Рафис Сабитов, Анталья: «Если турок готовит вам кофе, вы — дорогой гость, если чай — «обычный»

«Реальное время» составляет карту эмиграции татарстанцев и выясняет — каково жить и работать в другой стране

Рафис Сабитов переехал с супругой и двумя детьми в Анталью в 2014 году. Специально для «Реального времени» он рассказал, почему давно хотел покинуть Россию, что его разочаровало в Турции и почему он старается не вести дела с турками, хоть они и большие трудоголики.

Предыстория

— Я окончил Казанский госуниверситет, экономический факультет. До этого учился в турецко-татарском лицее. Знаю английский, турецкий языки. Работал в основном по специальности, занимал руководящие посты.

О переезде из Татарстана думал давно. Я мусульманин. Но даже в республике, на мой взгляд, есть определенные проблемы, так как все равно она является частью России. Многие жители страны все еще не понимают особенностей ислама, особенности обрядов и традиций, и это сказывается в том числе на частной жизни. Мусульманин вроде бы и живет у себя в стране, но в таких тисках! Женщинам в платках трудно устроиться на работу, девочкам в платках тяжело ходить в школу, на мужчин с бородой сразу вешают ярлык. Я не придерживаюсь каких-то радикальных взглядов, говорю только об общей картине.

В 90-х годах, когда мне было лет 18, я был в Турции на отдыхе. Удалось немного посмотреть страну, поездить по городам. Так появилось желание жить именно здесь. Серьезно я стал задумываться о переезде уже после женитьбы. Я следил за новостями, видел нагнетание ложной исламофобии в нашей стране, и мне это не нравилось.

Мы соблюдаем ислам, поэтому для отъезда выбирали мусульманскую страну. В 2014 году мы решили, что я поеду «на разведку». Я поездил по нескольким турецким городам (Стамбул, Эскишехир, Бурса и т. д.), но решил обосноваться в Анталье, снял там квартиру, а в декабре ко мне переехала семья.

Я выбирал город по нескольким критериям: море, природа (так что Стамбул, Адана и Анкара сразу отпадали). Еще один фактор — русскоговорящее население. В Анталье даже многие турки, занятые в сфере торговли, говорят на русском, так что завести друзей достаточно легко. Русскую речь здесь можно услышать даже зимой, в некурортный сезон.

«Я выбирал город по нескольким критериям: море, природа (так что Стамбул, Адана и Анкара сразу отпадали). Еще один фактор — русскоговорящее население». Фото iremtur.com.tr

Об адаптации

Переезд из квартиры в квартиру — уже стресс для человека. А тут мы с детьми еще и страну меняли. У меня адаптация прошла очень быстро, потому что я владею турецким языком. Другим сложнее. По моим наблюдениям, женщины переносят переезд тяжелее, чем мужчины. Например, им может не хватать общения с родными и друзьями.

А дети, наоборот, отнеслись к переезду легко. Для них это было новое место. Мы спрашивали, помнят ли они, как было в Казани. Они всегда говорят, что Анталья лучше. Младший вообще не осознает, что куда-то переезжал, старшая иногда скучает по дедушке и бабушке.

Дочку после переезда мы отдали в подготовительный класс. Это помогло с адаптацией, она сразу заговорила на турецком — и говорит лучше, чем моя жена, ведь у супруги языковая практика — около часа в день, а у дочки — минимум пять часов. Младший смотрит мультики на турецком и все понимает, понравившиеся фразы запоминает и повторяет.

До переезда у нас были «розовые очки». Переехав, мы поняли, что хоть страна и мусульманская, но люди здесь могут достаточно свободно обращаться с нормами ислама. Шоком было, как глубоко турки погрязли в обмане, так что я стараюсь не вести бизнес с турками и работаю только с близкими друзьями, которым могу доверять на 99%. У меня сложилось впечатление, что турки многое делают только из выгоды, хотя в целом большого разочарования нет. Есть те, кто сильнее «обожглись» на Турции.

О получении вида на жительство

Процедура получения вида на жительство (ВНЖ) простая, главное — указать адрес проживания, основания для проживания по этому адресу (собственность это или арендное жилье), оформить страховку на год, приложить фотографии и оплатить пошлину.

Также нужно доказать властям, что у вас есть деньги. Достаточно выписки со счета или справки о получении дохода, который позволяет жить в стране в течение указанного периода. Проблемы могут возникнуть, только если человек вовремя не подал документы на ВНЖ. У многих возникают сложности с электронным документооборотом — люди боятся или просто не умеют пользоваться системой.

«Главные затраты в этом процессе — на медицинскую страховку, которая может стоить от 300 до 1000 лир: чем старше человек, тем дороже». Фото sputnik.az

Главные затраты в этом процессе — на медицинскую страховку, которая может стоить от 300 до 1000 лир: чем старше человек, тем дороже. Но для граждан младше 18 и старше 65 лет страховка бесплатная.

Чтобы получить гражданство, нужно легально прожить в стране хотя бы пять лет. То, что человек имеет право подать на гражданство, еще не значит, что он его получит. Даже заявление могут не принять под разными предлогами. Понятно, что самый простой способ получить гражданство — брак, но и его будут проверять очень тщательно. Спросят даже, кто в семье храпит и где хранится зубная щетка.

Я бы хотел получить гражданство. Но законодательство постоянно меняется, и непонятно, сможем ли мы хотя бы подать заявление.

Об образовании

Дошкольное образование — до шести лет. С шести начинается начальная школа. Образование бесплатное. Среди обычных школа школе рознь: какие-то переполнены, где-то заполняемость слабая и обучение идет легче. Есть школы, где обучаются дети только начального или только среднего звена. Есть и элитные частные школы. Моя дочь ходит в обычную школу. В ее классе 40 детей, и нагрузка на учителя, как вы понимаете, колоссальная. Контролировать качество обучения детей очень сложно. Детям задают много уроков, некоторые темы проходят очень быстро. Если пропускать уроки, догнать программу сложно. Все, что дочь не успевает сделать в классе, доделываем дома. Это большая нагрузка на жену, зато она параллельно учит турецкий язык. У нас есть родительский чат в WhatsApp. Судя по разговорам, все родители вместе с детьми допоздна делают домашние задания.

Обязательное образование — восемь классов. В Турции учатся четыре года в начальной школе, четыре года — в средней. Затем идут четыре года лицея (их можно сравнить с российскими колледжами), после — университет. В основном все оканчивают восемь классов, и это при том, что в стране много университетов. Есть те, кто не получил даже начальное образование. В России найти взрослого человека, который не умеет читать и писать, практически невозможно. В Турции это нормально, и я лично встречал таких людей.

В основном все работают здесь с самого детства. Мне кажется, это неправильно: лучше вложиться в образование ребенка, чем обрекать его до старости торговать на рынке или вкалывать на низкооплачиваемых работах. Иностранцы могут продолжать здесь свое образование в аспирантуре или магистратуре, но нужно будет подтвердить в министерстве образования свой диплом.

«Контролировать качество обучения детей очень сложно. Детям задают много уроков, некоторые темы проходят очень быстро. Если пропускать уроки, догнать программу сложно». Фото online-antalya.com

О работе

Работать здесь на кого-то трудно. Сотрудников часто обманывают, не платят зарплату. В основном турки работают нелегально. С нелегальными мигрантами борются, как в России: наказание — депортация и штраф для работодателя. Те, кто работает легально, практически защищены от недобросовестности начальства. Но законно устроиться можно только по рабочей визе. В этом случае компания платит за сотрудника страховку (от 400 лир в месяц — это около 6 тыс. рублей). Для турок это нормально. Зарплаты в хороших местах доходят до нескольких тысяч долларов в месяц. «Денежными» местами можно считать работу в дорогих отелях и ресторанах, сувенирных магазинах, магазинах кожи и ковров.

В большом приоритете «белые воротнички». Но человеку с улицы получить место, например, в банке, практически нереально. Нужно не только хорошее образование, но и связи. Иностранцу в целом устроиться легально тяжело. Компании придется доказать, что мигрант обладает действительно уникальными навыками, которых нет у соискателей из числа граждан Турции. К тому же, чтобы взять одного негражданина страны, в компании должно работать хотя бы пять турок.

Когда я только переехал, у меня было два варианта: работать по найму или на себя. Я начинал с работы управляющим кафе у друзей. На данный момент, уже больше двух лет, помогаю оформлять вид на жительство на туристическом основании и оказываю компьютерные услуги (например, помогаю с русификацией программ).

По моим наблюдениям, турки «живут» на работе: их трудовой день может длиться до 18 часов. Они могут и в выходные выйти часов на восемь, и с семьей приехать на работу. Уровень жизни в Турции выше, чем в России, но и расходы большие. Чтобы заработать ту же тысячу долларов, они просто вынуждены жить в таком графике.

В стране развита кредитная система. Чем выше зарплата, тем больше кредитов турки могут себе позволить. Возникает «пузырь»: человек ездит на дорогой машине, живет в шикарной квартире, но все это — в кредит. Если он потеряет работу — все лопнет. Для меня это странно: страна мусульманская, и это противоречит нормам ислама. Я даже был поражен, когда во время Рамазана увидел щит с рекламой о повышении процента по вкладам в честь праздника. Меня это коробит, а турки ничего зазорного не видят.

«Раньше президент Тайип Эрдоган говорил, что турецкие военные в Сирию не пойдут ни в коем случае. Но Турция входит в НАТО, так что все террористические (по мнению НАТО) организации автоматически становятся террористическими и для Турции». Фото rsute.ru

О политической ситуации

Перед референдумом о политическом устройстве Турции (выбор между парламентской или президентской системой) на территории страны произошли теракты. Подозрение пало на группировку ИГИЛ (запрещена на территории России, — прим. ред.). Из-за этого появились черные списки людей и стран, возможно, причастных к группировке.

Если я верно помню, в этом списке было 40 стран, Россия занимала 7-е место по числу вовлеченных людей. На первых местах были арабские государства. На подозреваемых поставили код G87 — запрет на въезд в страну, начали искать их по всей стране и депортировать. Под санкции попали, например, выходцы из Узбекистана, северокавказских республик.

На фоне всего происходящего начал падать курс лиры к доллару. Экономика Турции зависит от внешнего долга. Он большой и каждый год растет, хотя населению транслируют, что это не так. Только процентов ежегодно капает около $20 млрд. Это вынуждает руководство страны вести политическую игру, в том числе на территории Сирии. Например, раньше президент Тайип Эрдоган говорил, что турецкие военные в Сирию не пойдут ни в коем случае. Но Турция входит в НАТО, так что все террористические (по мнению НАТО) организации автоматически становятся террористическими и для Турции.

А когда войска Турции вошли в Сирию, президент Эрдоган заявил, что военные только зачистят определенные территории на границе государств. Что будет с этой территорией дальше — решит НАТО. Думаю, в конфликте в Сирией американцы просто использовали турецкую сторону для зачистки буферной зоны.

О медицине

«Бесплатная медицина» — это прием у врача по страховке. Если вы работаете, то для вас она бесплатна, а работодатель за нее отдает 400 лир в месяц. Также медстраховку можно покупать самому, но это сильно ударит по бюджету.

Можно оформлять туристическую страховку, но она покроет расходы только в случае экстренной госпитализации. Несколько лет назад сын моего друга сломал руку. За поход к врачу (операция и гипс) пришлось отдать 3 тыс. лир (по тогдашнему курсу это было больше $1000). Никому не советую здесь болеть и лечиться.

«Цена на проживание будет зависеть от удаленности от моря, транспортной доступности, инфраструктуры в целом, комфортабельности самого жилого комплекса». Фото homesoverseas.ru

Об аренде и покупке жилья

Снять квартиру сложно. Если район не туристический и там живут только турки, местные побоятся сдать жилье иностранцу. Проще искать квартиру ближе к морю, но нужно готовиться к переплате. Если квартира в месяц стоит 1000 лир, придется отдать раза в три больше (оставить депозит хозяину в 1000 лир и еще 1000 лир выплатить риелтору). Поэтому многие ищут жилье через знакомых.

Стоимость нормальной квартиры в Анталье может начинаться от 500 лир. Цена на проживание будет зависеть от удаленности от моря, транспортной доступности, инфраструктуры в целом, комфортабельности самого жилого комплекса.

