Кремль дал Татарстану второй срок

За счет динамики доходов республика претендует на 12-летнюю реструктуризацию бюджетных кредитов

Кремль дал Татарстану второй срок
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

С 2018 года Москва начнет строить финансовые отношения с регионами по-новому: им перекроют доступ к дешевым бюджетным деньгам, но по текущим заимствованиям дадут отсрочку. Субъекты с хорошими показателями собственных доходов федеральный центр поощрит максимальным сроком реструктуризации — 12 лет. Эксперты «Реального времени» называют такой маневр не идеальным, однако признают, что другого выхода нет. Для Татарстана условия реструктуризации будут мягкими, а сама она станет уже второй за последние 5 лет.

Не больше, но дольше

На днях председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила «Российской газете», что ее палата готова заняться законодательным сопровождением реструктуризации долгов субъектов. «Регионы получат возможность тратить финансы именно на развитие, повысят свою инвестиционную привлекательность», — сказала она.

С будущего года в России решено перекроить межбюджетную политику: финансовые отношения Москвы и регионов будут строиться по-новому. Коротко: субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета, зато взамен получат отсрочку по старым.

Об этих решениях в два этапа стало известно на прошлой неделе. Как уже писало «Реальное время», сначала правительство РФ согласовало проект бюджета на 2018—2020 годы, не предусмотрев в нем расходы на предоставление заимствований регионам. Ожидалось, что президент Владимир Путин анонсирует некий новый механизм поддержки. Так и произошло. 22 сентября на заседании президиума Госсовета он объявил о программе реструктуризации кредитов, которая начнется с 1 января 2018-го и в ближайшие 2 года позволит регионам высвободить 428 млрд рублей.

Суть самой программы такова. Долги субъектов по кредитам от федерального центра разобьют на 7—12 лет. В течение первых двух лет программы нагрузка по обслуживанию долга будет максимально низкой: выплачивать необходимо будет всего по 5% от общей задолженности.

«Что это значит? Разница между действующим графиком погашения бюджетных кредитов и предполагаемым графиком программы реструктуризации составит в 2018 году 250,5 млрд рублей и в 2019 году — 177,5 млрд рублей», — объяснил Путин.

В программе нашлось место и для поощряющей политики: срок реструктуризации привяжут к макроэкономическим показателям субъектов. Более мягкую отсрочку, по словам президента, получат те из них, у кого налоговые и неналоговые доходы растут не медленнее инфляции.

С Татарстаном обойдутся мягко

Для Татарстана грядущая реструктуризация станет второй за последние 5 лет. В прошлый раз, в конце 2012 года, Госдума РФ реструктуризировала республике кредиты, полученные в основном на строительство объектов Универсиады, на 66,9 млрд рублей. По тем кредитам Татарстан до 2023 года платит лишь ставку в размере 0,1% годовых, а в 2023—2033 годах будет погашать тело долга.

В этот раз, судя по тому, какие условия обозначил Путин, Татарстан может претендовать именно на мягкую реструктуризацию со сроком 12 лет. Необходимый для этого показатель республикой достигнут: в январе — августе инфляция в годовом выражении составила 3,1%, а налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета в I полугодии 2017-го выросли больше — на 9,4%.

Долг республики по бюджетным кредитам на 1 июля был равен 84,86 млрд рублей. Госдолг Татарстана в целом с июля 2015-го по июль нынешнего года снизился на 11,2 млрд рублей (до 93,52 млрд), а по отношению к ВРП — на 1% (с 5,8 до 4,8%).

«Федерации нужны деньги»

Для регионов бюджетные кредиты были самым дешевым источником заимствований. Ставки по ним составляют обычно 0,1%, тогда как по облигациям и банковским кредитам — свыше 8%. Поэтому в грядущей перестройке отношений есть как плюсы, так и минусы, говорят эксперты.

Да, субъекты лишились дешевых денег, но проблему накопленных долгов надо было решать, убежден Александр Дерюгин, директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС. «Есть большая опасность, что если Минфин продолжит в чистом виде выдавать дополнительные и дополнительные кредиты, то потом все это надо будет как-то расшивать. Тот выход, который был найден, может, и не идеальный, но ситуацию приходится сдвигать с мертвой точки», — считает он.

Раньше, продолжает эксперт, Москва боялась приостанавливать финансовую помощь, однако регионы вдруг обнаружили возможность сокращать расходы. Если в «тучные годы» их суммарные траты достигали 15% ВВП, то теперь составляют 11—11,5%: «Расходы на инвестиции упали к нулю, но никто не умер». Сейчас «федерации нужны деньги» и «федерация решила: почему бы не продолжить в том же духе», — говорит Дерюгин.

По мнению директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Гульназ Галиевой, как минимум в ближайшей перспективе реструктуризация окажется выгодной для регионов. Она позволит снизить расходы на оплату процентов по кредитам и снимет нагрузку на ближайшие 2 года. Это особенно важно для небольших и слабых субъектов. Кроме того, рассуждает Галиева, программа вынудит региональных чиновников более основательно продумывать долговую политику, поскольку деньги попросту станут дороже.

Артем Малютин
ЭкономикаБюджет

Новости партнеров