Возвращение в центр: поэтесса с Большой Красной и расстрелы в Пятницкой церкви

Отрывок из книги «Казань из окон трамвая». Часть 1: уникальные дома на Большой Красной, Пятницкая церковь и Крестовоздвиженский храм

Возвращение в центр: поэтесса с Большой Красной и расстрелы в Пятницкой церкви Фото: Такой была Пятницкая церковь в 1970-х годах. Фото Андрея Дымского

Вышла в свет книга краеведа Алексея Клочкова «Казань из окон трамвая». С разрешения автора, «Реальное время» публикует отдельные части издания. Сегодня наша интернет-газета знакомит своих читателей с главой «Возвращение в центр».

Дом на Большой Красной

Родители моей матери еще с начала 1930-х годов имели жительство у самого Кремля — в самом начале Большой Красной, в двухэтажном флигеле очень старого дома под номером 10.

Дом на Большой Красной, 10. 1977 г.

Рискуя, в который уж раз, отклониться от нашей основной темы, я все-таки не могу не рассказать о нем — слишком много воспоминаний связаны у меня с этим местом, да и сама история дома, на мой взгляд, настолько интересна, что обойти ее никак нельзя. Тем более о нем, насколько мне известно, еще никто толком не писал.

На фасаде этого дома (воссозданного, но об этом — потом) сегодня висит табличка «Дом жилой, 1840, архитектор Фома Петонди». Не верьте тому, что написано на стенах домов, особенно в Казани! На самом деле, дом построен еще в конце XVIII века (возможно, Василием Кафтыревым) для городского головы Платона Суханова, стоявшего у руля Казани в тяжелую, но славную эпоху наполеоновских войн. Точного времени рождения Суханова (как, впрочем, и дома), мы не знаем, но городским головой он был до 1817 года, а умер в 1820 году. Именитый купец, крупный чаеторговец Платон Степанович Суханов, прославился тем, что поднял Пятницкую церковь из руин после ужасного пожара 1815 года. Кто был хозяином дома после смерти Суханова, мне установить не удалось, но зато точно известно, что после очередного городского пожара 1842 года, его перестроил Фома Петонди для купца второй гильдии Бориса Мурзаева, который являлся родственником городского головы по линии дочери. В 1881 году сын Мурзаева Семен Борисович продает свой дом Казанскому Богородицкому монастырю, и вплоть до самой революции и даже в первое десятилетие советской власти там размещались различные монастырские службы, и жили люди, имевшие прямое отношение к обители.

В 1931 году, когда родители моей матери переехали в этот двор, здесь еще проживали несколько бывших насельниц, которых после закрытия монастыря расселили по разным местам (в своем большинстве они примкнули к православной общине Петропавловского собора). Мой дед, обладавший уникальной памятью, очень много рассказывал о жизни двора на Большой Красной, 10 в ранние советские годы. Он прекрасно помнил фамилии всех соседей, кто и чем занимался, кто был репрессирован, а кто не вернулся с войны. Почему-то запомнилась фамилия Гидасповых, проживавших в 30—40-е годы в полуподвальном помещении одной из внутридворовых построек. Для справки: последним настоятелем Пятницкой церкви был отец Федор (Гидаспов), расстрелянный большевиками 12 ноября 1918 года прямо на ступенях своего храма (ныне он причислен к лику новомученников). После расстрела священника его супруга Елизавета Григорьевна Гидаспова осталась одна с пятерыми несовершеннолетними детьми на руках. Не потомки ли отца Федора проживали тогда во флигеле дома по Большой Красной, 10, и нет ли кого-нибудь из них на групповой фотографии жителей двора, сделанной в 1938 году?


Жители двора по Большой Красной, 10. Май 1938 г.

В моем семейном архиве сохранилась еще одна фотография, сделанная годом позже, на которой запечатлены дворовые дети: среди них и моя мать, которой на снимке всего год — ее держит на руках какая-то девочка трущобного вида.

