Казанские ученые ответили уфимским коллегам о национальности жителей Восточного Закамья

Казанские ученые ответили уфимским коллегам о национальности жителей Восточного Закамья

Сегодня в селе Актаныш проходит межрегиональная научно-практическая конференция «Историко-культурное наследие и современность Восточного Закамья». Форум посвящен 90-летию Актанышского района и 310-летию основания Актаныша. Организаторами выступили администрация Актанышского района Татарстана, Институт истории им. Ш. Марджани (Казань) и Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ.

Встреча проводится на татарском и русском языках. В ней участвуют ученые и краеведы Татарстана и Башкортостана.

С приветственными речами к собравшимся выступили глава Актанышского района Энгель Фаттахов и директор Института истории им. Ш. Марджани Радик Салихов. Ряд спикеров посвятили свои выступления предстоящей переписи населения. В частности, поднимались вопросы этнического происхождения жителей Восточного Закамья.

Казанские ученые Искандер Измайлов, Радик Исхаков, Айдар Ногманов и уфимские исследователи Ильдар Габдрафиков, Рушан Галлямов высказали озабоченность по поводу попыток «башкиризации» населения западных районов Башкортостана и восточной части Татарстана. По мнению спикеров, в Башкирии часть татар во время последних переписей населения была переписана в башкиры.

Кроме того, они раскритиковали деятельность башкирских ученых Юлдаша Юсупова, Рафиля Асылгужина и их соратников, которые распространяют идеи о северо-западном диалекте башкирского языка и исследуют башкирские роды, в состав которых включают и жителей Татарстана. Однако полемики как таковой не получилось, поскольку на конференции некому было оппонировать выступающим.

В рамках встречи состоялась презентация книги «Татары Уфимского уезда», составленной научными сотрудниками Института истории им. Ш. Марджани. Как рассказал в интервью «Реальному времени» ответственный редактор справочника Радик Исхаков, в сословие «башкиры», имеющее особые привилегии (вотчинники), в XVIII—XIX веках входили не только этнические башкиры, но и татары. И в XX веке, когда сословная принадлежность перестала играть роль, «вчерашние новобашкиры стали опять татарами».

Тимур Рахматуллин
ОбществоИсторияВласть БашкортостанТатарстан Фаттахов Энгель НаваповичМиннуллин Ким МугаллимовичАкадемия наук РТИнститут истории им. Ш.Марджани АН РТСалихов Радик Римович
комментарии 28

комментарии

  • Анонимно 15 янв
    Очень примечательный последний абзац статьи. Значит там жил и живет население-песок? А как же национальные традиции? Поманили привилегиями, они и поменяли свою национальную принадлежность? Нечего так переживать уважаемым ученым - И.Измайлову, Р.Исхакову, А.Ногманову и не ученым, но исследователям (что это такое? подскажите) И.Габдрафикову, Р.Галлямову. Это население само о себе позаботится на переписи! Или решили, что это неопределившееся население как флюгер - куда подуешь, туда и повернется? Думаб население этих районов не флюгер. Они уже определились. Ведь на "песке" нельзя ничего построить основательного. Нужен фундамент. Интересно какой научный рейтинг (РИНЦ, индекс Хирша, SCI, Social Sciences Citation Index, eLIBRARY.RU) будет присвоен выступавшим на этой конференции? Выступления будут включены в список научных трудов выступавших? Если да, то таких конференций надо проводить сотнями, чтобы можно было получить новых кандидатов и докторов наук (наук?).
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    Вы ошибаетесь, как раз наоборот, многовековая история показала, что на данной земле, от Востока Татарстана и северо-запад Башкирии, живет не население-песок, а население -ГРАНИТ !!! Что только не делали с этим населением начиная с 16 века, после падения Казанского Ханства: отбирали имущество и хозяйство, в 16-18 веках подавляли восстания, в 18 веке записывали в сословие Башкирец , в 19 веке переписывали в Башкир, в 20 веке присоединили без референдума к новообразованию Башкирская АССР и на протяжении 100лет пытаются поменять национальность Татар на национальность Башкир и не смотря на все политические, экономические, администратьивные и идеологическое давление, население как считали себя Татарами-так и считают себя Татарами до сих пор и разговаривают на Татарском языке! Живут, работают,соблюдают все Татарские обычаи и еще порождают многих знаменитых поэтов, писателей,ученных,спортсменов и героев войны!
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    Да не было до начала 20 века никаких татар. Поэтому башкиры никак не могли быть татарами.
    Были сословия ясачные и служилые татары, куда как раз и записывали чувашей, башкир, удмуртов, марийцев.
    Как раз казанские татары в основном и есть чуваши записанные в эти сословия "татар".
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    А Искандер Измайлов что там делает?
    За собственный счёт приехал?
    И отпуск взял?
    Его институт в организаторах не заявлен.

    А конференция интересная - спорных вопросов много.
    Тем и интересна - именно решение спорных вопросов и "двигает" науку вперёд.
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    молодцы ученые - доказывать нужно фактами, а не стараться перекричать других
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    а фактов-то нет, кроме двух-трех отсканированных страниц ревизий, и в архивах они недоступны для онлайн доступа, а обобщенные цифры и утверждения без - это пустышки без доказательных документов. А ведь столько было хваленых отчетов об оцифровке архивов на бюджетное финансирование, не говоря уже о бесплатном онлайн-доступе к ним...
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    Это вопрос к Башкирским ученным!
    Кто мешает башкирским ученным ,опубоиковать у себя в Уфе,документы,
    " 1-4 Ревизии" ?
    И выставить их на всеобщее обозрение?


    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    Вот до чего довели татар, что какие то этномиссионеры могут приходить в татарские деревни и агитировать быть башкирами.
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    Ты сначал на своих татаристов посмотри. Зачем они уже сто лет пропагандируют татаризм среди башкир и переписывают башкир в татары.
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    А нас было пригласить было нельзя!? Труханы! Рафиль Асылгужа
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    До чего жизнь довела, - приходится паразитировать на татарском народе, вернее на татарах не помнящих родства.
    Ответить
  • Анонимно 15 янв
    башкирское шежере это туфта который построен на фундаменте разных сословий и разных национальностей.И из этих сословий под названием башкирских которого создали московские власти для получения налогов составлено и родство.Сколько русских,татар мордва чуваш и башкир перемешались за тысяча лет женились и замуж вышли а эти дебилы все ещё хотят доказать что они чистокровные.Хотя мы знаем что Северо Западная часть нынешней Башкирии принадлежал Казанскому Ханству где проживали татары и русские и другие народы.
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    Во времена Казанского ханства там русские, "татары", марийцы и "другие народы" ещё не проживали))
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Ну и кто там жиль.
    Ответить
  • Анонимно 16 янв
    Вместо того, чтобы ломать копья о том, кто есть кто, было бы здорово, если кто выложит содержание этих 1-4 ревизий (материалов переписи) касательно приведенных в книге "ТатарыУфимского уезда (материалы переписей населения 1722–1782 гг)_справочное издание_Казань_2020". В самой книге приводятся только обобщенные цифры по населенным пунктам, а на самом сайте РГАДА выложены только описи фонда 350, на которую ссылаются авторы книги, самого содержания дел (хотя бы сканов страниц, не говоря уже об их транскрипций в современные текстовые файлы) по ревизиям, приведенных в описи, нет. И только для примера приведены единичные сканы страниц дел... У авторов книги всяко есть само содержание дел, если допустить объективность данных, приведенных в книге, и поверить в которые читатель сможет лишь увидев первоисточники. А ведь столько было хваленых отчетов об оцифровке архивов на бюджетное финансирование, не говоря уже о бесплатном онлайн-доступе к ним...
    Ответить
  • Анонимно 16 янв
    Почему башкирские ученные, нехотят публиковать у себя в Башкирии , 1-4 Ревизии???
    Чего они бояться ....
    Поче
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    башкиры были хозяевами земель, потому их не учитывали. Учитывали только челядь.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Чего бояться ....башкирские ученные?
    Чего ..чего...многого чего ...

    А вдруг ....Ясашные Татары, захватят всю власть в Башкирии. И создадут , Ясашно- Татарскую Республика!

    Ответить
  • Анонимно 16 янв
    Трусы на конференцию не приехали ,у себя там герои, печатают что им заблогорадуется,
    Ответить
  • Damir Nabi 16 янв
    башкирами были т.е. были записаны, состояли, не только татары, а марийцы, удмурты, чуваши, и мукшы-эрзя , возьмите список "башкирских родов" там все они есть. В колониальной империи людям так было удобно,
    Возьмите Типтәр, они это смесь из всех этих народов, и к тому же родственные по всем пунктам,. а значит не чужие к друг другу.
    противопоставление одних к другим это колонизаторские штучки, не ведитесь....
    Ответить
    Анонимно 16 янв
    Башкиры были этносом. Из-за того что ониассимилировали небольшое количество других этносов не означает, что их не было. Любой этнос в результате этнической истории ассимилирует другие группы. Почитай любой учебник по этнологии или культурной антропологии.
    А вот казанские татары не были этносом. По всем источникам известно, что до начал 20 века у казанлы не было этнического самосознания, что они предпочитали называть себя просто "мусульман".
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Не понимаю вообще. При чёт тут сыр бор. Видемо нужно стравливать вот такая задача.
    Ответить
  • Анонимно 16 янв
    уважаемые! будучи профессионалами скажите, пожалуйста, КАК удмурту Марджани удалось так возвысить несуществующую нацию татар? Когда казанцы в 1552 году писали прошение Грозному. где же были так называемые татары? возможно, пора привлекать лже-ученых к ответственности за подтасовку фактов?
    Ответить
  • Анонимно 16 янв
    Мне вот одно непонятно! Каким образом деревня Аняково---отчизна президента РТ стала татарской деревней? Это была марийская деревня Аньык-- в переводе с марийского "ограждение". Житель Исай Аныков , фигурирующий в архивных документах был марийцем. Близлежащие деревни: Усы, Мушуго, Чопай, Колын, Мастеево, Тюково, Терпеле, Буранчи, Уръяды и т.д.- все основатели были марийцами - переселенцами. Почему их старательно отатаривают? Зачем подшивать историю черными нитками? Ирдуганова Елена.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Надо. Есть такое слово.
    Ответить
  • Анонимно 17 янв
    Аууу---;!!!
    Башкирские ученные,
    вы где???



    Это вопрос к "Башкирским ученным!"
    Кто мешает башкирским ученным ,опубликовать у себя в Уфе,документы,
    " 1-4 Ревизии" ?
    И выставить их на всеобщее обозрение?

    Ответить
    Анонимно 17 янв
    пусть кто-нибудь выставит, очень нужно для составления генеалогии, наверное не только мне... не так важно доказывать нацианальность, а нужна истина.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    И вот я вас спрашиваю а вы кто по национальности. А в ответ ваш бред. Может документ покажите 15 веку хотя бы. Вы я так понимаю из Монголии прискакали а мы вас здесь не ждали. Ну давай расскажи.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров