Краткий ликбез от Сабины Чагиной «Галопом по стрит-арту»

После него вы точно поверите, что это искусство

Куратор «союза творческих людей» «Артмоссфера» Сабина Чагина в рамках фестиваля «30 граней тебя» прочитала лекцию о том, что такое стрит-арт и почему его не надо путать с андеграундными граффити. «Реальное время» записало основные тезисы лекции и снабдило читателя фотографиями, без которых полюбить стрит-арт невозможно.

Стрит-арт появился из желания человека оставить какую-то метку о себе. Так было в советском прошлом, когда везде было написано: «Здесь был Вася», так было и в США, где писали: Killerman was here. Но такие же метки оставляли и древние люди в формате петроглифов, пытаясь запечатлеть в пространстве свои важные события: охоту, инициацию.

Самый активный период своего развития граффити прошли в 1970—1980 гг. в Нью-Йорке. На фото видна надпись: «Taki 183», и это всего лишь имя курьера, который помечал дома, а «183» — это всего лишь название улицы. Этот курьер ничем не отличался от других людей, которые оставляли «теги» на домах, он не был ни художником, ни арт-деятелем, пока его не заметила New York Times, написав статью «Taki 183» Spawns Pen Pals («Таки 183» порождает «дружков» по граффити»). Другие подростки не поняли, что могут прославиться с помощью граффити.

Граффити не созданы, чтобы облагораживать город, граффити живут внутри субкультуры, где не важны зрители, а важно самоутвердиться внутри субкультуры. Это нелегальная история. На фото видно, как выглядела подземка того времени: не было ни единого свободного места без «тега».

А когда подростки поняли, что в метро уже не выделишься, они стали расписывать вагоны поездов. А чтобы выделиться здесь, нужен цвет, нужен свой почерк. Донди — один из тех, кому удалось разработать свой стиль.

Через некоторое время граффитчиков удалось победить, когда железнодорожная компания перестала пускать на маршрут раскрашенные поезда. Из-за этого смысл расписывать поезда пропал — граффитчикам важно, чтобы их работу увидел максимум представителей субкультуры.

Марта Купер — документалист, благодаря которой и сохранились работы того времени. Ее книга Subway art и несколько фильмов, в числе которых Wild style, распространили граффити по всему миру. Как говорила сама Марта, она считала, что граффити — это сугубо локальная история, которая живет только в Нью-Йорке. Она не могла предположить, что в Европе, а через три года и в Советском Союзе появится то же самое. 40 лет прошло с тех пор, как вся эта «движуха» получила распространение по всему миру. И она не ослабевает.

За границы граффити

Ошибочно называть граффити все, что нарисовано на стенах. Граффити — это только написание своего имени, никнейма. Оно может быть написано бегло для заполнения пространства (bombing), а может быть выписано более аккуратно в спокойных, заброшенных местах — writing, и в таких граффити очень много стилей.

Стрит-арт начался с уличного персонажа Баскии, который вышел за границы граффити и за грани простого написания своего имени. Он оставлял послания на стенах с философским смыслом в экспрессивном стиле. Он познакомился с Энди Уорхолом, который очень проникся личностью Баскии и стал, по сути, его продюсером, стал продвигать его в арт-сообществе.

Одна из его работ была продана на аукционе за 110,5 млн долларов, что показывает: аутсайдерское движение находит тех, кто интересуется им, покупает и продвигает. Хороший пример и с Бэнкси, которого, с одной стороны, ищет полиция, но его работы продают за миллионы, демонстрируют на выставках.

Другой известный художник стрит-арта стал знаменитым, потому что, в отличие от Баскии, который поднимал какие-то языческие мотивы, стал писать на остросоциальные темы. Это Кит Харинг. Один из примеров его работ — Crack is wack, которую он создал во время «эпидемии крэка» в Нью-Йорке, когда все подростки покупали его. Мэрия города тут же приняла решение сохранить работу, и ее можно до сих пор посмотреть в Нью-Йорке.

Художник JR реализовал проект «Морщины города», когда разместил портреты стариков на домах, которые были как бы испещрены морщинами, он показывал, что с этими домами в Стамбуле нужно что-то делать.

С появлением стрит-арта граффити остались в жестком андеграунде. Художники, правда, иногда имеют альтер эго: в одно время они художники, в другое — ходят и расставляют «теги». Это сродни спорту, это весело.

Бэнкси: стрит до арта

Бэнкси — это художник, до которого вообще сложно было называть рисование на улицах искусством. Бэнкси долго пытался — и до сих пор продолжает — конфликтовать с субкультурой. Его не любят граффитчики, он не любит их. Бэнкси стал очень популярен, спекулируя на острых темах.

Например, он поднимает проблему миграции. На одной из работ он изобразил самого знаменитого мигранта из Сирии — Стива Джобса, отец которого уехал из страны.

Или поднимает тему детского труда

Или проблему беспринципных СМИ, продолжающих съемки, когда человек умирает.

Не все уличные художники становятся столь же знаменитыми. Например, Блек ле Ра создавал трафареты крыс еще до Бэнкси.

«Граффити» на фасадах — это не граффити, это мурализм

Отавио и Густаво Пандольфо, два близнеца из Бразилии, задали тренд на масштабную роспись стен. Вообще-то это называется мурализмом и к стрит-арту не имеет никакого отношения. Он берет свое начало не в Нью-Йорке, а в Мексике в 1920—1960 гг. Его основоположник — Диего Ривера, муж Фриды Кало. Самая известная его работа — «Человек, управляющий Вселенной», ее первоначальный вариант должен был расположиться в Рокфеллеровском центре. Рокфеллер попросил удалить с росписи Ленина, от чего Ривера, как истый коммунист, отказался, после чего бизнесмен уничтожил работу. Правда, Ривера восстановил роспись в Мехико, который считается столицей мурализма.

Да и в русском авангарде еще до мексиканского мурализма было движение росписи стен. У Казимира Малевича была книга «Принцип росписи стены», которая вышла в 1920 году. По его эскизу в Витебске был расписан дом.

Очень сильной школа монументалистов была в Советском Союзе. По всей России можно найти тонну шикарных работ, которые никому не нужны, разрушенные, от них отваливается мозаика. Зато государством создаются всякие «граффити» типа Роналду, наверное, пара миллионов на него ушла.

Работа Леонида Полищука и Светланы Щербининой, 1979 года роспись на библиотеке медицинского института в Москве «Спасение. Исцеление. Рождение. Надежда». До сих пор жива.

Девелоперы, институции, госзаказ

Уличные художники все больше признаются культурными институциями и девелоперами. Музей Tate Modern в Лондоне был весь исписан граффити на 3 месяца. В 2006 году в Москве открылся «Винзавод», здесь прошла выставка граффити. В Бруклине художники расписали дома, правда, после этого девелоперы задрали арендные ставки.

Стрит-арт используется девелоперами для того, чтобы облагораживать территории и отдельные дома. Так, моногород Выкса в Нижегородской области стал настоящим музеем под открытым небом.

Проблема в том, что созданное художниками часто попадает в руки дельцов, которые не сохраняют работы, закрашивают и размещают там рекламу. Я лично нахожусь в состоянии борьбы. Раньше я боролась за то, чтобы хип-хоп мог звучать в клубах. Мы боролись, боролись, боролись, и сейчас он звучит везде. Сейчас мы пытаемся доказать: стрит-арт — это искусство, на него не надо ставить герб Москвы, размещать на нем рекламу. И среди «тегов» встречаются очень красивые и мастерски выведенные. Я считаю, что это искусство.

Но и нельзя называть стрит-артом рекламу «в стиле граффити», что тоже происходит повсеместно.

Сейчас я вижу единственный способ, как донести эту идею. Нужно создать экспертную комиссию, в которой архитекторы, искусствоведы, кураторы будут пробивать вопрос своим авторитетом.

Записала Айгуль Чуприна

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоИнфраструктура

Новости партнеров