«Людям нужно ощущение победы, а этого мы часто лишены»

Как квизы стали новым модным увлечением образованных людей всех возрастов и кому удается на этом заработать

Казань охватило новое увлечение — интеллектуальные игры или квизы. В Россию они пришли из Белоруссии 4 года назад, развиваются по франшизе. То в одном, то в другом городе появляется активная азартная тусовка, которая один-два раза в неделю собирается в одном из ресторанов или баров, чтобы размять мозг. Игроки и правила — в материале «Реального времени».

Других развлечь, самим заработать

Правила квиза просты и не требуют дополнительной подготовки. Нужно собрать команду из четырех—шести человек, зарегистрировать ее у организаторов, оплатить взнос (1 800—2 000 рублей с команды или 300—350 рублей с человека), прийти в назначенное время. Игра проводится в течение двух часов, это плотный поток вопросов в семи раундах на самые разные темы, требующих напрячь память, но чаще — применить логику. По итогам игры создаются турнирные таблицы. Квизы проводятся в ресторанах и барах, то есть помимо самой игры участники могут поесть и выпить после работы (как правило, игры проводятся в будни).

Первыми такую формулу необременительного досуга придумали белорусы Екатерина Максимова и Александр Ханин. Поначалу они устроили игру «Мозгобойня» для своих друзей. Игра понравилась, тусовка быстро росла и стала выходить за пределы страны — белорусы создали франшизу и стали успешно ее продавать. Сейчас в Минске в квиз играют больше 3 тысяч человек, в мире — 57 тысяч. Франшизы работают в 122 городах Белорусси, России, Украины, Латвии, Польши, Германии, Финляндии, США, Канады.

«Мозгобойня» не стала единственной на российском рынке — идею интеллектуальных игр подхватили десятки других организаторов.

В Казани увлечение квизами началось не с «Мозгобойни», а с ReQuizIt. Полтора года назад молодые люди, у которых есть основная работа, задумали провести квиз для друзей. Requizit пока самый крупный проект в Казани, который проводит по две игры в неделю для 30—47 команд и даже продал девять франшиз. Наиболее успешно квиз «зашел» в Альметьевск, Набережные Челны и Йошкар-Олу, рассказывает Кирилл Колесников, сооснователь ReQuizIt.

Успешность франчайзи Колесников измеряет числом играющих команд. Хорошим результатом считается, когда в квиз играют 17—25 команд. Меньше 15 — тоже хороший результат, но при нем сложнее отбивать затраты. В смете на проведение игры — аренда зала, гонорары фотографу и помощникам, обслуживание сайта и приложения, реклама в соцсетях.

Франшиза ReQuizIt стоит 150 тыс. рублей, роялти — 4 тыс. рублей за одну игру. Полный пакет заданий для игры франчайзи получает после оплаты роялти. Вопросы Кирилл со своей командой пишут сами. Подготовка к одной игре занимает около 10 часов.

Диля Мазанкина — одна из тех, кто побывал на ReQuizIt в Казани. После этого она загорелась и купила франшизу для Альметьевска.

Затраты Дили окупились за 2,5 месяца. Сначала квиз в ее городе собирал по семь команд, сейчас — по 26 (столько вмещает заведение, где Диля Мазанкина с партнером организуют игру). На последнюю игру была зарегистрирована 31 команда — резерв для развития есть. Для Альметьевска с численностью в 150 тыс. человек это очень хороший результат, считает она.

— Из всех городов, где проводится ReQuizIt, Альметьевск — самый маленький, но по посещаемости он второй после Казани, — рассказывает Кирилл Колесников.

Буквально спустя две недели после запуска ReQuizIt в Альметьевске появились конкуренты — квизы «Мозгобойня» и «60 секунд», но первая пока работает нерегулярно, а вторая уже закрылась. Поначалу конкуренция с крупнейшими организаторами квиз в России Мазанкину пугала, но оказалось, что люди довольно стабильно выбирают ее формат, 80 процентов участников — постоянные игроки. Квизами заинтересовались и корпоративные заказчики.

— Многие компании прошли через разного рода «тимбилдинги» по несколько раз и теперь ищут что-то новое, — объясняет их интерес Диля Мазанкина.

В результате предпринимателям удается делать неплохую выручку, которая обеспечивает партнерам по квизу зарплату выше среднего.

Другая энергия — другие деньги

Классический квиз «Мозгобойня», с которого в России все и началось, пришел в Казань с опозданием (в ноябре 2016 года), привез ее Иван Суворов, который также развивает это развлечение в Самаре. Суворов цену франшизы не раскрывает. По данным сайта buybrand.ru, ее стоимость 100 тыс. рублей, роялти — 10 процентов от выручки за одну игру. Франчайзер отдает контент, права на использование бренда, ведет бухгалтерию, дает минимальный рекламный пакет.

Предприниматель говорит, что квиз для него (он профессионально занят в ивент-индустрии) — увлечение, которое позволяет чаще видеться с друзьями. Тем не менее, он строит планы по увеличению оборота. Успешные примеры есть. В Самаре, например, только квиз «Мозгобойня» собирает и 70, и 80 команд, там квиз — целое социальное движение, которое создает совершенно другую энергию и, конечно, приносит другие деньги.

— Проект в Казани на самоокупаемости, планы увеличивать оборот есть. У меня квалифицированная команда, число игр растет, появляются корпоративные заказы. Я думаю, за год, так же как в Самаре, игра начнет приносить хоть минимальные, но прибыли, — говорит Суворов.

С корпоративных заказов начинали и другие ребята — организаторы квиза «Клеверия» Алексей Ерофеев и Константин Стародубцев. Долгое время они проводили «Что? Где? Когда?» для казанских компаний.

— Мы давно собирались начать проводить квизы, не хватало времени. Но к осени стали работать в этом формате. В июле провели пробную игру «Клеверия» для пиарщиков и ивент-специалистов, собрали обратную связь, разнообразили вопросы, подумали, что нам не нравится в квизе, и создали такой, в который хотели сыграть сами, — рассказывает Стародубцев.

Свой квиз они сделали более интеллектуальным. Выбрали место для проведения игры — потише и без кальянов — сделали акцент на более глубокую проработку вопросов и считают, что смогли поднять игру на уровень выше: в команде есть редактор, а у него — сеть авторов. Несмотря на недавний старт, «Клеверия» уже собирает по 12—14 команд еженедельно и планирует дорасти до 40. Константин Стародубцев считает, что это реально, потому что в Казани рынок таких интеллектуальных развлечений не достиг потолка.

Мода на желание быть победителем

Всего, по подсчетам Кирилла Колесникова, в Казани существует до 15 квизов, кто-то открывается, чтобы закрыться через месяц, кто-то работает от случая к случаю. Регулярно проводятся пять—семь типов квизов. Это «Мозгобойня», «Клеверия», «Мозгва», «Квиз, плиз». Благодаря им социальное движение в Казани, как в Самаре или Санкт-Петербурге, тоже понемногу складывается. На игры собираются и молодые, и пожилые люди. Сами же представители квизов ходят в гости друг к другу. На одной игре можно встретить за соседними столами команды «Мозгвы», «Клеверии» и ReQuizIt.

Организаторы квизов говорят, что спрос на интеллектуальные развлечения растет, тем более что в нашей стране богатые традиции — все с детства помнят «брейн-ринги» и «Что? Где? Когда?».

— Мода никуда не уходила. Если бы квиз появился раньше, и мы привезли бы его в Альметьевск два-три года назад, то и в то время на него собрались бы люди, — говорит Диля Мазанкина.

Но главное, чего жаждут все, — получать опыт хоть небольших, но побед в обычной рутине.

— Людей засасывает цикл «работа — дом». А когда тебе немного за 30, тебе нужен повод, чтобы встречаться с друзьями. Квиз этот повод дает, и у многих команд появилась традиция — по четвергам они идут играть, — объясняет феномен квизов Стародубцев. — Людям нужно ощущение победы, а этого опыта зачастую мы лишены.

Есть и другая причина успеха квизов.

— Как сказал один человек, понижение уровня жизни в стране повышает интерес к интеллектуальным развлечениям, — говорит Иван Суворов. — Я бы хотел, чтобы мода на квизы сохранилась максимально долго, потому что она объединяет умных, интересных, интеллигентных и веселых людей.

Айгуль Чуприна

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесУслуги

Новости партнеров