Кроме обычной квартиры или дома можно купить виллу, редко, но их продают. Чаще владельцы просто сдают дома и живут на деньги, вырученные от аренды. В месяц аренда одной виллы может обойтись в 10 тыс. лир.

В целом арендовать или купить квартиру здесь дешевле, чем в Казани. Это связано с качеством строительства (оно здесь низкое). Дома строят ужасно. Летом в помещении жарко, зимой холодно. И это при том, что летом жара бывает и под 60 градусов, а зимой температура может упасть до нуля.

Газификация тоже на низком уровне. Чтобы провести газ, скидывается весь дом. Плюс нужно дополнительно оплачивать установку котла и радиаторов в квартиры. Утепление квартиры может обойтись в 10 тыс. лир.

Коммунальные услуги здесь раза в три-четыре дороже, чем в России. У тех, кто зимой греется с помощью кондиционеров, зимой «коммуналка» может достигать 1000 лир (15 тыс. рублей).

О транспорте

Покупать и содержать машину в Турции, по сравнению с Россией, дорого. Придется заплатить налог до 50% от стоимости автомобиля. Проще переезжать на ПМЖ в Турцию со своим авто. Но завозить его можно только на два года, потом обязательно нужно вывезти машину за пределы страны.

Целесообразность владения машиной зависит от специфики работы. Если нужно постоянно передвигаться, то автомобиль — это облегчение. Если перемещений мало, то лучше пользоваться общественным транспортом. Он хорошо развит.

«Турецкая еда специфична, она очень перченая. Если просить в кафе неострую еду, повар все равно положит перец, просто, по их меркам, его будет мало». Фото vokrugsveta.ru

О местной еде

Турецкая еда специфична, она очень перченая. Если просить в кафе неострую еду, повар все равно положит перец, просто, по их меркам, его будет мало. В результате язва и гастрит у 30-летних — это норма. В основном турки едят фастфуд. На завтрак могут съесть булочки с чаем. На обед — шаурму. А вечером могут позволить себе суп. И это считается нормальным питанием.

Кафе, ориентированные на туристов, дорогие. Есть и своего рода столовые, где можно найти «первое, второе, третье и компот» и уложиться в 10 лир.

В Турции развитая сеть собственных супермаркетов. Но обычно продукты покупают на базарах. Базар — «кочующий», каждый день работает в разных местах. У каждого района города свой базарный день: у кого-то вторник, у кого-то среда, четверг и так далее.

Что хорошо — урожай здесь круглый год. Так что цены на фрукты очень низкие, особенно в сравнении с Россией. Но мясо стоит дорого. Многие не покупают говядину, едят курицу. Те, кто покупает мясо, здесь считаются богатыми людьми, хотя в России это норма. Купить свинину сложно, она стоит дорого, завозят ее в основном в отели, и то по заказу.

О турках

Как мне показалось, турки очень много тратят на «понты». Они любят дорогие машины, большие часы. Что-то невообразимое творят с прическами. Турки много курят, как правило, уже с 14 лет. При этом неважно, насколько человек религиозен. К вере они относятся достаточно свободно. Могут прочесть намаз, а потом пойти взять кредит в банке.

Сами по себе турки очень гостеприимные. Могут пригласить к себе, накормить-напоить даже незнакомца. Помогут решить практически любые проблемы, если они не касаются денег. В вопросах денег могут «кинуть». Даже на рынке ко всем относятся по-разному: я знаю турецкий, поэтому я «свой», и мне предложат купить товар в несколько раз дешевле, чем другому иностранцу. Со всеми на рынке можно торговаться.

Кстати, интересное наблюдение. Если вы пришли в гости или магазин и вам предложили кофе — значит, вы дорогой гость. Если предложили чай — значит, «обыкновенный». Причина банальна: чтобы заварить чай, нужен только чайный пакетик и кипяток. А кофе турки пьют только тот, который нужно варить. Так что кофе они готовят только для особых людей.

Об ощущении безопасности

Мы чувствуем себя комфортно. Информацию о терактах узнаем из новостей. На нас теракты практически не сказываются. В Анкаре, где были теракты, приняты усиленные меры безопасности, что бьет по туристическому бизнесу. Например, при теракте в Стамбуле погибли немцы — и всё: немцы стали опасаться приезжать сюда.

Юлия Красникова
ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров