Марина Решетникова, РУДН: торговля с Китаем превращает Россию в сырьевой придаток «Мировой фабрики»

Марина Решетникова, РУДН: торговля с Китаем превращает Россию в сырьевой придаток «Мировой фабрики»
Фото: kremlin.ru

«Именно технологическая помощь СССР легла в основу становления промышленности КНР»

Благодаря помощи СССР в послевоенный период Китай превратился из отстающего аграрного государства в мощного промышленного и научно-технологического гиганта. Об этом «Реальному времени» рассказала эксперт по Китаю, кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН Марина Решетникова.

— Мем «Русские и китайцы — братья на век», очень популярный в середине прошлого века, имел под собой не только политический оттенок. Если вспомнить, то именно технологическая помощь СССР легла в основу становления промышленности КНР. Стратегически эта помощь заключалась в создании современного для того времени научно-технологического инновационного комплекса, позволяющего на собственной базе вести его дальнейшее воспроизводство, — рассказывает она.

Такая политика привела к тому, что в Китае практически с нуля были созданы многие отрасли промышленности: оборонная, электротехническая, химическая, легкая. Созданы предприятия в области судо- и машиностроения, металлургии, фармацевтики.

На территории КНР построены 156 индустриальных объектов. Кроме того, СССР на безвозмездной основе передал более 1 400 проектов промышленных предприятий и свыше 24 тысяч комплектов научно-технической документации. Также в Китае создали 400 научно-исследовательских институтов, которые занимались клонированием образцов, предоставленных из СССР.

— Восхищающая весь научный мир система организации научного процесса была полностью скопирована с советской. Результатом этих усилий стал стремительный рост объема торговли между Китаем и СССР, который к 1959 году составил $2,1 миллиона, — рассказывает Марина Решетникова.

«Политическая близорукость политиков обеих стран свела практически на нет технологическое взаимодействие»

Тем не менее, рассказывает эксперт, такое тесное сотрудничество продлилось недолго. И из-за политических разногласий лидеров СССР и КНР технологическое взаимодействие сошло практически на нет.

— К великому сожалению, такое близкое сотрудничество продолжалось недолго. Политическая близорукость политиков обеих стран свела практически на нет технологическое взаимодействие, — заключает Марина Решетникова.

Вместе с этим именно СССР заложил в основу инновационного развития китайской промышленности склонность к копированию. Воспользовались ею, правда, другие страны, отмечает эксперт.

Коллаж: realnoevremya.ru/Артем Гафаров

— Инновационные лидеры умело использовали вложенные СССР навыки, превратив мощнейший рынок труда в мировую фабрику по копированию современных высокотехнологичных изделий. Справедливости ради надо отметить, что с переменным успехом на протяжении последних 20 лет Китай пытается выйти из этого «копировального» круга, — рассказывает Решетникова.

«Россия экспортирует сырьевые ресурсы, импортируя из Китая все»

Сейчас же Россия, преемница СССР, отмечает эксперт, все больше скатывается к позиции сырьевого придатка Китая. Поставляет в Поднебесную ресурсы, а в нашу страну импортируется все: от предметов женской гигиены и детских игрушек до высокотехнологичных товаров — от смартфонов до автомобилей.

— К сожалению, как ни печально это звучит, мы все больше скатываемся к сырьевому характеру взаимодействия. Россия экспортирует сырьевые ресурсы, импортируя из Китая все, начиная от предметов женской гигиены и детских игрушек до высокотехнологичных товаров, от смартфонов до автомобилей, — рассказывает Марина Решетникова.

Вместе с этим, отмечает эксперт, сотрудничество между инновационными секторами России и КНР продолжает носить скорее формальный, нежели реальный и продуктивный характер. Тем не менее обнадеживающе выглядят контакты отдельных российских вузов с образовательными центрами Китая.

— Лидером тут, безусловно, является Томский политех, чье сотрудничество в сфере развития неразрушающего контроля и безопасности с вузами и научно-технологическими компаниями Поднебесной насчитывает не одно десятилетние. Результатом этого взаимодействия может служить работающая на территории вузовского инновационного центра российско-китайская лаборатория радиационного контроля и досмотра, — добавляет Марина Решетникова.

В рамках этого сотрудничества Томский политех планирует открыть зеркальную лабораторию в Китае. Вуз уже подписал соглашение о сотрудничестве с компанией Powerscan Hitech, на базе которой и будет располагаться научный центр.

— Лаборатория продолжит заниматься разработкой и изготовлением аппаратных средств и программного обеспечения систем бетатронной и цифровой радиографии и томографии, а также практической подготовкой студентов, аспирантов и специалистов в этих областях. Основное внимание уделяется разработкам для рентгеновских систем на основе бетатронов. А бетатроны — самые маленькие циклические ускорители частиц, это собственная разработка томских политехников, — уточняет эксперт.

Однако не только Томский политех развивает сотрудничество с Поднебесной. Так, например, казанский КИУ в сентябре этого года отправил в Китай на годовую стажировку студентов и преподавателей. В КНР они проведут 11 месяцев для улучшения навыков владения языком и знакомства с местной культурой, а в Россию вернутся только в июле следующего года.

Фото: realnoevremya.ru/Елизавета Пуншева

Вместе с этим новый генеральный консул КНР в Татарстане на недавно прошедшей встрече рассказал о том, что в республике при содействии китайской компании Haier разместились четыре предприятия с участием китайского капитала. Еще пять — стали резидентами индустриального парка Haier.

— Я уверен, что с углублением развития китайско-российских отношений <...> все больше китайских компаний и предприятий, таких как Haier, будут приходить в Россию для инвестирования и развития сотрудничества с Татарстаном, — отметил он.

«При внимательном рассмотрении причин роста торговли возникает больше поводов для беспокойства, чем для радости»

Сейчас Россия и Китай наращивают и укрепляют торговое сотрудничество. Марина Решетникова делает вывод о том, что увеличение санкционного давления на Россию после начала СВО приведет к тому, что именно КНР станет основным торговым партнером России.

— Усиление санкционного давления на российскую экономику в связи с началом СВО привело к тому, что в ближайшем будущем Китай может стать основным торговым партнером России, — заключает она.

Так, например, в начале августа этого года сообщалось, что товарооборот между двумя странами вырос на 29% и превысил отметку в $97,7 миллиарда. За первые 7 месяцев 2022 года экспорт из Китая в Россию вырос на 5,2%, до $36,3 миллиарда. Импорт из РФ в КНР товаров и услуг увеличился почти на 50%, до $61,45 миллиарда.

А уже в начале ноября стало известно, что по итогам января — октября 2022 года товарооборот России и Китая в годовом исчислении увеличился на 33% и составил рекордные $153,938 миллиарда. Отмечалось, что экспорт из Китая в Россию за 10 месяцев увеличился на 12,8% и составил около $59,596 миллиарда. Импорт российских товаров и услуг вырос на 49,9%, до $94,342 миллиарда.

— Да, такой рост, безусловно, хорошая новость. Но так ли все радужно? При внимательном рассмотрении причин этого роста возникает больше поводов для беспокойства, чем для радости, — заявляет Марина Решетникова.

Фото: realnoevremya.ru

Во-первых, отмечает эксперт, желаемый объем торговли между Россией и КНР составляет $200 миллиардов. А этого, по ее оценкам, вряд ли удастся достичь по итогам 2022 года. Кроме того, основная статья в этой торговле — экспорт из России в Китай.

— Он (импорт в КНР, — прим. ред.) вырос почти в полтора раза и приблизился к $94 миллиардам. Экспорт же в обратном направлении из Китая в Россию составляет ну очень скромные $60 миллиардов с существенно небольшим ростом в 12,8%, — рассказывает Марина Решетникова.

«Товарооборот вырос, но этот рост сводится к тому, что Россия поставляет «Великой фабрике» сырье с дисконтом и покупает у нее готовую продукцию»

В торговых отношениях России с Китаем эксперт выделила и другие проблемы. В первую очередь они связаны с тем, что основу российского экспорта в Китай занимают товары, отвечающие «коду 27 ВЭД». Это топливо, нефть и продукты их перегонки. Если в 2020 году доля этой категории товаров в российском экспорте в КНР составляла 56%, то в 2021-м она выросла до 68%, а в 2022-м — до 71%.

Напомним, что сейчас Китай и Индия являются основными покупателями российской нефти. В условиях западных санкций и попыток ввести потолок цен на топливо именно эти азиатские страны становятся бенефициарами сложившейся ситуации. Об этом «Реальному времени» рассказывал эксперт «Роснефти», геолог Виктор Русинович.

Вторыми в списке, с долей в 5%, в российском экспорте идут руды и древесина. Далее, с радостью отмечает эксперт, следует российский «хайтек» из «кода 84 ВЭБ» — «механические устройства». К сожалению, они занимают всего 2% российских поставок. После них — снова медь, черные металлы и металлопрокат.

— Да, товарооборот вырос, но этот рост сводится к тому, что Россия поставляет «Великой фабрике» сырье с дисконтом — спасибо санкциям, и покупает у нее готовую продукцию. И эта ситуация выглядит крайне и крайне тревожно. Если такая тенденция закрепится, то Россия окончательно скатится к миссии сырьевого придатка к «мировой фабрике», — делает выводы эксперт.

Фото: haval.ru

Что же касается импорта в Россию из Китая, то 26% приходится на электрические машины и оборудование. Еще четверть занимают товары из того же «кода 84 ВЭБ». Оставшаяся половина «расплывается» между наземным транспортом, оптическими инструментами, одеждой, обувью и пластиками.

В частности, эксперты прогнозируют дальнейший рост количества продаж китайских автомобилей на российском рынке. За первые три квартала этого года в общем количестве продаж авто «китайцы» заняли долю в 14,26%, продано 66 953 единицы транспорта. Пока что по этому показателю они отстают от тех же корейских иномарок, которые составили 22,84% от общего количества продаж автомобилей. За этот период в России реализовано 107 212 «корейцев». Лидером же, безусловно, являются автомобили отечественного производства.

— Обещания наращивать научно-техническое сотрудничество с Россией со стороны Китая остаются в фазе намерения. А наше Министерство торговли гордо рапортует об увеличении на 5% экспорта в Китай фанеры, — заявляет Марина Решетникова.


Подписывайтесь на telegram-канал и группу «ВКонтакте» «Реального времени».

Артем Гафаров
ПромышленностьЭкономикаОбществоВласть
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 18 ноя
    интересная, конечно, статья, только ничего плохого не вижу
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Когда страна продает сырье, а покупает оборудование, это говорит о слабом промышленном производстве
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Продажа руды и нефти — это достаточно дешевый процесс. Гораздо выгоднее было бы продавать не сырье на переработку, а уже готовую продукцию
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Заводы нужно крупные возводить, индустриализацию проводить. Национализировать нужно для этого всё. Кто это будет делать? Все же боятся, что получится опять совок...
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    ненужны заводы за госсчет. национализацию? не поможет уже сейчас 90% экономики это госэкономика
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    Так что, совсем что-ли ничего не нужно делать? А люди пишут и пишут, всё что-то беспокоятся))
    Ну, полез я тогда на печку, раз такое дело))
    Ответить
    Анонимно 18 ноя
    ресурсы кончатся и что делать? А?
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Печально. Из огня да в полымя. И что еще хуже!
    Ответить
  • Анонимно 19 ноя
    Вот и встали с колен.
    Ответить
  • Анонимно 28 ноя
    Молодец Марина!! Ми все именно так и думайт!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров