Как санаторы «Пересвета» оставили «Татфондбанк» с испорченными облигациями

Кредиторы ТФБ жалуются на искусственное обесценивание его активов

Кредиторы «Татфондбанка» (ТФБ), похоже, потеряют часть полагающихся денег из-за санации банка «Пересвет», проведенной им в ущерб. Московский банк остался должен ТФБ более 4 млрд рублей по облигациям, но отвечать по этим обязательствам не спешит. Из-за «драконовской» реструктуризации в конкурсную массу «Татфондбанка» вернется лишь 20—25% от суммы долга. Подробнее — в материале «Реального времени».

«С испорченными облигациями и без живых денег»

В редакцию «Реального времени» обратился один из кредиторов «Татфондбанка» третьей очереди, до банкротства кредитной организации владевший ее долговыми бумагами. Он (кредитор просил не называть его имя, — прим. ред.) жалуется на ситуацию с искусственным обесцениванием активов ТФБ, из-за которого из конкурсной массы уйдет внушительная сумма. Его претензии разделяют другие кредиторы «Татфондбанка».

«Как известно, дефолт «Пересвета» в октябре 2016 года стал катализатором падения ТФБ», — пишет собеседник. В свое время оба банка покупали друг у друга ценные бумаги. В результате на балансе татарстанского банка на дату введения конкурсного производства остались облигации «Пересвета» почти всех выпусков. Их общая номинальная стоимость, по данным АСВ, составляет 4,14 млрд рублей.

С переходом под контроль «Роснефти» (контроль осуществляется через ВБРР, подробнее в справке) «Пересвет» начал гасить обязательства, выкупая собственные облигации у владельцев. В конце июня был погашен выпуск серии 03 — бумаги на 2 млрд рублей плюс 100,8 млн рублей купонного дохода; в октябре банк сообщил о погашении выпуска БО-01 объемом 3 млрд рублей. По словам собеседника «Реального времени», часть суммы от реализации этих бумаг кредиторы ТФБ уже получили. В апреле 2018 года ожидается погашение бондов БО-14, речь в этом случае идет о сумме 696 млн рублей.

Однако в обращении осталось еще несколько облигационных выпусков. В апреле 2017 года они были реструктуризированы с подачи временной администрации «Пересвета» и при одобрении самих владельцев бумаг. Под реструктуризацию попали и бонды, принадлежащие ТФБ. При этом для облигационеров параметры реструктуризации оказались «совершенно драконовскими», сетует собеседник. Срок погашения по шести выпускам облигаций был перенесен на 2034—2036 годы. Взамен владельцам бумаг обещали отступные (0,21—0,25% от номинала) и 0,51% купонного дохода.

Вопрос о досрочном погашении реструктуризированных выпусков сейчас не рассматривается, говорит кредитор «Татфондбанка». Единственное, что предлагается владельцам — это выкупить у них облигации по цене 20—25% от номинала. На рынке никаких перспектив по бумагам «Пересвета» тоже нет, уверен собеседник: сейчас они также торгуются по 20% от номинальной стоимости. Таким образом, объясняет он, кредиторы ТФБ остались «с испорченными облигациями и без живых денег».

«Очевидно, что реализованная схема реструктуризации неприемлема для «Татфондбанка». Конкурсное производство в ТФБ будет длиться год, за это время облигации «Пересвета» должны быть проданы. Если продать их сейчас по рыночной стоимости, кредиторы безвозвратно потеряют свои деньги», — продолжает он.

Если бы «Пересвет» выкупил бонды по номиналу, это могло бы покрыть требования комитета кредиторов ТФБ. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Татфондбанку» некуда деваться»

На 30 июня в обращении находились реструктуризированные облигации «Пересвета» на 4,2 млрд рублей (данные из отчета банка по МСФО). Если бы «Пересвет» выкупил бонды по номиналу, это могло бы покрыть требования комитета кредиторов ТФБ. Сделать это банку под силу, так как он теперь прибылен, отмечает собеседник: «Но, к сожалению, об этом речи не идет».

Что касается рыночной стоимости бумаг, то собеседник уверен: в среднесрочной перспективе облигации могут только подешеветь, учитывая невыгодную реструктуризацию.

С ним согласны представители профучастников рынка. Доходность бондов (0,51%) слишком низкая, чтобы бумаги подорожали, говорит замдиректора ГК «Финам» Ярослав Кабаков. Учитывая инфляцию, такой доход превращается в убыток. «Думаю, «Татфондбанку» некуда деваться», — признает он. Даже то, что «Пересвет» контролируется «Роснефтью», на ситуацию с облигациями не влияет, соглашается аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. Он не исключает, что дело может дойти до разбирательств владельцев облигаций с крупными кредиторами-санаторами.

«Мне совсем не нравится, как развивается ситуация с этими облигациями. Понятно, что «Пересвет» заинтересован в том, чтобы отложить возврат своих долгов. Чем позже — тем лучше для них. Но у нас нет времени ждать до 2035 года. Хотелось бы добиться, чтобы часть средств, которые выделили на санацию «Пересвета», дошла до вкладчиков ТФБ», — резюмирует кредитор ТФБ.

Центробанк, Агентство по страхованию вкладов и «Пересвет» оставили запросы «Реального времени» без ответа.

Артем Малютин
Справка

Временную администрацию в «Пересвет» ЦБ ввел 21 октября 2016 года. На тот момент банк контролировался Русской православной церковью. В январе 2017-го размер дыры в капитале «Пересвета» оценивался в 45,8 млрд рублей. Банк впервые в российской практике санировали с использованием механизма bail-in: долг перед крупными кредиторами был конвертирован в капитал банка. В июне по итогам дополнительного выпуска акций «Пересвета» 99,99% в его капитале получил «Всероссийский банк развития регионов» (ВБРР, его основной акционер — «Роснефть»).

ЭкономикаБанкиФинансы

Новости партнеров