Дворовые дети. 1939 г.

Между прочим, мне хорошо знаком ракурс, с которого сделан этот снимок — на заднем плане из-за дровяных сараев выглядывают окна бывшей школы №33 (Большая Красная, 12), в которой когда-то учились многие мои родные и знакомые.

Двор был очень тихий, и, несмотря на то, что в нем проживали отнюдь не самые обеспеченные люди, криминала здесь сроду не было, в отличие от соседней «восьмушки» (Большая Красная, 8), где обитало несколько поколений семейств с богатыми уголовными традициями. Дед рассказывал, что в годы войны ребята с «восьмушки» часто устраивали драки с пациентами эвакогоспиталя, что помешался в той же 33-й школе. Причина этих стычек была простой до банальности — выздоравливающим фронтовикам нечем было себя занять и они со скуки повадились ходить к здешним девушкам, что, естественно, вызывало праведный гнев местной братвы. Что же касается семидесятых годов, то никаких дворовых разборок я не помню — все ребята жили дружно и весело. Я бы даже сказал, жили счастливо — невзирая на бедность и неважные условия быта.

Говорили, что до середины шестидесятых годов в округе еще не было канализации — все ходили в общественный туалет во дворе (я этого счастья не застал), а за водой отправлялись на два дома ниже по улице — там во дворе между шестым и четвертым домом была водяная колонка. Дом №4 еще и в семидесятые годы все местные называли «профессорским», в ту пору я еще не знал, что это означает. Много позже, сопоставив все то, что я знаю сегодня с воспоминаниями детства, я догадался, в чем кроется смысл словосочетания «профессорский дом» — в двухэтажном строении по адресу: Б. Красная, 4 до революции и в ранние советские годы проживала семья профессора ветеринарного института Михаила Тушнова, дочь которого, Вероника Тушнова (1915—1965) стала потом весьма известной поэтессой. Помните у Пугачевой? «Не отрекаются любя, ведь жизнь кончается не завтра», — так вот, это написала она. Вроде бы, Вероника прожила в отчем доме до начала 1930-х годов, потом уехала в Ленинград поступать в институт.

Дома в начале Большой Красной улицы. В двухэтажном доме №4 (на переднем плане) в 1916 — 1932 годах проживала Вероника Тушнова. Строение утрачено в 2004 году

Вероника Тушнова с родителями. Казань, 1924 г.

Увы, ни память о знаменитой поэтессе, ни просто здравый смысл зодчих, не уберегли дом Вероники Тушновой от участи, которую он разделил с соседними строениями по Большой Красной улице — летом 2004 года все они были снесены вместе с внутридворовыми постройками.

В 2004 году старинные дома в начале Большой Красной (с 4-го по 10-й) были снесены

Кажется, тогда спешно освобождали место под кирпичный жилой дом, который сегодня, как бельмо на глазу, торчит посреди старинного квартала под самыми кремлевскими стенами. Да простит меня читатель, более безобразной архитектуры я еще не встречал — даже «хрущевки» по ту сторону улицы по сравнению с ним кажутся шедеврами зодчества.

Года два назад стараниями Фариды Забировой (за что ей низкий поклон) главный дом усадьбы Суханова воссоздали в прежних формах, да так качественно, что сегодня его не отличишь от исторического прототипа, но несуразное строение как бы выпирает из-за него, отравляя уникальную историческую среду.

Несуразное новое строение «выпирает» из-за воссозданного дома Платона Суханова

Понятно, теперь уже не исправить эту, мягко говоря, градостроительную ошибку, так хотя бы вернуть то, что так бездумно сломали в 2004 году. Реновация строений ниже по улице — вплоть до дома Вероники Тушновой — позволила бы частично закрыть это «безобразие» внутри квартала. Кстати, Фарида Мухамедовна Забирова рассказала моему товарищу Аскару Гатину, что план реконструкции домов в начале Большой Красной улицы уже существует, но пока все упирается в интересы землевладельцев.

