«Инструкция по применению»: как стать капитаном дальнего плавания

С чего начать, если хочешь уходить в море по первому зову сердца, — в рассказе Александра Драгони

Мы продолжаем рубрику «Инструкция по применению», в которой известные бизнесмены и общественные деятели будут делиться тем, как претворяют мечты в реальность. Александр Драгони, партнер компаний «Сила ветра» и «Полветра», организатор круизов составил подробную инструкцию, как идти в море, если вы путешественник и если вы капитан.

Предыстория

У меня, конечно, висела карта мира на стене в спальне, но я никогда особо не мечтал о плавании. Все произошло случайно. У товарища была яхтенная школа, он долго мне рассказывал о морях, сначала не цепляло, а потом меня «перещелкнуло», решил, что хочу заняться яхтингом. На тот момент мне особенно нечего было терять, я не был женат, не был суперуспешным продавцом оборудования для авторемонта. Я не искал лучшей участи в профессии, она мне просто не нравилась. Для себя я сформулировал смену образа жизни так: хочу ходить по песку чаще, чем два раза в год.

Я совсем не проверял этот «рынок», но почему-то решил, что стану шкипером, и никого не спросил, насколько будет легким путь. Я прошел теоретический курс, взял отпуск, поехал на практику и только потом уволился. Мне повезло, тот товарищ, директор яхтенной школы, «сосватал» меня двум заказчикам. Я фактически сразу стал «круизным капитаном». Сначала ушел в море на две недели, потом еще на две — это и был мой первый опыт работы. Сначала работал за еду и билеты, второй раз за гонорар, но это было совершенно нормально для начинающего капитана. Сейчас я зарабатываю тем, что хожу в море. 80% времени я круизный капитан, который воплощает идею о морском отдыхе на яхте для частных и корпоративных заказчиков, 20% времени веду практику для тех, кто хочет самостоятельно ходить под парусом.

«Сейчас я зарабатываю тем, что хожу в море. 80% времени я круизный капитан, который воплощает идею о морском отдыхе на яхте для частных и корпоративных заказчиков». Фото Романа Хасаева

Кому подойдет

Яхтинг — очень многоплановое занятие. Им можно заниматься как любительским спортом, можно просто выходить на лодке в море в составе коммерческого тура, можно получить права и самому управлять арендованной или личной лодкой. Последнее, кстати, стало очень распространено даже в России — в Петербурге и Москве, где яхтинг стоит не дороже, чем семейная вылазка в ресторан. Если сильно увлечетесь, вы даже можете уйти в профессиональный яхтинг и стать членом команды на зарплате… Но это подходит тем, у кого есть успешное парусное прошлое. В конце концов вы можете даже выбрать яхту как место жительства — это очень распространено в Европе и Америке, я часто встречаю пары, которые отдали все долги обществу и детям и просто ходят на лодках в свое удовольствие.

Но что я знаю по своей практике: как правило люди получают от любого яхтинга похожие впечатления. Они говорят, что все уходит на второй план, даже если по ходу поездки приходится оставаться на связи по рабочим вопросам. Еще говорят, что за неделю путешествия получают невероятную концентрацию впечатлений, даже если ничего не происходит. Люди, находясь на лодке, находятся в моменте гораздо сильнее, чем в шезлонге или за рулем. Это всегда большая осознанность и вовлеченность, особенно когда берешь на себя больше ответственности и, например, выходишь в море один. Море всегда остается морем: бывает опасно, бывает тяжело, бывает, что-то ломается. Состоятельные люди часто покупают лодку, уходят на ней в море в одиночестве. Эти миллионеры сами убираются, сами меняют масло в двигателе, сами готовят себе. Потому что это история не про потребление, а про активность и вовлеченность.

Какой бы путь ни выбирали вы, если вас тянет к воде, я бы рекомендовал начать с коммерческого тура, чтобы понять, подходит ли вам яхтинг или он совсем не то, чем вам кажется.

С кем ехать

Если вы уверенно чувствуете себя в англоязычной среде, можете выбрать себе тур международного клуба, их много. В России тоже есть такие команды, в первую очередь я говорю о Санкт-Петербурге и о Москве. В Казани бизнес пока очень плохо развит. Я знаю, всего две малюсенькие компании пытаются делать какую-то коммерцию на яхт-турах.

Сколько стоит коммерческий тур

На русскоязычном рынке довольно большое предложение коммерческих туров, которые подготовлены по типу обычной турпоездки. Минимальные цены такие:

  • 500 евро с человека/неделя — это только участие, фактически за место в каюте,
  • 200 евро с человека/неделя — это дополнительные платежи: питание на борту и в портах, плата за швартовку, заправку и т. п.,

+ стоимость перелета до места,

+ деньги на «карманные расходы» (сувениры, рестораны, шопинг и т. п.).

Стоимость поездки почти не зависит от того, какую точку вы выбрали стартом поездки: Турция это или Италия — стоимость будет одинаковой, на нее будет влиять то, насколько вы захотите потратиться на берегу (на рестораны, шопинг, сувениры и т. п.)

Можно сэкономить, примкнув не к организованному парусному туру, а найдя частника, который готов вас принять в свою «команду». Но можно «заморочиться» и сэкономить еще сильнее. Есть ресурсы, типа find a crew, где можно зарегистрироваться как потенциальному члену команды и найти капитана, который ищет компанию, чтобы физически облегчить себе поездку и немного заработать. Капитан на таком ресурсе обговаривает требования к своей команде, например, может потребовать, чтобы она была непьющая. Выбирая такой вариант, вы можете быть совершенным новичком, надо только немного знать английский.

Правила поведения

Когда речь идет о походе в море в нормальных погодных условиях как о виде отдыха, можно не заботиться о своей подготовке. Идти может даже новичок, его там специально нагружать не будут. Другое дело, что на лодке всегда есть правила общежития, поведения, безопасности, совсем бездельничать не получится. Альтернатива — нанять хостес за 100 евро/сутки, по умолчанию хостес в туре не предусмотрен, а капитан не занимается уборкой и готовкой еды. У морского отдыха и отельного есть большое различие.

На лодке всегда есть правила общежития, поведения, безопасности, совсем бездельничать не получится. Альтернатива — нанять хостес за 100 евро/сутки, по умолчанию хостес в туре не предусмотрен, а капитан не занимается уборкой и готовкой еды

Безопасность

Рейтинга провайдеров услуг и капитанов, которые подскажут, с кем идти в море безопасно, нет. Но это серьезный вопрос, которым пренебрегать нельзя. На яхтах иногда происходят ЧП, и организаторы обязаны думать о безопасности. Определить, насколько безопасным будет плавание, можно по нескольким критериям. Первый критерий — общее впечатление об адекватности команды, поэтому хорошо, когда понятно, чье имя стоит за тем или иным клубом. Если организаторы акцентируют ваше внимание на том, что им важна безопасность, что в первый день они проведут брифинг по правилам поведения, что будут менять маршрут в зависимости от погоды, что не будут допускать людей в состоянии алкогольного опьянения на борт и т. п. — это хороший знак. Обращайтесь к тем, кого вам рекомендуют. Мир яхтинга довольно узкий, и репутацией в нем дорожат.

LevelUp — получаем «права»

Если вы отплавали в коммерческих турах, возможно, придете к выводу, что вам нужен сертификат на самостоятельное управление судном. С ним вы сможете сами брать лодку в аренду и выходить на ней или даже на собственной яхте в море. Но давайте разберемся: для чего вам сертификат? Я догадываюсь, что есть три мотива.

  • Честолюбие. Этот мотив встречается у парней, которые уже и триатлон прошли, и дайверский сертификат получили, и на самолете полетали. В конце концов, девушки любят капитанов.
  • Человек не хочет зависеть от экипажа. Этим мотивом руководствуются как правило те, кто хочет сам собрать друзей, сам принимать решения, куда и когда идти в море.
  • Человек хочет разбираться в яхтинге лучше. Такая идея приходит тому, кто рассуждает: я раза три сходил в море, понимаю, что происходит при швартовке, могу заводить швартовый конец, могу двигатель завести, постоять на вахте, автопилот включить. Хочу знать больше.

Курсов, на которых можно получить сертификат, много. Чтобы их найти, достаточно ввести в поисковике «sailingschool». Если мы говорим о варианте, когда вы будете брать лодку в аренду за рубежом и ходить на ней там же, конечно лучше и учиться за рубежом. В Европе есть две самые популярные и продвигаемые учебные системы: RYA (Royal Yachting Association) и американо-канадская система IYT (International Yacht Training). По наполнению программ они почти одинаковы (не беру в расчет нюансы). Одного из этих сертификатов достаточно, чтобы вам дали в аренду лодку до 50 футов. Да, может такое случиться, что чартерная компания где-то в Шотландии откажет в аренде лодки по причине наличия сертификата IYT, а не RYA, или в Ирландии попросят сертификат ICC, а не RYA. Но это исключение из правил.

«В России «права» на вождение лодок выдает ГИМС МЧС, она же контролирует безопасность на воде. Для них международные «корочки» значения не имеют». Фото n71.ru

В России «права» на вождение лодок выдает ГИМС МЧС (государственная инспекция маломерных судов), она же контролирует безопасность на воде. Для них международные «корочки» значения не имеют. Но это не значит, что сертификат международных систем нельзя получить в России. Школа может территориально располагаться в России, но иметь международную аккредитацию.

Но и «гимсовские права» теоретически можно предъявить в качестве документа в чартерной компании за рубежом. Я слышал о таких историях, правда, сам не пробовал. Но проще и надежнее иметь сертификат международных школ, которые признаются везде.

Где учиться — в российской школе или за рубежом — разницы фактически нет. По цене это примерно одинаково. Конечно, учеба в иностранной школе — это дополнительная языковая практика.

  • 700—750 евро — недельная практика,
  • 25—30 тысяч рублей — теоретические занятия,
  • 15 тысяч рублей — онлайн-курсы.

Секрет Полишинеля, что сертификат можно купить, и я даже знаю пару человек, которым «права» на лодку подарили. К счастью, они адекватные и понимают, что нужно практиковаться, прежде чем брать в аренду лодку. Хотя чартерным компаниям все равно, какого уровня у вас подготовка. Так что, получив сертификат, вы можете сразу взять в аренду лодку.

Как сэкономить в поездке

2000— 2500 евро/неделя стоит аренда лодки средних размеров на 6—8 человек в аренду. Гонорар капитана, если вы нанимаете его, а не сами встаете за штурвал, — еще 100—150 евро/сутки (в зависимости от квалификации). Не в сезон можно сильно сэкономить и найти лодку за 1200—1500 евро/неделю. Частную лодку можно найти и дешевле.

Для того, кто лодкой управляет в первый-второй раз, яхтинг — это большой стресс: как осмотреть лодку, чтобы потом не попасть на деньги, пропустив дефект, как швартоваться и где, на каких ресурсах искать информацию о погоде, какие марины выбрать для стоянки и т. д.

Нюансы

Обучение на права в России довольно зарегламентировано. В Скандинавии подход простой: руки, ноги, голова есть? Значит, ходить на лодке можешь. В скандинавских странах есть традиция. Нам, чтобы разбираться в многочисленных нюансах судоходства, нужна практика. Для коммерческого туриста яхтинг — это красивые фотографии на борту.

Для того, кто лодкой управляет в первый-второй раз, яхтинг — это большой стресс: как осмотреть лодку, чтобы потом не попасть на деньги, пропустив дефект, как швартоваться и где, на каких ресурсах искать информацию о погоде, какие марины выбрать для стоянки и т. д. А стрессовые ситуации бывают даже у опытных капитанов. Приведу два противоположных примера. Первый: греческий городишко, где нет марины, есть несколько мест на городской набережной. Вылезает мужичок, помогает пришвартоваться и дает квитанцию на 25 евро. «А где взять воду?» — «Будет часа через три». — «А электричество?» — «Что-то в этом сезоне не работает». Второй вариант. Приходим в голландскую марину, по рации никто не отвечает, никто не встречает. В марине стоит офис, автоматические двери, внутри аппарат, где можно купить карточку. Идешь с ней к своей лодке, прикладываешь к колонке на понтоне — включается вода и электричество. Утром приходишь в офис снова, вставляешь банковскую карту, оплачиваешь стоянку и уходишь в море. Какую марину встретишь в путешествии — никогда наперед не знаешь. Лучше быть готовым к любой, для этого и нужна практика.

Куда ехать

Рынок аренды лодок сейчас развит не только в Европе. Кроме Америки, Австралии и Новой Зеландии, это Карибские острова, Сейшелы, Французская Полинезия, некоторые районы Таиланда, Малайзии. Турцию можно причислить к Европе по уровню развитости индустрии. И даже более того, если вы придете после турецкой марины куда-то в Ниццу, вы будете очень удивлены, насколько в прекрасной Ницце все хуже в плане сервиса по сравнению с Турцией.

Айгуль Чуприна, фото предоставлены Александром Драгони

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

БизнесУслуги

Новости партнеров