Казанских арт-вандалов проучили ограничением свободы и штрафом по 50 тысяч рублей
Трое молодых людей за порчу объектов культурного наследия отделались годовым запретом на передвижение за пределами города, в котором они живут
Понуро, со сжатыми за спинами кулаками сегодня в Вахитовском суде слушали трое виновников вандального похода по центру Казани материалы дела и приговор. Суд оказался милосерден к молодым людям и приговорил каждого к ограничению свободы на один год и штрафу в 50 тысяч рублей. Но сам процесс определенно стал уроком как для подсудимых, так и для тех, кто считает, что подобные проступки могут оставаться безнаказанными. Подробности — в материале «Реального времени».
Алкоголь как триггер для вандалов
Сегодня Вахитовский районный суд зачитывал приговор уроженцам Набережных Челнов — теперь уже третьекурснику КФУ Ивану Бескровному 1997 года рождения и студенту второго курса Казанского строительного колледжа Камилю Шагиеву 1995 года, а также его ровеснику, казанцу Олегу Карташову. Все трое обвинялись в вандализме, совершенном группой лиц, и уничтожении или повреждении объектов культурного наследия. На время следствия и суда фигуранты дела оставались под подпиской о невыезде. Именно они в марте этого года в ходе веселой прогулки с бутылкой коньяка разрисовали объекты культурного наследия в центре города и побили там стекла.
В зал суда молодые люди заходили все втроем, закрывая от прессы лица. Попытались спрятаться они и во время оглашения материалов дела, специально усевшись на лавочку рядом с трибуной, тем самым закрываясь ею. Слушали судью вандалы, понуро опустив головы и спрятав назад руки, будто у всех троих они были в воображаемых наручниках.
Судья Юрий Арсенюк подробно перечислил все повреждения, которые подсудимые нанесли зданиям на улицах Пушкина и Карла Маркса, и зачитал показания потерпевших и свидетеля, которым оказался малолетний приятель Бескровного. Не лучшим «другом» во всей этой истории оказался алкоголь. Алкогольное опьянение назвали отягчающим обстоятельством и главной причиной совершения преступления. В свою очередь помогло подсудимым признание своей вины, раскаяние в содеянном, добровольное возмещение ущерба, отсутствие судимостей и положительные характеристики по месту учебы и жительства.
Интересно, что согласно зачитанным материалам дела, потерпевшие не настаивали на строгом наказании вандалов.
Напомним, что молодые люди признали вину в преступлении по ч. 2 ст. 214 УК РФ («Вандализм, совершенный группой лиц»), хотя и говорят, что изначально не сговаривались устраивать вандальный поход и согласованности в действиях у них не было. В свою очередь вину по ч. 1 ст. 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия») они не признали, так как не знали о статусе зданий.
Отделались ограничением свободы
Итогом мартовской прогулки стал старт судебного процесса в сентябре и вынесение приговора в октябре. Согласно постановлению суда, все трое молодых людей признаны виновными по обеим статьям. К их облегчению они отделались ограничением свободы по ч. 2 ст. 214 УК РФ и штрафом в 50 тысяч рублей каждый по ч. 1 ст. 243 УК РФ. В ближайший год Бескровному запрещено покидать Набережные Челны без согласия специализированного государственного органа, занимающегося надзором за осужденными, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, и с обязанностью два раза в месяц приходить в этот орган на регистрацию. Аналогичные требования были вынесены и по отношению к Шагиеву и Карташову, которым запрещено год покидать Казань.
В денежном плане, помимо штрафа по 50 тысяч рублей каждому, все трое должны выплатить процессуальные издержки, в которые входит оплата двух государственных адвокатов, поскольку своих по договору они не нанимали.
Сам приговор нерадивые вандалы слушали уже не так понуро, как материалы дела. Правда обрадовал ли их он — сказать трудно, поскольку после заседания никто из них не захотел отвечать на вопросы корреспондента «Реального времени». Уже на улице подальше от суда их можно было заметить с пакетами в руках — видимо, в суд они собирались надеясь на лучшее, но готовясь к худшему. Напомним, что по ч. 1 ст. 243 УК РФ максимальным наказанием является лишение свободы до трех лет, как и по ч. 2 ст. 214 УК РФ.
Как пьяная шалость обернулась реальной ответственностью
Напомним, «Реальное время» подробно писало о том, что происходило в ночь, оставившую след в виде исписанных стен и побитых стекол на исторически важных объектах города. Тогда после пьяной прогулки трех представителей татарстанской молодежи утром обнаружилось, что на зданиях и ограде усадьбы Сандецкого, доме Крестовникова на Пушкина, 56, где располагается подразделение Института татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ, на здании мастерских художников на Большой Красной, 62а и ряде других объектов появились странные надписи типа «Серят», «Саунд», «Отобит», «Бивэй», «Снова». Позднее выяснилось, что непонятные слова означают так называемые теги, которые являются чьими-то прозвищами или именами. В свою очередь, «Снова» и «Снова мы» означают окончание зимы и начало сезона для граффитистов.
Помимо надписей в усадьбе Сандецкого кулаком были разбиты три оконных стекла и повреждена рама, а в здании мастерских художников пострадали три витринных стекла входной группы. Хотя общий ущерб за вандальные художества составил немногим более 35 тысяч рублей, общественность встрепенулась — удивляла наглость инициаторов похода, которые прошлись практически исключительно по объектам культурного наследия, как выяснилось позже — не специально.
На самих граффитистов оперативникам выйти было несложно — помогли камеры видеонаблюдения и коллеги по ремеслу. Дело оставалось за малым — после обыска квартиры подозреваемых, они сознались в том, что расписали стены и побили стекла в зданиях, и подробно рассказали о том, как это происходило.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.