«Карсар»: опыт первопроходца

Как в начале 90-х в Татарстане формировалась цивилизованная таможенная инфраструктура

«Реальное время» продолжает спецпроект «ТАИФ-25», приуроченный к юбилею группы компаний. Одним из первых подразделений многоотраслевого холдинга «ТАИФ» является фирма «Карсар», созданная для оказания услуг по таможенному оформлению грузов еще 23 года назад, когда в республике вообще не существовало подобных организаций. О пути развития компании с момента, когда декларации печатались на машинке, до внедрения полностью электронного оформления грузов, о создании единой с таможней компьютерной сети и сегодняшней деятельности компании, уже не делающей ставку на оказание таможенных услуг, читайте в материале спецпроекта.

Начало пути

Осень 1998 года. Из Ирана в Казань на выставку привезли полотенца и тазы, томатную пасту и сухофрукты. А еще браслеты, ожерелья, чайные сервизы, расписные тарелки, шкатулки, ковры… Весь ангар таможенно-логистического терминала компании «Карсар» был заставлен продукцией государства Передней Азии. «Чего там только не было, и это все нужно было задекларировать, а они и сами не знали, какой товар и в каком количестве привезли. Сейчас смешно, конечно, рассказывать, а тогда было не до веселья. Все сотрудники до поздней ночи выгружали и пересчитывали, торопились, поскольку Иранская выставка уже открывалась, а товар еще не был растаможен, — вспоминает руководитель компании «Карсар» Альфред Шигабутдинов, как приходилось работать в авральном режиме, внося свою лепту в торгово-экономическое сотрудничество с Ираном.

Это сегодня таможенное декларирование осуществляется в электронном виде, к тому же заблаговременно: товар еще не вывезен на территорию Таможенного союза, а вся документация подается на проверку. Поэтому оформление грузов выполняется в течение одного рабочего дня — это максимум, а минимум — за один час. Тогда как в 90-х для таможенного оформления устанавливались сроки в 10-15 дней, и декларирование велось по факту прибытия грузов.


Альфред Шигабутдинов: «Без преувеличения, в основе сложившегося рынка таможенных услуг Татарстана — опыт работы декларантов «Карсара». Это основной костяк людей, пришедших к нам еще в 1992 году».

Сотрудники «Карсара» застали период, когда декларации и вовсе печатались на машинке. Компания-первопроходец начала свою деятельность осенью 1992 года, когда в Татарстане вообще не были сформированы таможенные инфраструктуры. В декабре того же года фирма начала работать в качестве декларанта на основании свидетельства, выданного казанской таможней. Ровно через год с выходом в свет приказа Государственного таможенного комитета России было утверждено положение о временном хранении таможенных грузов, и «Карсар» учредил собственный склад, расширяя спектр оказываемых посреднических услуг в области таможенного дела.

Еще через 6 лет в России в соответствии с таможенным законодательством официально был создан институт таможенного брокера, который закрепил права и обязанности коммерческих организаций, предоставляющих услуги по декларированию товаров. А «Карсар» получил статус первого в Татарстане таможенного брокера. Услуги по декларированию экспортно-импортных грузов оказались настолько востребованными, что в этот же 1999 год «Kарсар» заключил 1 600 договоров с участниками внешнеэкономической деятельности. Таким образом, первопроходец «Карсар» способствовал появлению необходимой на рынке инфраструктуры и невольно являлся примером для других, демонстрируя, что за оказание качественных таможенных услуг можно получать неплохую прибыль.

Придать ускорение

К началу нулевых фирма накопила большой опыт, сформировала команду знающих специалистов и заняла прочные позиции на рынке услуг по таможенному оформлению. Поэтому вполне логично, что «Карсар» стал тем брокером, который вместе с таможней участвовал в совершенствовании методов таможенного контроля в интересах ускорения процедуры таможенного оформления. Считается, что именно с этого времени в Татарстане начал формироваться цивилизованный рынок таможенных услуг, присущий ведущим странам мира с рыночной экономикой и позволяющий достойно представлять интересы участников ВЭД.

С момента развития рынка таможенных услуг «Карсару» потребовалось открыть филиал в Нижнекамске, позже в Альметьевске и Бугульме. Общая площадь открытых площадок и закрытых помещений трех складов временного хранения (в Казани, Нижнекамске и Альметьевске) составила более 6 тыс. кв. метров. Все складские помещения оснащались современным охранным оборудованием и необходимой погрузочно-разгрузочной техникой.

«Для трех подразделений в закамском регионе мы прокладывали «оптику». Нужна была единая с таможней компьютерная сеть, иначе оформление постоянно затягивалось. Допустим, на месте приема грузов осуществляется декларирование продукта с использованием вредных веществ. Этот товар провезти можно, но для этого требуется дополнительное разрешение. И вот начиналось: наш таможенный пост связывался с Приволжским таможенным управлением, те с Москвой, там проверяли, давали разрешение, потом все передавалось обратно по той же цепочке. А когда появилась единая сеть, а вместе с ней и единая база, процессы ускорились, и в целом повысилась эффективность работы», — рассказывает Альфред Шигабутдинов.

Главными клиентами «Карсара», созданного ТАИФом для работы в таможенном бизнесе, были «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим». Конечно, у таких крупных предприятий были в штате и свои декларанты. Но пока их сотрудники оформляли все на местах, потом отвозили документы в таможню, откуда на завод приезжали специалисты для досмотра, уходило много времени. Когда они начали работать с «Карсаром», утром машина заезжала на территорию таможенного терминала, после обеда уже уезжала по месту назначения экспорта — в Турцию, Италию, Францию, Германию, Норвегию, Болгарию…

Когда ТАИФ приступил в Нижнекамске к модернизации завода первичной переработки нефти (ЭЛОУ АВТ-7), оформление установок осуществлялось по сниженным тарифам. «Мы всегда шли навстречу, часть работ и вовсе делали за символическую плату. Нельзя было допустить больших затрат на модернизацию НПЗ. Это отразилось бы на высокой себестоимости бензина», — объясняет Альфред Шигабутдинов.

«Карсар» как таможенный брокер также оказывал услуги Казанскому оптико-механическому заводу, акционерным обществам «Казань-компрессормаш», «Хитон», «Кварт», «Нэфис», Казанскому заводу синтетического каучука, «Радиоприбору», Казанскому медико-инструментальному заводу и многим другим. Причем компания брала на себя наиболее сложный сегмент этого рынка — таможенное оформление импортных грузов, включающих в основном технологическое оборудование, технику, строительные материалы. Эта специфическая и очень ответственная работа оказалась по плечу опытным специалистам «Карсара», имеющим квалификационные аттестаты Таможенного комитета России. «Без преувеличения, в основе сложившегося рынка таможенных услуг Татарстана — опыт работы декларантов «Карсара». Это основной костяк людей, пришедших к нам еще в 1992 году», — говорит Альфред Шигабутдинов.

Компания помогала оформлять декларации на такие ответственные грузы, как оборудование телефонных станций для «Таиф-Телком» и «Интелсет», теплоэнергетическое, сельскохозяйственное, строительное оборудование, строительные и отделочные материалы для Казанского кремля, знаменитого КРК «Пирамида» и многих других объектов, включенных в федеральную программу реконструкции исторического центра Казани к празднованию тысячелетия города.

Не только производственные и строительные предприятия обращались к услугам таможенного брокера «Карсар». У служителей Мельпомены были свои не менее значимые грузы, создающие атмосферу. Все театры, уезжая на гастроли, оформляли свои реквизиты через таможенный терминал: «Мы оформляли главную особенность БКЗ — большой орган. Привезенный из Нидерландов, он был установлен в 1997 году», — говорит Альфред Шигабутдинов.

«Карсар» был единственный таможенный брокер, который занимался оформлением алкогольной продукции, для которой требовалась отдельная лицензия. Да и сам порядок расчета подакцизного товара был сложным, и никто из брокеров за это даже не брался. Кроме того, «Карсар» являлся импортером алкогольной продукции и для удовлетворения спроса различных слоев населения поставлял как недорогие вина, так и элитные алкогольные напитки. Компания осуществляла прямые оптовые поставки сухих натуральных вин итальянских производителей с 200-летней историей — C&G Marano и Torraccia di Presura SRL.

Также компания единственная оформляла грузовые и легковые автомобили, потому что место доставки легковых автомобилей было только на «Карсаре». Располагая собственными складскими помещениями (СВХ), компания решила расширить спектр своей деятельности и открыла собственный автосалон, где продавались «Жигули». «Новое направление хорошо развивалось, потом мы начали ездить в Ульяновск за китайскими грузовиками. И так примерно лет 6, с конца 90-х годов, мы занимались реализацией и обслуживанием автомобилей», — говорит Альфред Шигабутдинов.

Всего около 70% импорта и экспорта Татарстана проходило через таможенный терминал «Карсара». Экспорт и импорт был разделен на равные доли — примерно 50 на 50. Немалая часть товаров уходила и на реэкспорт. «Что уж греха таить: всю продукцию, которую не принимают за рубежом, везут в Россию. В свое время мы купили аппарат, который проверяет на облучение, — по закону СВХ должен быть оснащен рентгеновским аппаратом. Он обошелся нам в 6 млн рублей. Случалось, проверяли прибывший груз, а он весь «светится». Как вот, например, такую керамическую плитку пропустить? Купит ее кто-нибудь себе в дом и невольно начнет жить в условиях повышенной радиации», — объясняет Альфред Шигабутдинов.

С заботой о клиентах

Принимая на себя большую часть товарного экспорта и импорта республики, пункт доставки грузов на Оренбургском тракте (при въезде в город) был ежедневно заставлен 20-тонными фурами, а это около 50 машин. Первое время территория базы «Карсар», где до них располагалась автошкола ДОСААФ, представляла печальное зрелище.

