоре. Он считает: преследование Доманова «стало ответом силовиков на острую реакцию общества после событий в гимназии №175 Казани». Тогда общественное мнение требовало от спецслужб работать на опережение, пресечение таких трагедий, а не ждать их наступления. «Уголовное дело в отношении моего подзащитного оказалось как нельзя кстати... Как это часто бывает, обжегшись на молоке, начинают дуть на воду», — сообщил защитник.

По его мнению, довольно быстро убежденность следователей в задержании опасного преступника «сменилась пониманием, что Доманов просто выбрал крайне неудачный повод для шутки перед своими знакомыми, но государственная правоохранительная машина уже была запущена и останавливаться не собиралась...»

Кропотов настаивал: никакого приготовления его клиент не совершал. Напротив, материалами дела четко установлено — личностями следователей, работающих по делу Галявиева, Доманов не интересовался, график и место их работы не выяснял, маршруты движения не устанавливал.

— Все так называемые преступные действия Доманова завершались на стадии удовлетворения его любопытства. Узнав посредством интернета ответ на свой вопрос, Доманов тут же терял к нему всякий интерес, — подчеркивал адвокат, объясняя наличие самого интереса выявленным заболеванием.

Версию обвинения Кропотов считает попыткой выдать желаемое за действительное и придать обыкновенным действиям «кроваво-криминальный» окрас:

  • арендовал квартиру — «приискал место для скрытого наблюдения» (при этом, по данным защиты, после 4 июня Доманов планировал съехать на более дешевую квартиру);
  • выглянул в окно, сделал фото из окна — «осуществил скрытое слежение» и такое же «слежение с использованием технических средств»;
  • получил кредит — «приискал средства для покупки оружия»;
  • искал информацию о способах изготовления взрывных устройств — «готовился к нападению на следователей» и т.д.

По мнению адвоката, все описанные действия Доманова «не заходят дальше обнаружения умысла, который нельзя признать этапом совершения преступления».

После оглашения постановления суда защита заявила о намерении обжаловать результат процесса.

Ирина Плотникова
ПроисшествияОбществоВласть Татарстан

Новости партнеров