Денис Мацуев побывал «В пещере горного короля»
В ГБКЗ им. С. Сайдашева открылся фестиваль «Денис Мацуев у друзей». Известнейший пианист в первый фестивальный вечер поразил публику множеством разноплановых эмоций, традиционно удивив фантастической исполнительской техникой. Подробности — в материале «Реального времени».
«Где-то Дон Кихот сел на Росинанта»
Денис Мацуев, чье имя носит фестиваль, а фест отмечает в этом году небольшой, но все же юбилей, — пятилетие, появился лишь во втором отделении. Впрочем, публика не была в претензии. Первое отделение феста было не менее значимым и насыщенным эмоционально. Оно было отдано симфонической поэме Рихарда Штрауса «Дон Кихот», солировал в которой виолончелист Сергей Словачевский. Это было первое исполнение «Дон Кихота» Штрауса в Казани.
Словачевский — выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ученик выдающихся музыкантов, одним из его педагогов был Мстислав Ростропович. Он лауреат многих международных конкурсов. Играет Словачевский на уникальном инструменте — итальянской виолончели XVIII века. Музыкант сотрудничает с топовыми оркестрами мира и не менее топовыми дирижерами.
Основа симфонической поэмы Рихарда Штрауса — великий роман Сервантеса. Языком музыки композитор пересказал слушателям историю Рыцаря Печального Образа — доброго, наивного, простодушного, верящего в человека. Он вызывает и смех, и сочувствие одновременно. «Фантастические вариации на темы рыцарского характера», — так определил жанр сам композитор.
Сны Дон Кихота, его мечты, бои и ветряными мельницами, встреча с деревенской красоткой, которую рыцарь принимает за прекрасную даму, называя ее Дульсинеей, и, наконец, уход в мир иной — все эти сюжетные линии романа, написанного Сервантесом, кстати, как пародия на рыцарские романы, но переросшая пародию, есть в музыке Штрауса. Композитор, кстати, тоже не избежал некой пародийности, несколько иронизируя в музыкальной ткани симфонической поэмы над тетралогией Вагнера.
Вчера же во время исполнения на сцене было два героя — партия Дон Кихота нежно и глубоко исполнялась солистом, и был рассказчик — тот, кто держит кончиками пальцев все сюжетные линии — маэстро Сладковский. Последний вчера дирижировал в соответствии с пометкой самого Рихарда Штрауса — «рыцарственно и галантно».
Финал симфонической поэмы, когда солировала виолончель, трогал до слез: Рыцарь Печального Образа уходил в мир иной, не просто уходил — исчезало рыцарство из нашей сумасшедшей жизни.
Диалоги и импровизация
Второе отделение концерта принадлежало Денису Мацуеву. Как сообщил перед началом ведущий концерта Юлиан Макаров, Мацуев дает в год около 260 концертов, почти половина из них — с симфоническими оркестрами. Разумеется, пианист очень щепетилен в своем выборе и работает только с достойными коллективами и дирижерами.
Денис Мацуев начал довольно-таки традиционно — с третьего концерта Чайковского. Одно из самых последних сочинений композитора прозвучало глубоко и философично, ГСО РТ в этом контексте был достойным участником музыкального диалога. Что касается взаимоотношений солиста и дирижера, то Мацуев и Сладковский уже давно и очень тонко чувствуют друг друга.
А дальше в программе концерта начались неожиданности. Прозвучали «Вариации на темы Паганини» Витольда Лютославского, в основе этого сочинения польского композитора знаменитое начало 24-го каприса Паганини для скрипки соло. Денис Мацуев продемонстрировал фантастически виртуозную игру, казалось, что пальцы пианиста вообще не касаются клавиш, а музыка возникает из ниоткуда. В этом был безукоризненный артистизм и кураж.
Неожиданностью номера два стало исполнение оркестром и солистом фортепианного концерта Родиона Щедрина, этот композитор не столь часто звучит в Казани. Он сложен, неоднозначен, в чем-то, возможно, противоречив. Но, как сообщил Юлиан Макаров, Мацуев однажды исполнял фортепианный концерт Щедрина, когда в зале находился сам автор с супругой — великой балериной Майей Плисецкой. И Мацуев удостоился похвалы Щедрина, который, как известно, сам великолепный пианист.
«Хотелось дать в концерте стык различных музыкальных стилей», — написал о своем сочинении Родион Щедрин, давая трем частям концерта такие названия: «Диалоги», «Импровизации», «Контрасты». И дирижер, и солист четко уловили эти различные стилистические нюансы частей. Первая часть — диалог между оркестром, ведомым маэстро Сладковским, и Денисом Мацуевым. Вторая часть — блестящая импровизация. И, наконец, третья часть — здесь произошло самое интересное.
Колокольные раскаты оркестра, напоминающие бой часов, пальцы пианиста бегут по клавишам, и, неожиданно — блюзовая мелодия, джаз, раскованный, свободный, стильный. И буквально купающиеся в этой свободе дирижер и солист. Дирижер в какой-то момент становится к залу вполоборота, и видно его счастливое лицо — счастье от ощущения свободы, воздуха, полета.
Естественно, Денис Мацуев бисировал. К большой радости многих своих поклонников он исполнил один из своих коронных номеров — «В пещере горного короля» Эдварда Грига. Как всегда, темпераментно и с изрядной долей куража.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.