«В дождливую, слякотную погоду трейлеры, которые заезжали к нам на территорию, застревали. Шофера матерились на чем свет стоит. Вытаскивать увязший в грязи транспорт приходилось исключительно гусеничной техникой, да только не всякого тракториста можно было уговорить лезть в грязь. Особенно неудобно было перед иностранцами, привыкшими к чистоте и асфальту, который срочно нужно было укладывать и нам. И вот как-то у нас оформлялся начальник дорожного участка. А у него машину арестовали. Пока мы ему оперативно помогали через таможню закрыть этот вопрос, пока он оплачивал штрафы, познакомились поближе. Помню, он удивился, что вокруг нас такая грязь. И предложил нам сделать нормальную площадку для заезда транспорта. А денег-то у нас не было», — вспоминает Альфред Шигабутдинов. Но договориться с дорожником тогда удалось, работа была сделана в несколько приемов, а расчет произведен по частям.

«За месяц нам эту площадку засыпали сначала песком, потом битым кирпичом и только затем щебенкой. Таким образом, подушка под асфальт получилась высотой около 50 сантиметров — такую ни один тяжеловоз не промнет. Асфальт положили тоже по всем правилам, в два слоя, высотой 9 сантиметров. И так потихоньку за два года наша территория стала аккуратной и чистой. Сколько лет я уже здесь работаю, и за это время асфальт ни разу нигде не проваливался, хотя площадка эксплуатировалась круглый год», — не без гордости рассказывает Альфред Кашафович.

От производителя до бензобака

Если вместе с развитием компании развивался и рынок таможенных услуг, то с течением времени нужно было соответствовать уже новым требованиям — место приема грузов необходимо было выводить за территорию города. Так, зимой 2011 года таможенный терминал и склад временного хранения были переведены на территории логистического терминала «Биек Тау», построенного на транспортном коридоре Китай–Россия–Европа на федеральной трассе М7.

Хорошую рентабельность таможенному брокеру обеспечивает именно временное хранение грузов, поэтому, закрывая свои склады, «Карсар» полностью свернул таможенную деятельность. Конъюнктура рынка изменилась: если раньше было два крупных игрока — первопроходец «Карсар» и появившийся после него «Ростэк», утвержденный Государственным таможенным комитетом России, то теперь — множество фирм, способных быстро и качественно декларировать грузы и оказывать другие сопутствующие услуги. В результате, этот рынок, получивший в свое время мощный толчок к развитию, стал развитым и цивилизованным. И тогда ГК «ТАИФ», считая свою задачу выполненной, приняла решение, что «Карсар» сосредоточит свои усилия на других видах деятельности.

«Из нашей нынешней деятельности — розничной реализации бензина, арендного бизнеса, обслуживания жилой недвижимости и технического обслуживания автомобилей — продажа бензина нефтеперерабатывающего комплекса ОАО «ТАИФ-НК», конечно, приносит наибольший доход», — говорит Альфред Кашафович.

Доставка топлива осуществляется собственным автопарком «Карсара». Минуя хранилища, топливо напрямую сливается в резервуары АЗС. Это исключает смешение топлив различных производителей. Бензин на автозаправочные станции попадает «еще теплым». К тому же транспортировка бензина на нефтебазу, а с нефтебазы на заправки влечет дополнительные расходы, которые в конечном счете сказываются на повышении стоимости литра бензина и на снижении маржи — чего «Карсар» успешно избегает, являясь единственным топливным оператором татарстанского производителя.

На сегодняшний день у «Карсара» 20 АЗС. Последнюю станцию запустили в Буинске, завершается стройка АЗС в Лаишево и в Казани на Горьковском шоссе. «Мы гордимся, что занимаемся реализацией нашего бензина, высокое качество которого подтверждает многоступенчатая система контроля. Не устанавливая высоких наценок, мы стремимся, чтобы бензин был доступен каждому: и владельцу «Жигули», и «Мерседеса», — рассказывает о новых приоритетах Альфред Шигабутдинов. Только в этом году по Татарстану планируется запустить 10 новых АЗС, если кризис не внесет своих коррективов.

Что касается других точек приложения сил, то еще одним видом деятельности компании является сдача коммерческой недвижимости в аренду. «Карсар» располагает офисными центрами, оснащенными современными инженерными коммуникациями, на улицах Спартаковская, Парижская Коммуна, Академическая, Муштари, Вишневского, Аделя Кутуя, Кави Наджми, Четаева и проспекте Победы. Также компания ведет обслуживание жилой недвижимости. Еще в декабре 1999 года «Карсар» взял на обслуживание первый объект — общественный центр «ТАИФ», расположенный на улице Патриса Лумумбы. А в конце 2010 года «Карсар» получил в управление жилой комплекс по улице Гоголя, воплотивший на территории 37 тыс. кв. м лучшие идеи современного домостроительства. Еще через год компанией был взят на обслуживание имущественный комплекс, расположенный на берегу Волги в Боровом Матюшино. Таким образом, «Карсар» прочно занял позиции на рынке обслуживания жилой недвижимости премиум-класса.

Альсина Газизова, фото Романа Хасаева
БизнесТранспорт Казанский медико-инструментальный завод

Новости партнеров