«180 сделок на венчурном рынке в год — это очень мало»

В IT-парке состоялся Kazan Startup Weekend — главное стартап-событие Поволжья

«180 сделок на венчурном рынке в год — это очень мало»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

С 24 по 26 ноября в технопарке в сфере высоких технологий «IT-парк» прошел очередной Kazan Startup Weekend, который позиционируется как главное стартап-событие Поволжья. И действительно, в IT-парке съехались почти тысяча гостей не только из Казани, а из разных городов Татарстана, Приволжского федерального округа и Москвы.

Лучшие выходные для IT-предпринимателей

Цель подобных мероприятий собрать вместе состоявшихся и начинающих IT-предпринимателей. Вывести их на экспертов, которые могут дать ценный совет, потенциальных инвесторов и заказчиков. Сделать еще более популярной идею инноваций среди молодёжи. На Kazan Startup Weekend были представлены все эти группы со всеми целями. Открывал официальную часть вице-премьер — министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. Основная часть включала мастер-классы, круглые столы, индивидуальные консультации и стартап-батлы.

«Вчера я выступал перед школьниками на венчурном акселераторе и на своем примере пытался расшатать их, объясняя что не надо бояться идти в IT-бизнес» — рассказал «Реальному времени» Азат Хасаншин, 16-летний создатель проекта «Как правильно» из Альметьевска. Проект помогает старшеклассникам готовиться к экзаменам по русскому языку. Год назад он получил первые инвестиции.

«Я очень хочу, чтобы люди меня услышали и поняли. В СМИ надо писать не сухие факты, а крутые и яркие истории про себя. И раскручивать себя так, как раскручивают киногероев», — делится с нашими читателями Виктория Кравченко UGC-редактор популярного бизнес-издания Rusbase.

Чтобы создать успешный стартап, не обязательно знать программирование

Переполненный инициативной молодежью холл казанского IT-парка, ажиотаж вокруг стартапов в медиа не может скрыть того факта, что малые IT-предприниматели занимают очень скромную нишу в экономике. По информации известного венчурного предпринимателя Александра Румянцева за 2016 год на российском венчурном рынке было заключено всего 180 сделок, и это очень мало. Всего в России 20 тысяч IT-предпринимателей, и сам Румянцев поставил себе цель — увеличить их число в 10 раз к 2020 году.

«Венчурный акселератор это мой единственный социальный проект, в который я инвестировал свои деньги и не рассчитываю на нем заработать. Я рассчитываю посеять азы предпринимательства среди молодежи. За эти два дня на нашей платформе уже зарегистрировались почти 200 молодых людей», — рассказал Румянцев «Реальному времени». Предприниматель уверен, что создать успешный стартап можно не обладая навыками программирования, поскольку сейчас доступно множество конструкторов сайтов и приложений. Главное бизнес-идея и умение ее довести до результата. К слову, в стартап Азата Хасаншина инвестировал именно Румянцев.

«Главное для стартапов в сфере финансовых технологий, чтобы финтех закончился выручкой, которую получит проект, а для этого он должен хорошо закрыть задачу пользователя», — рассказывает «Реальному времени» Наиля Замашкина, операционный директор межбанковского акселератора «Финтех Лаб». — Есть небольшие команды по два-три человека, для которых даже эджайл неприменим, потому что их очень мало. Но они делают волшебные вещи. Как примеры успешных стартапов в сфере финтеха могу привести запатентованное решение для идентификации по голосу с точностью в 97 процентов, проект по скорингу, когда банк может мгновенно в онлайне принять решение о микрокредитовании».

«Не следует ориентироваться на то, о чем больше всего говорят. История с биткойнами прекрасна, но когда ее надувают, как мыльный пузырь, это плохо. Чтобы добиться успеха, у тебя должна быть подтвержденная работоспособная технология и ты должен иметь терпение договариваться с крупными структурами», — прокомментировал «Реальному времени» формулу успеха стартапа Олег Баранник, директор по маркетингу Startbase, ментор «Сколково» и партнер казанского IT-парка, моделировавший круглый стол «Роль технопарков и бизнес-инкубаторов в развитии корпоративных инноваций».

Стартапы готовятся бежать спринт, а корпорации бегут марафон

Многие стартапы, вкладывая в проект все силы, мечтают продать свои услуги крупным корпорациям. Кому-то это удается. Что случается с ними дальше обсуждали эксперты венчурного рынка на специальном круглом столе в пресс-центре IT-парка. Как молодому предпринимателю отличить ЛПР (лицо принимающее решение) от ЛДПР (лица действительно принимающего решения), почему бизнес-инкубаторы в России фактически подменяют собой высшие учебные заведения и как ситуацию пытаются выправить российские вузы — повестка, известная всем, кто соприкасался с IT-сферой.

Зачастую основатель стартапа видит своего непосредственного заказчика два раза: в начале и в конце проекта. Заказчик говорит правильные слова и ему интересно все инновационное. Когда доходит до дела IT-предприниматель работает с линейным менеджером, который занимает следующую позицию: «Если будет прокол, то мне настучат по голове, а если будет хорошо, то мне ничего не будет». Не совпадают темпы работы. Если стартапы готовятся бежать спринт, то корпорации бегут марафон. Задача, которая в небольшой команде решается за час, в крупной компании может согласовываться месяцами. Нередко, корпорации заявляя на акселераторе высокотехнологичные цели, выбирают не самых продвинутых и технологичных, а тех кто здесь и сейчас готов выполнить банальную прикладную задачу. Такие проблемные узлы взаимодействия старатапов с крупным бизнесом обрисовал модератор круглого стола Олег Баранник.

Эксперт в сфере финансовых технологий Наиля Замашкина поделилась опытом, сотрудничества IT-предпринимателей с банками на площадках акселератора «Финтех Лаб». Крупный бизнес должен понимать, что нельзя заставить стартап работать по спущенному сверху техническому заданию. Но и IT-команды должны понимать, что сотрудничество с корпорациями не для всех, а только для готовых проектов. Там не смогут добиться успеха стартапы на уровне идеи, запустившиеся всего 3 месяца назад или работающие в бета-версии. Сопровождать стартап по коридорам корпорации должен специально уполномоченный сотрудник — коммуникатор, который знает выходы на все инстанции: юристов, финансистов, службу безопасности и т. д.

Дамир Галиев, руководитель проектного офиса инновационного развития «Ак Барс» Банка, также обозначил ключевые ошибки в общении с крупными заказчиками. Не следует стучаться туда, где нет культуры изменений. Корпорация и ее клиенты — это клиенты стартапа, на которых распространяются все правила клиентоориентированности. Не нужно предлагать витамины, вместо таблеток от головной боли.

«Минниханов ездит в правильное зарубежье»

Если проект не получается успешно продать на российском рынке, для стартапов открыт международный рынок. Эту идею постарался донести до аудитории директор фонда AD.RU Олег Дронов. Как он рассказал «Реальному времени» на рынке развивающихся стран, прежде всего интересны сервисы, которые удовлетворяют базовые потребности: покупка еды, одежды, доставка. AD.RU делает ставку на страны Юго-Восточной Азии, Латинскую Америку, Африку и некоторые страны Европы. Удачный пример представляет работа во Вьетнаме по простой причине: в силу исторических обстоятельств среди вьетнамцев говорящих по-русски гораздо больше, чем среди жителей соседних стран. «Часто спрашивают: «Как мы переведем, как будем оказывать техподдержку?». Ребята, вы уже справились с программированием, с этим тоже можно справиться, и мы поможем. В конце концов, перевод на вьетнамский всего тысячу рублей стоит», — резюмировал Дронов.

Перспективы международного развития поддержали участники круглого стола. «Это отлично вписывается в реалии Татарстана. Рустам Минниханов является одним из самых часто ездящих в зарубежные поездки лидеров регионов. Он ездит не в Америку, Англию, Францию. Он ездит в правильное зарубежье. Это страны БРИКС и близкие к ним по уровню государства. Эти страны нуждаются в решениях, но часто они не готовы приобретать SAP и Oracle, а в Татарстане очень много решений, которые могут быть интегрированы в наш IT-экспорт», — заметил модератор круглого стола Олег Баранник.

1/23
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Марк Шишкин, фото Олега Тихонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ТехнологииIT

Новости партнеров