Утраченные дома в начале Большой Красной еще ждут своего возрождения

У Пятницкой церкви

Сегодня в начале улицы Большой Красной совсем мало прохожих. Старожилы этих мест давно уже разъехались в спальные районы — «последними из могикан» остались жильцы трех хрущевок на уступе Богородицкого холма, да сталинки на углу улицы Миславского. Сегодня людей мало, зато машин стало много, я бы даже сказал, очень много. А в семидесятые годы все было наоборот — во дворах, которые больше походили на муравейники, кипела жизнь, совсем непохожая на сегодняшнюю. У продуктовых магазинов всегда было многолюдно, все вокруг двигалось и вечно куда-то спешило. Зато по утрам над всей округой стояла звенящая тишина, которую каждые полчаса нарушал лишь колокол Спасской башни, да заунывные крики молочниц — «Молока, кому молока!».

По утрам звенящую тишину нарушал лишь колокол Спасской башни, да заунывные крики молочниц… На фото Евгения Канаева — двор на Большой Красной, 10. 1992 г.

А вот автомобильного движения в этих краях в ту пору почти что и не было. Редко-редко прогромыхает по Большой Красной автобус пятого маршрута, ходивший от поселка Нефтяников до вокзала и, глядишь, проедет раз в день какой-нибудь грузовик или частник.

Понимаю, сегодня в это трудно поверить, но в середине семидесятых годов мы использовали спуск у Пятницкой церкви в своих целях – зимой он превращался в отличную снежную горку. А в летние месяцы этот склон как нельзя лучше годился для катания на самодельных «скейтах», сделанных из обыкновенной доски, двух поперечин и двух пар шарикоподшипников, которые еще надо было суметь добыть. Машин, которые иногда все же проезжали по улице, мы совсем не боялись. Кстати, спуск у Пятницкой церкви все почему-то тогда называли «Дунькой» — откуда взялось это прозвище, я не имею ни малейшего понятия.

Склон у Пятницкой церкви еще и в семидесятые годы служил отличной снежной горкой

Уже много позже я случайно нашел фотографию, сделанную, очевидно в 1920-е годы (в те времена в этих краях еще жила Вероника Тушнова), и убедился, что это катание имеет давние традиции — похоже, что снежные горки устраивали здесь еще с незапамятных времен.

Еще и на моей памяти и склон у Пятницкой церкви использовался, как снежная горка

Увы, в пору моего детства Пятницкая церковь выглядела совсем не так, как на снимке 1920-х годов и, конечно же, не так, как выглядит теперь. Тогда это были практически развалины — храм обезглавлен, колокольня снесена, а крыльцо, на котором в 1918 году погиб отец Федор Гидаспов, едва держалось.

Тем не менее и в те годы эти руины внушали нам если не религиозные чувства, то по меньшей мере уважение и трепет, тем более что про церковь эту ходило много легенд. Говорили, что построили ее не в XVIII веке (как это принято сегодня считать), а еще в шестнадцатом столетии, правда тогда она называлась по-другому — храм Николы Зарайского а свое нынешнее имя получила уже после перестройки 1728 года на средства купца Ивана Михляева.

Вид на Пятницкую церковь, Пятницкий переулок и Богородицкий монастырь. 1890 г.

Мистика заключается в том, что этот храм как будто повторил судьбу очень почитаемой в народе великомученицы Параскевы Пятницы, именем которой назван. В 1930—1940-е годы он стал местом массового мученичества тысяч безвинных людей. Мой дед в свое время рассказывал, что до середины тридцатых годов храм еще действовал как обновленческий, но примерно в 1937 году его закрыли и превратили в тюрьму НКВД. Территорию вокруг храма, начиная от ограды монастыря (в этом месте сейчас крайняя хрущевка), обнесли высоченным деревянным забором, а поверху пустили несколько рядов колючей проволоки.

