Казань просит реструктуризировать 12 миллиардов, взятых на водный ЧМ

Жить по средствам: Минфин Татарстана ввел программный контроль над бюджетом

Казань просит реструктуризировать 12 миллиардов, взятых на водный ЧМ
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Бюджетная реформа настигла Татарстан: впервые проект главного республиканского финансового документа 2018—2020 гг., вынесенный сегодня на парламентские слушания, сверстан на программно-целевых подходах. Теперь деньги будут «расписываться» лишь по программам и внести поправку о новых расходах будет почти невозможно. «Каждый бюджетный рубль должен выполнять конкретную задачу», — заявил премьер-министр РТ Алексей Песошин, давая напутствие депутатам «не раздувать расходы». Между тем, Минфин РТ близок к достижению соглашения с Москвой о льготной реструктуризации 80% остававшегося долга на 12,2 млрд рублей, а сам республиканский бюджет получит 3,5 млрд рублей внезапных доходов из-за отмены Москвой региональных льгот на движимое имущество.

На контроле — каждый рубль

Идея задуманной Минфином РТ бюджетной реформы заключается в том, что государственные средства должны осваиваться не для решения краткосрочных задач, а с расчетом на достижение долгосрочных целей государственной политики. Всего правительству РТ предстоит утвердить 37 госпрограмм, выполнять которые министерствам предстоит сообща, а отдельных строк по каждому социальному объекту уже не будет. Переход на программно-целевой метод произойдет в 2018 году, то есть готовящийся сейчас проект республиканского бюджета составлен как раз на основе госпрограмм. Они охватывают 80% всех бюджетных расходов, уточнил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Напомним, что доходы республиканского бюджета предлагается утвердить в размере 196,4 млрд рублей, расходы — 199,2 млрд рублей, дефицит — 2,8 млрд рублей. Жесткая бюджетная дисциплина заложена в консолидированном бюджете: при доходах в 236,4 млрд рублей расходы не должны превысить 239 млрд рублей, т. е. дефицит — 2,6 млрд. Это значит, что объемы дефицита между разными уровнями бюджетов синхронизированы с точностью до 100 млн рублей.

«Бюджет республики на 2018 год будет реализовываться по средствам государственных программ, — заявил премьер-министр РТ Алексей Песошин. — Средства будут выделяться только на реализацию конкретных программных задач перспективного характера. Каждый бюджетный рубль должен выполнять конкретную отраслевую задачу, имеющую соответствующий индикатор», — сказал глава правительства РТ.

Как пояснил позже представитель Минфина РТ, при таком целевом подходе бюджетные средства будут «расписываться» только по отраслевым министерствам, а внести поправку о выделении расходов в обход программ возможно только в исключительном случае — если это срочный объект особой важности или объект, который по оплошности «забыли» включить в подведомственную госпрограмму. А вообще, они должны быть сбалансированы между собой, и здесь повышается роль отраслевых министерств. Как будет работать программно-целевого подход, стало понятно тут же в зале парламентских слушаний. Обращаясь к главе Минфина РТ, депутат Татьяна Воропаева спросила, есть ли средства на финансирование капитального ремонта учреждений дополнительного образования, многие из которых, похоже, близки к аварийному состоянию. «Отдельной строки на это нет, — ответил ей с ходу Радик Гайзатуллин. — Но есть программы Министерства образования и науки и Минстрой РТ, в бюджете которых можно изыскать ресурсы», — предложил он найти решение во взаимодействии этих ведомств.

Одним словом, привыкшим выбивать из Минфина директиву на реально нужный проблемный объект можно будет расслабиться. Если проблемные социальные объекты не попали в госпрограммы, то подписать директиву по депутатскому запросу у Минфина РТ задним числом вряд ли получится. Во время блиц-сессии с главой Минфина выяснилось, что немного сокращены расходы на дорожную отрасль, не нашлось дополнительных доходов на развитие национального кинематографа — как значилось 47 млн рублей, так и осталось.

«Движимые» льготы «укатили» в Москву

В условиях напряженного бюджета ужесточение контроля за региональными расходами взяла на себя и Москва. Как сообщил министр финансов Радик Гайзатуллин, с 1 января будущего года у регионов могут отобрать право на предоставление льгот на движимое имущество, которые действовали с 2012 года. Вкратце их суть в том, что любое предприятие могло обнулить налог на имущество: оборудование, станки и прочую новую производственную технику, если оно приобреталось для обновления производства и было поставлено на налоговый учет с 1 января в 2013 года как основное средство производства. В соответствии с Налоговым кодексом РФ эти организации освобождаются от уплаты налога на имущество. Как заявил Радик Гайзатуллин, теперь льгота может быть отменена, а значит налоговые сборы вырастут сразу на 3,5 млрд рублей. Если в 2017 году собрали 22,2 млрд рублей имущественных налогов, то в будущем ожидается и вовсе радужная перспектива — 25,5 млрд в 2018 году, 26,2 млрд — в 2019-м и 26,4 млрд — в 2020 году. Несмотря на то, что окончательное решение еще не принято, эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что Минфин РТ ожидает отмены «движимых» льгот.

Как пояснил замминистра финансов РТ Алексей Шишкин, ими пользуются почти все производственные предприятия Татарстана, для которых налоговое бремя с будущего года, скорее всего, заметно вырастет. Впрочем, председатель бюджетного комитета Госсовета РТ Леонид Якунин заверил журналистов, что вопрос эффективности налоговых льгот будет рассмотрен на отдельном заседании комитета, но затруднился назвать точную дату. С другой стороны, если льготы все-таки сохранят, то за счет чего будут компенсированы 3,5 млрд рублей, которые уже вошли в доходную базу Минфина РТ? Леонид Якунин полагает, что альтернативы есть по другим доходным источникам.

12,2 млрд госдолга готовятся к отплытию

Впервые на парламентских слушаниях депутаты подняли вопрос реструктуризации бюджетного долга РТ, который достиг почти 90 млрд рублей. «Будет ли Татарстан участвовать в реструктуризации и какой будет механизм?», — поинтересовался депутат и член бюджетного комитета Госсовета РТ Марат Галеев.

«Да, действительно, республика имеет один из самый больших объемов госдолга среди субъектов РФ — бюджетные кредиты составляют 88,4 млрд рублей, — раскрыл картину Радик Гайзатуллин. — Из них 66,9 млрд рублей реструктуризировано на льготных условиях на 20 лет с отсрочкой платежа на 10 лет, то есть до 2023 года республика оплачивает только проценты». Сейчас республика ежегодно направляет на погашение процентов около 700 млн рублей.

Под «вопросом» зависли 17,9 млрд рублей бюджетного долга. Как сообщил Радик Гайзатуллин, с выходом летом этого года постановления правительства РФ регионы, которые проводят международные спортивные первенства, получили право на льготный механизм реструктуризации кредитов, взятых на их проведение. «12,2 млрд рублей, взятые на проведение чемпионата по водным видам спорта 2015 года, могут быть реструктуризированы с учетом отсрочки платежа на 10 лет с последующей оплатой в течение 10 лет равными долями», — доложил о разрешении проблемы по первой части не урегулированного долга. Вторая часть — в 5,7 млрд рублей — находится в режиме ожидания. По его словам, в следующем году будет отрабатываться механизм в 2,2 млрд рублей, но здесь условия реструктуризации «привязаны» к налоговой эффективности региона. Если темпы экономического роста и налоговый потенциал окажутся выше уровня инфляции, то регион сможет получить рассрочку не на 7 лет, как большинство регионов, а на 12 лет.

Татьяна Водопьянова вновь подняла проблему «работающих бедных». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Пределы роста зарплаты: 4%

Лидер профсоюзов Татарстана Татьяна Водопьянова вновь подняла проблему «работающих бедных». По ее словам, за последние два года «недобрая динамика по росту работников, которые получают зарплату ниже прожиточного минимума», составила 19%. Правда абсолютную цифру Водопьянова не привела. Она предложила предусмотреть в бюджете РТ дополнительное финансирование на оплату труда бюджетников, «увеличив размеры тарифной ставки оклада первого разряда — минимального базового оклада — на уровень не ниже минимального размера оплаты труда в РФ».

Как следовало из ее слов, по российской «минималке» зарплата бюджетников рассчитывалась до конца 2014 года, но потом этот порядок был отменен. Чем закончится инициатива профсоюзных боссов, пока непонятно. Но до этого главы Минэкономики и Минфина РТ давали ясно понять, что зарплата вырастет не более, чем на 4%, причем в «котловом исчислении».

«Бюджетные правила изменились, мне кажется мы правильно планируем доходы не на предельно высоком уровне, чтобы получить и разделить, а на оптимальном, чтобы к концу года были дополнительные доходы, чтобы осталось куда отправить», — резюмировал итоги парламентских слушаний Леонид Якунин.

Луиза Игнатьева, фото gossov.tatarstan.ru
ЭкономикаБюджет Комитет Гос Совета РТ по бюджету налогам и финансамЯкунин Леонид Александрович

Новости партнеров