Fitch увидело в зачистке банков эффективную борьбу с оттоком капитала за границу

Эксперты уверяют, что массовые отзывы лицензий кредитных организаций продолжатся и их число сократится до 300, но и этого много

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подготовило свою оценку состоянию банковского рынка в России. Аналитики изложили ее на своей ежегодной конференции. В общем режиме чисток рынка эксперты не только не увидели ничего плохого, но и, наоборот, нашли плюсы там, где их ранее никто не замечал. По мнению Fitch, массовый отзыв лицензий привел к серьезному сокращению оттока капитала из страны. Поэтому аналитики агентства уверены, что чистки на рынке продолжатся и приведут к сокращению числа игроков до 300. Но в целом и этого для России много. «Реальное время» поговорило с другими экспертами финансового сектора и узнало, что далеко не все согласны с прогнозами международных аналитиков.

Меньше банков — меньше отток капитала из страны?

Один из первых и, пожалуй, самых неожиданных выводов, прозвучавших 26 сентября на ежегодной конференции Fitch Ratings: благодаря чистке сектора удалось значительно сократить отток капитала из страны. Выступая на конференции, Александр Данилов, старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings, отметил: «Если бы не чистка сектора, в кризис 2014— 2015 годов отток капитала был бы гораздо больше, как в 2008 году, или больше ($50 млрд)».

По данным исследований Fitch, отзыв лицензий коррелирует с оттоком капитала. Максимально активно выводили деньги из страны в 2008 году, при этом ЦБ отзывал лицензии неактивно. В 2009-м число отзывов возросло в два раза, но параллельно упал объем утекающего капитала. До 2012 года число отзывов лицензий уменьшалось, а отток вырастал. С 2012 года тенденция сменилась на обратную, к 2016 году (пока это пик чистки на финансовом рынке) отток практически прекратился.

Впрочем, другие эксперты с такими радужными выводами аналитиков Fitch оказались не согласны.

— Между корреляцией и причинно-следственной связью есть разница, и здесь нужно еще выяснять, есть ли причинно-следственная связь у той чистки рынка, которая сейчас происходит, и тем, что снизился отток капитала, — считает Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства (НРА). — Конечно, в этом есть определенный резон. В широком смысле у оттока капитала есть разные причины. Если мы говорим про те не совсем легальные механизмы, которые использовались, через «схемные» банки, у которых часто лицензию и отзывали, то это должно коррелировать. Есть снижение количества банков, которые занимались выводом денег за рубеж. Это не отток капитала легальный, а завуалированные операции, которые имели целью вывод денег. Здесь, конечно, причинно-следственная связь есть. Но я думаю, что отзыв лицензий — это не единственный фактор, потому что много других мер, которые предпринимались для того, чтобы снизить отток капитала. И это относится не только к банковскому рынку. В этом смысле вывод корректен: чистка рынка как раз имела целью снизить отток.

Более категоричен Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ: «Я думаю, что это случайная корреляция. Ведь основная масса банков, у которых отозвана лицензия, — это малые банки, через которые сложно пропустить большой транзитный поток. Ключевой фактор оттока капитала — это кризис. В кризис идет мощный отток капитала. Действительно, пики оттока капитала пришлись на IV квартал 2008 года (132,1 млрд долларов) и на IV квартал 2014 года (75,8 млрд долларов)».

В России оставят 300 банков

Прогноз Fitch неутешительный для работников финансового рынка: его чистка продолжится. По мнению аналитиков, в России в ближайшее время останется не более 300 банков. При этом две трети из них окажутся с 1 января 2018 года с базовой лицензией. Кредитных организаций с универсальной лицензией будет не более 100.

Другие эксперты такого сценария не исключают, но с оговорками: «С одной стороны, мы видим, что Центральный банк существенно замедлил отзыв лицензий. На прошлой неделе был один отзыв, за весь сентябрь — два отзыва. За август — всего шесть. С другой стороны, если существующие тенденции сохранятся, то да, останется 300 банков. Вопрос — когда?» — комментирует Осадчий.

— Я думаю, что чистка продолжится, хотя были разные высказывания со стороны регулятора в этом году, — соглашается Павел Самиев. — Как мне кажется, чистка еще не закончилась. Не будет большого числа отзывов у крупных банков. Будем надеяться, что этого не произойдет, потому что это может еще больше пошатнуть доверие к банковскому рынку. Но среди банков и те, которые не вполне вписываются в требования не только по риск-менеджменту, капитализации и финансовой устойчивости, но и в требования по комплаенс, соблюдению всех норм противодействия отмыванию доходов. Думаю, что на рынке еще есть такие банки. Это та часть рынка, которую еще предстоит почистить. Но есть и ряд банков, акционеры которых не видят смысла продолжать деятельность, и их бизнес не рентабелен. И здесь будет не только переход на базовую лицензию, но и уход с рынка, и слияния. Рынок будет сокращаться и таким образом. С оценкой, что их останется около 300, может, чуть больше (с базовой лицензией их может быть больше 200, а вот с универсальной — около 100), да, я соглашусь.

России нужно 50 банков?

Одна из самых резких и спорных оценок — это необходимое число банков в России. По версии Fitch, страна может обойтись и пятьюдесятью.

— То, что России нужно 50 банков, — это какие-то наивные глупости, удивительные для рейтингового агентства такого уровня, — говорит Максим Осадчий. — Во-первых, количество хозяйствующих субъектов должен определять рынок. Во-вторых, в такой стране, как Россия, должна быть разветвленная система региональных банков. Региональный банк гораздо более гибок. Он может оперативнее и качественнее принимать решения. Важно, например, чтобы собственник банка мог взаимодействовать с крупным клиентом. А на уровне федеральных банков это будет совершенно иное качество обслуживания. А регионов у нас много, отнюдь не 50. То есть должно быть какое-то количество региональных и какое-то количество федеральных банков для нормального функционирования системы. И напомним, что в Соединенных Штатах (нам, конечно, не равняться по экономике) две тысячи банков, в Германии около 1300 банков.

С такими выводами согласен и Павел Самиев: «Количество банков, достаточное для нашей экономики, — это вопрос философский. Что значит достаточно? Нет такого правила, что столько-то банков достаточно для экономики. Если посмотреть на мировую практику, в разных странах число банков настолько сильно отличается. Есть страны, где тысячи банков, есть страны, где сотни, есть, где десятки. Сколько банков оптимально — должен решать рынок. У рынка есть ограничения: регулятивные требования, капитал, требования Центрального банка по рискам, по резервам. Дальше решает рынок».

Дмитрий Семягин, Фаиль Гатаулин
АналитикаЭкономикаБанки

Новости партнеров