Куда «Магнит» кур не гонял: «Челны-Бройлер» идет в розницу

Эксперты оценивают объем инвестиций в создание монобрендовых магазинов челнинского производителя курятины в сумму от 50 млн рублей

Агрохолдинг Ильшата Фардиева «Челны-Бройлер» решил помериться силами с «Пестречинкой» «Ак Барс холдинга» и запускает по республике розничную сеть. Задача к концу года — 50 магазинов по продаже курятины и полуфабрикатов в небольших городах Татарстана, где, как заявляет руководство компании, нет ни одного сетевика. А через 5 лет — сеть из порядка 150 магазинов, в том числе в столице РТ. Эксперты «Реального времени» считают, что выход вначале в малые города — правильный шаг, а среди прямых конкурентов называют монобрендовые сети «Пестречинки», «Акашево» и «Петелинки».

Займем у федерального банка на «сетку» 75 процентов всех средств

На недавнем пресс-туре по птицеводческому комплексу «Челны-Бройлер» производитель птицы, который контролируется структурами, близкими к главе «Сетевой компании» Ильшату Фардиеву, объявил о масштабных планах по развитию собственной торговой сети.

— Чтобы поддержать наш рынок, а здесь (в РТ — прим. ред.) сохранить свои объемы, мы пошли следующим путем. Мы развиваем свою фирменную сеть. К концу года будет уже порядка 50 магазинов по Татарстану. Во всех городах, районах республики. Для потребителя это более низкая цена и более качественная продукция, а для нас — снижение издержек. Если уйдем в этот сегмент, тоже будет неплохо, — рассказал «Реальному времени» коммерческий директор «Челны-Бройлер» Роман Устенников.

Для выхода компании в ритейл было несколько причин. Во-первых, это стремление увеличить долю рынка собственной продукции (в том числе и за счет снижения себестоимости в логистической цепочке) и, во-вторых, заработок своим же сотрудникам. На наш вопрос, нет ли проблем, как это было раньше у местных производителей, с заходом в федеральные сети, Устенников заметил, что продукция компании настолько востребована, что в итоге приносит прибыль самим торговым сетям, поэтому вопросов у последних к «Челны-Бройлеру» нет. Директор УК ООО «Челны-Бройлер» Светлана Барсукова рассказала «Реальному времени», что для развития собственной «сетки» компания инвестирует и собственные средства («процентов 25 будут наши»), и заемные. Вероятнее всего, кредитную линию откроют не в республиканском, а в одном из федеральных банков. Размер потенциальных инвестиций пока не разглашается.

«Туда, где нет гиперсетей»

Коммерческий директор «Челны-Бройлер» Роман Устенников в блиц-интервью «Реальному времени» объяснил идеологию нового розничного проекта:

— На местных рынках возникают проблемы с сетями?

— Проблемы возникают на новых рынках. Постепенно покупается полка, оплачивается вход (в сеть — прим. ред.), смотрится, как продается, анализируется.

— Но собственно решение о создании своей сети почему все-таки приняли в таком случае, если с сетями проблем нет?

— Объясню, почему. Есть два типа людей. Первый тип любит раз в неделю затариваться в сетях. Они, скажем, доверяют какой-то торговой сети типа «Метро» или «Ашана». А есть тип людей, которые предпочитают маленькие магазинчики и ездят туда постоянно, веря в то, что мясо будет свежее (чем в сетях — прим. ред.), — сделал экскурс в потребительскую психологию Устенников, но тут же поспешил добавить, что разницы в качестве между продуктом в крупных сетях и в фирменных магазинах нет и не будет: — Хотя и там, и там, извините, утром бегала (курочка — прим. ред.), вечером привезли. И ради бога! Потом в маленькие городки, поселки сети не могут дойти. Дай бог, «Тандер» дойдет с «Магнитами» (ЗАО «Тандер» — управляющая компания сети — прим. ред.), дай бог, «Пятерочка» дойдет… Мы же себе поставили задачу в каждом районе республики иметь свой магазинчик. Потом пойдем дальше: Башкирия, Удмуртия, Свердловская область. Есть очень много городов в России, где мы можем продавать свою продукцию и где нет гиперсетей. А в крупных городах мы открываем логистические центры, торгуем в магазинах сетевых и так далее. Вот недавно мы открыли крупный логистический центр в Уфе и сразу же зашли в три крупные башкирские сети. Сейчас на очереди Удмуртия, идет работа с двумя сетями, потом Свердловск, Самара.

Роман Устенников: «Каждый год мы будем добавлять к своей сети по 20 магазинов, через 5 лет у нас будет сетка из порядка 150 магазинов. Доведем за 10 лет до 300 магазинов. Это нормально. И мы будем давать продукцию дешевле»

— Но несмотря на это, вы там же будете и собственную сеть развивать, открывая свои магазинчики?

— Татарстан — это родной рынок, как и Башкортостан для нас уже родной — там слово «Челны-Бройлер» звучит. Другие города будем смотреть. Я так думаю, к концу году будет 50 магазинов. Каждый год мы будем добавлять к своей сети по 20 магазинов, через 5 лет у нас будет сетка из порядка 150 магазинов. Доведем за 10 лет до 300 магазинов. Это нормально. И мы будем давать продукцию дешевле. Во-первых, короткая цепочка (доставки — прим. ред.). Во-вторых, торговая наценка будет гораздо меньше, чем в торговых сетях. Соответственно, мы зарабатываем, а людям даем более дешевую продукцию.

Иван Михайлович уже пробовал

Отметим, что в розничном формате уже работает другой игрок —ОАО «Азык», входящее в холдинг «Ак Барс» и развивающее сеть фирменных магазинов, работающих под маркой «Пестречинка». Они ориентированы на средний и ниже среднего классы населения и активно реализуют продукцию птицефабрик, входящих в холдинг Ивана Егорова, — пестречинской и казанской.

Ритейлер развивает магазины двух форматов — «традиционный» и магазины самообслуживания. Основная продукция магазинов формата «традиционный» — мясо птицы и продукты переработки мяса птицы, ее доля в товарообороте составляет около 60%. Магазины «экономного дома» располагаются на больших торговых площадях и имеют широкий спектр продуктов питания.

Сейчас у «Пестречинки», судя по официальному сайту, 90 магазинов в Татарстане, Ульяновске и Чебоксарах. Причем на Казань приходится 30 из них.

В то же время на сегодняшний момент у «Челны-Бройлера» всего 34 магазина, из которых половина расположена в родном автограде. Одним словом, челнинцы ставят перед собой амбициозную задачу — догнать до конца года своих ближайших конкурентов из «Пестречинки».


Конкуренты — «Пестречинка», «Акашево» и «Петелинка»

Эксперты порассуждали о проекте монобрендовых магазинов «Челны-Бройлера».

Ильнур Мадьяров — директор агротехнопарка «Индюжина»:

— Я считаю, что магазины и продукция компании будут очень востребованы. Все-таки курятина есть на каждом столе, это хлеб. Конкурентов у сети достаточно: это и Акашевская птицефабрика, и «Ак барс «Пестрецы». Продукцию будут брать и в малых поселениях. У нас самих в городах розничная сеть не развита. У нас есть два магазина в Казани на ул. Декабристов и на Пионерской, на рынке.

Мурат Ахмеров — директор «А Девелопмент»:

— Есть «Акконд» — шоколадный магазин, есть «Шеморданский бычок», есть «Дмитровские колбасы» и другие монобрендовые магазины.

В принципе, курятина — это довольно востребованный продукт по всем параметрам. Я ничего плохого в таких форматах не вижу. Они очень активно развиваются, тот же самый «Катык», например. При грамотном подходе и грамотной ценовой политике, взвешивая качество, люди будут покупать.

Я не вижу проблем. В проходных местах вполне может быть востребована эта продукция. Вы знаете, в малых городах такие выручки, которых большие города даже и не видели. Поэтому недооценивать маленькие населенные пункты не стоит. Возможно, кто-то и не обращает внимания на этот рынок, а там на самом деле сконцентрирован большой сегмент.

Я cчитаю, что у «Челны-Бройлера» взвешенная политика. Некоторые сети, прежде чем выходить на крупные города, «обкатывают» свой продукт на более малых. Поэтому я считаю, что они все правильно делают, вкладывая в малые города и пригород.

Единственный вопрос — это ассортимент. Только ли курятина там будет представлена или же еще и полуфабрикаты. Нужно максимальное разнообразие.

Я думаю, что на одну точку потребуется примерно миллион рублей. Магазин, такой как «Пятерочка» или «Магнит», только в ремонт вкладывает 4-5 млн руб.

Марат Габдуллин — генеральный директор «Аренда сервис Казань»:

— Хорошая тема, тем более что «Пестречинка» вовсю везде открывается. Если будет свежая продукция — а в данном случае магазины от производителя этому способствуют, — то она будет востребована всегда. Тем более что продукция у них высокого качества.

Конкурентами сети будут в первую очередь татарстанские производители. «Пестречинка» со своей продукцией и продуктовой сетью как в крупных городах РТ, так и за пределами региона — это основной конкурент. За ним идет «Петелинка» (Московская область).

Открытие магазинов в малых городах очень даже оправдано, так как там присутствие федеральных сетей («Магнит» и «Пятерочка») не дает возможности купить продукцию непосредственно от производителя, а тут преимущество налицо. Плюс — новый бренд. Ранее «Челны-Бройлер» выпускал продукцию только в виде полуфабрикатов и заготовок для чужих производств.

По вопросу финансовых затрат нужно исходить из себестоимости строительства магазинов в 70-80 тыс. руб. плюс товарооборот.

Фото: Сергей Афанасьев, na-svyazi.ru, stand.1pyku.ru

Сергей Афанасьев, Анастасия Юрьева

Новости партнеров