Наиль Магдеев пообещал моральную поддержку малому бизнесу

Просроченная задолженность жителей Челнов за коммунальные услуги выросла до 744 млн рублей

Автоград будет плотно заниматься диверсификацией экономики города с помощью как иностранных, так и местных компаний. Об этом стало известно сегодня на «деловом понедельнике» в мэрии Челнов. По словам главы исполкома Наиля Магдеева, визиты турецких и китайских делегаций в июне не прошли даром: вроде бы турки намерены развивать в Набережных Челнах мебельное и обувное производство, а китайцы вкладывают в известный проект производства бытовой техники $50 млн. Тем временем в город сегодня прибыли «финансовые ревизоры» из Фонда развития моногородов, которые могут дать Челнам миллиарды рублей, столь долгожданных и необходимых автограду.

Челнам Наиль Магдеев нашел турецких и китайских партнеров

На сегодняшнем «деловом понедельнике» глава исполкома Набережных Челнов Наиль Магдеев прокомментировал недавние визиты в автоград турецких и китайских бизнесменов, заявив, что приоритетом в работе мэрии является «диверсификация экономики».

Так, турецкие партнеры намерены развивать в автограде мебельное и обувное производства (параметры и цифры инвестиций названы пока не были). А в следующем году должно начаться производство бытовой техники Haier: китайские партнеры собираются вложить в проект 50 млн долларов, создав на первом этапе 500 новых рабочих мест («Это дополнительные рабочие места, достойная зарплата для челнинцев и налоги в бюджет», — с удовлетворением отметил Магдеев). В ближайшее время планируется подписать двухстороннее соглашение с китайской компанией о сотрудничестве.

«С документов необходимо перевести это все в область практических дел. Нужны реальные проекты, они имеются, должны оперативно рассматриваться и те, что есть. От этих проектов мы должны иметь практические результаты. И с турецкими, и с китайскими партнерами проекты у нас есть, с ними надо работать», — заявил Магдеев.

Плюс 80 рабочих мест по производству мороженого, минус 70 по производству композитных панелей

Диверсифицировать экономику в мэрии по-прежнему пытаются и менее масштабными способами — в рамках местного бизнеса. Напомним, еженедельно Наиль Магдеев встречается с предпринимателями по субботам в рамках антикризисного штаба. Интересно, что на одном из совещаний глава города даже посетовал, что мало кто там появляется (совещание проходит в 7 утра), тогда как сегодня внезапно выяснилось, что у мэрии от новых проектов нет отбоя. Налицо, считает Магдеев, и первые результаты.

Так, в Челнах уже запустили производство мороженого в компании «Славица», создав 80 мест. План компании — 45 киосков мороженого. Проект Brossko по пошиву школьной одежды также взят чиновниками на рассмотрение (компания уже существует на местном рынке, но намерена выйти на федеральный).

Заинтересовало Магдеева и ООО «Еврокомпозит», занимающееся производством алюминиевых композитных панелей. Любопытно, что упомянутая Магдеевым на совещании компания как раз сейчас испытывает немалые трудности с поисками рынка сбыта и одним из главных виновников видит как раз государство как заказчика. В прошедшее в субботу совещание антикризисного штаба директор компании Олег Муравцев сообщил тому же Магдееву, что потерял уже почти 70 человек (работало 85, сегодня числится лишь 16). Если ранее панелями компании отделывались фасады БСМП и бизнес-центра «2.18», то сегодня по линии госзаказа тишина. Тогда же выяснилось, что на многих строящихся сегодня объектах используется китайская панель или калужские товары. Магдеев, упомянувший продукцию компании по-видимому «для массовки», на субботнем совещании не дал положительного ответа, заявив, что технические задания выставляются для всех одинаково.

Магдеев бизнесу: надо чаще встречаться

Цифра в 80 рабочих мест, видимо, и самому Магдееву показалась не слишком амбициозной, тем более если говорить о диверсификации города-полумиллионника, где большинство работает на КАМАЗе: «Да, это несравнимо с автогигантом. Но тем не менее такие проекты поддерживать стоит, — уверенно заявил он. — 20% продукции фабрики мороженого «Славица» будет реализовываться здесь, 80% будет идти в другие регионы России. Разве это плохо?»

По его словам, самих проектов МСБ сегодня «очень много», и им всем «нужна финансовая, организационная и моральная поддержка». И город обязан все проекты, предлагаемые предпринимателями, детально рассмотреть. Магдеев пообещал бизнесу даже помощь с кредитами, обмолвившись, что город «ведет такие переговоры с кредитными учреждениями».

«Предпринимателям нужна небольшая поддержка в части кредитов и организационных вопросов. Необходимо поэтому проводить встречи и в рабочие дни. Это очень важно в плане достижения наших ориентиров: увеличение доли бизнеса в ВВП города», — заметил Наиль Магдеев, предложив встречаться с предпринимателями еще и среди недели, назначив дополнительный день.

Ревизоры фонда моногородов оценят промышленные парки автограда

До реальных результатов диверсификации, впрочем, пока далеко. Поэтому еще большие надежды автоград связывает с Фондом развития моногородов, по линии работы которого сегодня и завтра Челны должны посетить два его руководителя, о чем сообщил ряд городских СМИ. Сегодня ожидается приезд директора департамента анализа и оценки проектов фонда Михаила Каминского, завтра — гендиректора фонда Сергея Карпова.

Напомним, Фонд развития моногородов — некоммерческая организация, распределяющая средства, выделенные правительством РФ на поддержку различных бизнес-проектов в городах, экономика которых зависит от работы одного предприятия. В автограде на его деньги претендуют сразу три проекта: строящийся третий год металлургический завод «Тэмпо», промышленный парк «Развитие» и индустриальный парк «Челны» площадью 100 га (проект девелопера Алексея Миронова, гендиректора ГК «ЕвроГрупп»). Кроме того, в число проектов может добавиться и КИП «Мастер». Всего фонд должен распределить до 2017 года среди российских моногородов до 29 млрд рублей. Проекты должны помочь в создании 5,5 тысяч рабочих мест и 14-процентной диверсификации экономики. Изначально было шесть проектов на 8,5 тыс. рабочих мест стоимостью в 28,8 млрд рублей. Но, видимо, в мэрии решили не испытывать судьбу и сконцентрироваться на тех проектах, которые могут показаться Москве самыми привлекательными (в этом году, как считается, федералы «неровно дышат» к индустриальным паркам).

Напомним, ранее, в начале мая положительное решение фонда было принято по проекту Зеленодольска (создание технополиса «Новая Тура») в размере 656 млн рублей. По прошлогодней заявке, однако, город претендовал на 1,1 млрд рублей, то есть финансирование сократили вдвое. Тогда же со слов директора фонда Дмитрия Скриванова стало известно, что «по Набережным Челнам обсуждаемые суммы гораздо больше». Как отметил министр экономики РТ Артем Здунов, говорить о конкретных цифрах по автограду «пока сложно, поскольку проекты Набережных Челнов еще не рассмотрены рабочей группой». Сам город в разное время объявлял о запросах в размерах 1,8-3,5 млрд рублей. И Зеленодольск, и Набережные Челны относятся к первой категории моногородов — «с наиболее сложным социально-экономическим положением». Всего к ним относятся 94 города РФ.

1,4 миллиарда на ремонт сетей потрачено…

Кроме того, на «деловом понедельнике» выступил с докладом о подготовке к отопительному сезону начальник управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения города Рафаэль Киямов, ряд цифр которого можно назвать любопытными и удручающими. Так, для подготовки энергетического хозяйства к прошлой зиме было потрачено 1,4 млрд рублей (дополнительно к миллиарду на подготовку самого жилого фонда). В этом году, то есть прямо сейчас, также ведется ряд работ по ремонту и подготовке к следующей зиме. Однако денег, как всегда, не хватает. По словам самого Киямова, если исходить из проектной службы трубопроводов тепловых сетей в 25 лет, то необходимо менять 25-ю часть одного километра труб ежегодно. Тогда как в силу ограниченного финансирования в год меняется лишь всего не более 20 км труб. На отчетный период выполнение замены тепловых сетей составляет, к примеру, 58% или 7,4 км трубопроводов.

От ряда теплосетей город планируется избавиться, передав на баланс «Генерирующей компании» (52 километра). Но даже помимо трубопроводов подготовка требует средств. Сумма мероприятий по капремонту турбин ТЭЦ составит 228 млн рублей. На замену части сетей Водоканала потратят 58 млн рублей. Набережночелнинские электрические сети филиала ОАО «Сетевая компания» за 2015 год планируют потратить на ремонт и замену старых сетей 83 млн рублей. Общий объем работ, запланированный на подготовку жилищного фонда к отопительному периоду 2015-2016 годов, составляет 1,13 млрд рублей, из них 900 млн рублей на капремонт и 228 млн на текущий ремонт систем жизнеобеспечения жилых домов.

… при просроченной задолженности челнинцев в 744 миллиона

Однако, как выяснилось из доклада Киямова, сам город при этом платить за услуги не спешит. Задолженность за жилищно-коммунальные услуги (а она является одним из основных критериев оценки готовности к отопительному сезону) за уже поставленные коммунальные услуги автограда огромна. На 1 июня этого года она уже составила 744,5 млн рублей (против 726,7 млн рублей на тот же период прошлого года).

При этом просроченная задолженность за потребленную тепловую энергию УК и ТСЖ составляет 308 млн рублей (на 1 июня 2014 года — 235,8 млн), за электроэнергию — 61 млн рублей, за водоснабжение и водоотведение — более 123 млн рублей. Даже судебные решения по взысканию коммунальных долгов выполняются далеко не всегда, почему, по словам Киямова, ОАО «Генерирующая компания» и был приобретен «аппаратно-программный комплекс «Дорожный пристав».

В результате благодаря комплексу (а также ФССП и ГИБДД) за месяц было арестовано за долги семь автомобилей. Но не исключено, что с развитием кризиса в моногороде из арестованных за коммунальные долги машин можно будет составить неплохой автопарк.

Фото: Роман Хасаев, nabchelny.ru, prav.tatar.ru, uetm.ru

Сергей Афанасьев

Новости партнеров