Между прочим, все местные знали, или, по крайней мере, догадывались о том, что творилось за стенами храма, но вслух об этом, понятно, никто не говорил. По словам деда, ночами были иногда даже слышны выстрелы, но едва различимо — очевидно, толстые стены приглушали звуки. Тюрьму закрыли в начале пятидесятых годов. Точное время дед не помнил, вроде бы, вскоре после смерти Сталина. Деревянный забор разобрали в 1956 году, и оскверненный храм предстал перед взорами местных жителей, но заходить внутрь немного находилось желающих. Еще свежа была память о тех мрачных временах.

Спустя еще десятилетие все понемногу забылось, и в обезглавленном храме, на кровле которого к тому времени уже проросли кусты, обустроили несколько коммунальных клетушек и приемный пункт стеклопосуды. Этот пункт приема стеклотары я помню, поскольку не раз стоял там в очереди вместе с бабушкой. Приемщиком работал какой-то рыжий парень, говорили, что с уголовным прошлым, которого все звали Витек.

Этот пункт закрыли в начале восьмидесятых годов, а спустя еще несколько лет начались работы по возрождению храма. Тогда-то и были, наконец, осознаны масштабы того ужаса, что творился в сталинские годы за церковными стенами. В ходе реставрации храма под землей были обнаружены сотни, если не тысячи, фрагментов скелетов и черепов, вперемешку с землей, кирпичной крошкой и корнями кустов. Оказывается, храм служил не только тюрьмой но, одновременно, и местом расстрела, и местом захоронения! То, что нашли в процессе реставрации, ужаснуло даже видавших виды строителей: оказалось, вся церковь стоит на костях. В некоторых местах костей было не меньше, чем земли. Найденные останки захоронили в братской могиле у северных дверей церкви, отслужили панихиду по безымянным жертвам и поставили мраморный крест.

С северной стороны Пятницкую церковь огибал одноименный переулок (сейчас его нет), состоявший из нескольких одно- и двухэтажных деревянных строений, в которых в семидесятые годы были коммуналки, а до революции в этих домиках размещался причт Богородицкого монастыря. Помню, в 1970-е годы там еще жили две древние-предревние старушки, всегда одетые в черное. Кем были эти женщины — бывшими насельницами обители, или они просто когда-то работали в многочисленных монастырских мастерских, никто из детей и взрослых не осмеливался у них спрашивать. Во всяком случае, они имели прямое отношение к монастырю и проживали в доме по Пятницкому переулку еще со старых времен.

Вид на Пятницкий переулок в 1992 году. Фото Юрия Краснова

На руинах Святой обители

Само собой разумеется, проживая и учась непосредственно на исторической монастырской территории, мы с раннего детства знали содержание легенды об обретении Казанской иконы девочкой Матреной и при этом воспринимали эту историю с детской непосредственностью, как будто все случилось не 400 лет назад, а здесь и сейчас. Как раз 21 июля 1979 года исполнялось ровно четыре столетия со дня этого чудесного события, и во многих семьях эта дата отмечалась как великий праздник, несмотря ни на какую антирелигиозную пропаганду. Естественно, тогдашние средства массовой информации ни словом не обмолвились об этом юбилее. Да, собственно, никто и не ждал от советских властей какого-то участия, после того, что они сделали с монастырем. В семидесятые годы его территория была разделена между «хозяйствующими субъектами»: на главной площади (где некогда доминировал величественный собор, который сегодня возрождается), стояли унылые кирпичные корпуса табачной фабрики, занявшие и помещения изуродованного до неузнаваемости храма Николы Тульского; в полукруглых сестринских корпусах были коммунальные квартиры, в Крестовоздвиженском храме, выходящем фасадом на Большую Красную, размещалось общежитие пединститута, а в его подвалах — те же коммуналки.

Между прочим, многие мои товарищи детства и просто знакомые проживали непосредственно в монастырских строениях: Инга Шмелева — в левом крыле сестринского корпуса, Айрат Гумеров — в правом, Марсель Муфазалов жил в полуподвальном помещении Крестовоздвиженской церкви, а одна девочка из параллельного класса и вовсе — в переделанных под жилье монастырских воротах, выходящих на Нагорную улицу. Там, на Нагорной, в стороне от туристических маршрутов, и сегодня можно увидеть остатки этих ворот, которые в начале 2000-х годов чуть не растащили на кирпичи. А 25—30 лет назад внутри самих ворот еще жили люди, которые развели на остатках монастырских стен и непосредственно на крыше ворот целое хозяйство — на стенах сушилось белье, а на верхней площадке ворот умудрялись даже высаживать помидоры — дачи не надо.

Угловая башня и Северные ворота Богородицкого монастыря в 1931 году. В годы советской власти арочные проемы ворот были заложены кирпичом, а помещения монастырских сторожек внутри ворот переделали под жилье. Фото А.Бренинга

В 1990-х годах людей отселили, а Северные ворота едва не растащили на кирпичи

Не лучше дела обстояли и на территории табачной фабрики. По словам деда, проработавшего на «табачке» целых три послевоенных десятилетия, фабричное начальство никогда не утруждало себя заботами о сохранении монастырского наследия. Даже то немногое, что осталось от разгрома 1930-х годов, безжалостно разрушалось и переделывалось под нужды производства. Единственным исключением было само место обретения чудотворной иконы. Оно было огорожено маленьким деревянным заборчиком, а внутри ограды всегда высаживали живые цветы. Эта традиция сохранялась при всех послевоенных директорах «табачки». Все-таки даже в зачерствевших душах советских номенклатурщиков продолжало оставаться что-то святое. Кстати, дед рассказывал, что еще и в пятидесятых годах сохранялся фундамент и даже первый ярус колокольни, которая некогда являлась архитектурной доминантой всего комплекса. Кажется, он тогда использовался для каких-то хозяйственных нужд фабрики — его окончательно убрали в 1962 году, когда строили хрущевки, которые сегодня мешают воссозданию обители. То, что колокольня пережила главный храм, доказывает и снимок Арнольда Бренинга, сделанный в середине 1930-х годов незадолго до его ареста. Фотопластинку, на которой запечатлены последние дни монастырской колокольни, мы с Г.В. Фроловым отсканировали еще в 2004 году, а совсем недавно художник-дизайнер Диля Останина привела изображение в божеский вид.

Арнольд Бренинг оставил документальное свидетельство того, что монастырская колокольня пережила главный храм обители. Вероятнее всего, ее снесли в 1935—1937 годах, но первый ярус еще и в послевоенные годы продолжал использоваться для хозяйственных нужд табачной фабрики и был разобран в 1962 году. Фото 1935 г.

Гораздо лучшим было положение Крестовоздвиженской церкви — все-таки, здесь было общежитие какого-никакого, но высшего учебного заведения. Несмотря на то, что интерьеры храма были разгорожены на студенческие клетушки, в них теплилась жизнь, и здание поддерживалось в сносном состоянии. Те же самые слова следует отнести и к соседней Софийской церкви, самой древней в комплексе, кажется, там тоже было коммунальное жилье.

Так выглядел Крестовоздвиженский храм в поздние советские годы. Фото Л.Соколова

Когда-то арочный проезд перед Крестовоздвиженским храмом украшали чугунные ворота великолепной ковки. Металлический узор ворот, выполненный каким-то неведомым мастером, был очень ярким, все мелкие чугунные детали были прорисованы настолько филигранно, я бы даже сказал «сочно», что на эти ворота все прохожие непременно заглядывались, точно, как в известной поговорке про барана. Летом 1977 года в ворота въехал КАМАЗ и в один миг уничтожил всю эту красоту. То, что осталось от чугунного кружева после этой атаки, сняли с петель, и на два последующих десятилетия осталась арка без ворот.

Оригинальные чугунные ворота были снесены грузовиком в 1977 году. Фото 1980 г.

В ходе возрождения обители ворота восстановили, и даже повторили старый рисунок но, говоря откровенно, оригинал мне нравился больше (или мне так теперь кажется?).…

Восстановленные чугунные ворота у Крестовоздвиженского храма. 2017 г.

Сегодняшнее возрождение обители, конечно же, дело святое. Но и оно вызывает немало вопросов: воссоздадут ли великолепную колокольню, что будет с тремя хрущевками на спуске у Пятницкой церкви (на мой взгляд, их следует, все-таки, убрать, а жителям предоставить достойное жилье), возродится ли из небытия храм Николы Тульского? Обретет ли это святое место былую славу общемирового центра паломничества, как это уже было встарь? Дай-то бог, чтобы все сложилось именно так…

Вид на Казанский монастырь с Кремлевского холма в 1920-е годы. Фото А.Бренинга

Вот только того великолепного вида, что открывался когда-то на Казанский монастырь с Кремлевского холма, теперь уже никогда не будет. Сегодня он начисто закрыт новостройками, выросшими, с легкой руки горе-проектировщиков, в самом историческом сердце Казани.

Вид на возрождаемый монастырь сегодня начисто закрыт новостройками

Продолжение следует

Алексей Клочков
ОбществоИсторияИнфраструктураКультура Татарстан
комментарии 42

комментарии

  • Анонимно 21 мая
    Браво!
    Спасибо!
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Изумительная статья. Никогда о Казани так не писали. Как будто окунулся в 70-е
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    класс!
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Нет слов! Это не просто здорово, а гениально, простите за высокие слова!
    Ответить
    Анонимно 22 мая
    Ничего лучшего о Казани не читал за всю свою жизнь! РВ, где книга???
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Клочкову отдельное спасибо от благодарного казанца. Спасибо и Реальному времени!
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Заказать книгу можно по телефону
    +79083489044 Андрей Останин
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    спасибо!
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Написано реально здорово! Почитаешь автора, так поверишь и в Господа Бога! Огромное спасибо Реальному времени!
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Евангелие от Алексея (Клочкова)
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Не смешно
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Здорово!!! Ждём книгу
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    2018 год. Илон Маск запускает ракеты к Марсу, а Алексей Клочков предлагает сносить дома в центре Казани, строить очередные никому не нужные церкви. Жителей с Большой Красной в Салават Купере, успеют к открытию МСЗ.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Между прочим, в столь любимых Вами западных странах, и в 2018-м году в центрах исторических городов строго запрещено строить новые дома, выпадающие из культурной среды. Так называемые "новоделы" - да, изредка, можно, да и то, с обязательным условием сохранения "лица" древнего города. И "ракеты к Марсу от Илона Маска" тут не при чем, а насчет никому не нужных церквей - не судите о людях по себе... А автору - спасибо
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Запрещено строить новые дома, говорите? Вы, кончено же, против строительства новодела (так называемого собора казанской иконы) в заповедной зоне Кремля?
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Эк вас плющит от одного только слова "храм"
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Много горя принесли нашему народу ваши храмы, иконы и "святые".
    Ответить
    Анонимно 22 мая
    Зря вы так - пятьсот лет живем вместе и взаимно обогащаем друг друга своими самобытными культурами
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    К какому тому Марсу? Американцы на наших ракетах до сих пор летают! Мозги у них от сытой жизни давно свернулись! А Россия после передряг 20 в., напротив, возрождается!
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    вот и вата потянулась
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    а вот и либеральная 5-я колонна
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    зато просвещенная
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Эк Вас прет то! Поменьше телевизора ,побольше реальной жизни и взгляды переменятся!
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Сейчас очень многим хочется внести свою лепту в разоблачения деяний коммунистов недавнего советского прошлого. И автор краеведческого исследования один из них. Чего только стоит упоминания о регулярных расстрелах мирного населения в застенках церкви Параскевы Пятницы и ужасается, что их не только тут расстреливали, но и хоронили...Действительно, в 90-х при реставрации храма, при расчистке полов внутри помещения были обнаружены перемешанные человеческие останки. По просьбе министерства культуры и тогдашнего батюшки (по- моему отца Михаила, который ездил на мерсе и одним из первых в Казани пользовался мобильной связью), казанскими антропологами был сделан экспертный анализ данных материалов. Вывод был таков, что данные человеческие кости были извлечены, скорее всего, из могил более раннего христианского погоста, существовавшего при церкви с момента ее основания. При ее поздней перестройки из деревянной в каменную, некоторые ранние могилы, вероятно, попали в зону строительства. По традициям того времени, потревоженные кости были перезахоронены внутри храма или рядом с ним. Никакого отношения к жертвам чекисткого насилия они не имеют!
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    О том, что в 30-е годы в Пятницкой церкви были массовые расстрелы, сохранились сотни свидетельств. Об этом пишет даже Евгения Гинзбург в "Крутом маршруте". А в часовне у северных ворот храма на камне высечена надпись "Упокой, Господи, души усопших раб твоих, убиенных в сем храме". А захоронений там было обнаружено в 1990-е - ни на какое церковное кладбище не хватит - кости КАМАЗАМИ вывозили на Самосырово - все это документально зафиксировано - так что не надо...
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Откуда кости? Пятницкую церковь построили на месте разрушенного татарского кладбища. Мусульманские надгробия заложили в фундамент.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    В 1992 - 1993 годах Георгий Фролов отфотографировал внутренние стены храма св. Пятницы (перед реставрацией) - весь интерьер главного барабана был испещрен отметинами от пуль - и эти фото будут предъявлены. А на автора не нападайте - его отношение к Сталину сложное, как сложным было и то время - со всеми его победами, свершениями и потерями. Редактор
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Древнее татарское кладбище там действительно было - еще в 1833 году при перестройке монастырской стены архитектором Петром Пятницким были обнаружены 3 мусульманских надгробия. Только те захоронения, на которые наткнулись реставраторы в 1992 году при воссоздании Пятницкой церкви, не имеют отношения ни к татарскому, ни к православному погостам - об этом свидетельствуют, во-первых, их возраст, во-вторых, бессистемность расположения останков, а, в третьих, их количество - не менее 2500 - 3000 скелетов и фрагментов тел. Кроме того, в затылочной части черепов часто присутствовали характерные пулевые отверстия.
    Ответить
    Aleksey 21 мая
    А можно привести хоть какие документы? Хотя-бы газетные заметки того времени. И как к этому отнеслась прокуратура. Было ли возбуждено уголовное дело или был отказ?
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Есть и документы. Если Вам будет угодно - автор сможет организовать встречу с бывшим директором музея Людмилой Мещеряковой - она занималась этим вопросом еще в 90-е, что называется, по горячим следам. А вступать в подобную дискуссию в комментах, сами понимаете, бессмысленно. Редактор.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Музея МВД,уточняю
    Ответить
  • Aleksey 21 мая
    "Для справки: последним настоятелем Пятницкой церкви был отец Федор (Гидаспов), расстрелянный большевиками 12 ноября 1918 года прямо на ступенях своего храма (ныне он причислен к лику новомученников). " Ну ладно раньше в отсутствие интернета это прокатывало. А сейчас что? Расчет что обывателю будет лень глянуть как оно было на самом деле? А на самом деле: "И 31 октября н. ст. о. Феодор был арестован. Допрос самого о. Феодора занял, видимо, немного времени и был простой формальностью, поскольку приговор тогда был для всех обвиняемых в контрреволюционности один — расстрел.... 12 ноября 1918 года приговор был приведен в исполнение" Надо думать по мнению автора его специально вывели на ступени храма и там при людно расстреляли?
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Именно так и было: отца Федора расстреляли на ступенях храма - в назидание прихожанам - на то есть воспоминания очевидцев, сохраненные бывш. насельницей монастыря Анастасией, упокоившейся в 1959 году
    Ответить
    Aleksey 21 мая
    Знаете все это смахивает на историю с памятником Иуде в Свияжск, который оказался памятником Юдину.
    Ответить
    Анонимно 22 мая
    Никоим образом "не смахивает". В Свияжске исторические нити практически потеряны - к 1970-м годам там осталось не более ста- ста пятидесяти коренных жителей. А в Казани - сотни свидетелей, не забывайте и о насельницах монастыря, коих было в 1918 году не менее семисот - восьмисот.
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Слава Богу, попался хотя бы один не аноним. И это здорово. Вы почти во всем правы - да, о. Федора арестовали еще 31.10.18, расстреляли 12 числа следующего месяца - увы, расстреляли его все же на крыльце храма (человек он был авторитетный - видимо, в острастку). На сей счет есть документальные свидетельства. Редактор книги от имени Вашего тезки
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    К какому ведомству относились возведённые хрущёвки ?
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Информация по хрущевкам у монастыря: нижний дом у Пятницкой церкви (1б) построен в 1963 году (его еще называют "горисполкомовский") - но не для элиты, а для рядовых работников. Средний дом (1а) - кооперативный; верхний дом, который сегодня мешает воссозданию колокольни (№ 3) был возведен для работников треста "Гидроспецстрой" в 1964 году. Редактор
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    "Года два назад стараниями Фариды Забировой (за что ей низкий поклон) главный дом усадьбы Суханова воссоздали в прежних формах, да так качественно, что сегодня его не отличишь от исторического прототипа, но несуразное строение как бы выпирает из-за него, отравляя уникальную историческую среду".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/99345-vozvraschenie-v-centr-alekseya-klochkova

    Правая рука не знает что творит левая?

    Ни один Памятник истории, культуры и архитектуры не может быть снесён без "одобрения" ТРО ВООПИК.

    А текст просто замечательный - добрый и насыщен интересными фактами.
    Лет 113 так в Казани никто не писал.
    Спасибо автору и РВ.
    Ответить
    Анонимно 01 июня
    Без авторизации. Рустум-паша, анонимному оналитегу взаимосвязей правой и левой рук:
    Дом снесен в 2004 г. ТРО ВООПИиК был(о) воссоздано весной 2009 года. Какое могло быть разрешение ВООПИиК в 2004 г.? Тогда за охрану памятников отвечали исключительно госструктуры в ведении Мин.культа.
    Другое дело в конкретных персоналиях соответствующих ведомств того времени, а также тех, кто давал "авторитетные" рекомендации и исторические справки для вынесения решений по сносу того или иного исторического здания Казани.
    Анонимным диванным теоретикам рекомендую только читать публикуемые статьи, а не высказывать своих глупостей и блистать ерундицией в коментах.
    Ответить
  • Aidar Shakirov 28 мая
    Если сносят , значит кому то нужно . На месте комплекса Казан-Су был лес ... почистили-построили. Теперь еще дальше хотят деревья напротив Парка Кырлай вырубить . Жить то людям негде. В городе с каждым годом дышать нечем.
    Ответить
  • Анонимно 30 мая
    Замечательная статья, со знанием дат и фактов. Честь и хвала автору. А какие фотографии, Изумительные. СПАСИБО ВАМ. Пишите чаше и подробнее об исторических и теперь уже канувших а лету местах. Я еще в студенчестве застала эту историческую часть Казани. И статья вновь напомнила об этом замечательном времени. К слову, слог у статьи очень приятный. Пишите дальше, если есть материал. Мы будем Вам признательны. Ждем с нетерпением. СПАСИБО.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии