Камиль Исхаков: «Здание комбината «Здоровье» ломают, потому что оно ни к чему не годно...»

Камиль Исхаков: «Здание комбината «Здоровье» ломают, потому что оно ни к чему не годно...»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Сегодня казанцы стали свидетелями того, как начался снос здания, являющегося одним из символов советской архитектуры Казани. Владельцы комбината «Здоровье» — семья экс-мэра Казани Камиля Исхакова — еще летом планировали начать демонтаж, но общественная дискуссия вокруг ценности здания приостановила планы девелоперов. Сегодня мы наблюдаем, что судьба комбината решилась, а утвержденного проекта будущего спа-комплекса, как выяснило «Реальное время», пока нет.

Пыль столбом — и нету бани

Вся территория вокруг комбината «Здоровье» огорожена забором, а та пешеходная часть, где проводились работы, — еще и красной лентой. «Благодаря» последней, чтобы пройти вдоль комбината на участке от улицы Островского до Право-Булачной, пешеходам приходится передвигаться прямо по дороге между автобусами на стоянке и тротуаром.

На Островского, рядом с «Лучано», вместо здания уже одни развалины, за которыми видна внутренняя территория комбината, заваленная строительным мусором. На входе на площадку на обычных листах А4, приклеенных к забору скотчем, сообщается, что офис АНО «ГНВЦ» Протон» и прокат велосипедов отсюда переехали. Дальше этих объявлений журналисту и фотографу «Реального времени» пройти не удалось — мужчина в робе во двор пускать отказался, недовольно размахивая руками даже при виде фотоаппарата на другой стороне улицы.

Чуть ближе к Университетской сквозь окно в стене здания можно увидеть технику, которая, будто стоматологическим сверлом, превращала крепкие стены советского сооружения в груды камней. С его помощью рушили стены сооружения, а ковш складывал мусор в грузовики.

Прохожих столь масштабные демонтажные работы, казалось, заботят мало — люди в спешке, даже не глядя на разрушенную часть комбината и прячась от дождя, проходили мимо. Только одна девушка, обратив внимание на происходящее, удивленно обратилась к идущему рядом с ней молодому человеку: «Странно, дом довольно крепкий».

1/17
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов

«Сколько можно стоять»

Информация о решенной судьбе комбината «Здоровье», построенном в 80-е годы прошлого столетия, появилась в июне этого года. Тогда сообщалось, что здание перестанет работать с 1 июля, а среди сотрудников обсуждают его снос. Гендиректор АО «Комбытсервис» Елена Гендельман рассказывала, что через год, после реконструкции, комплекс откроется в качестве спа-центра. Реконструкцию инициировал новый собственник комбината — ООО «Здоровье», который до этого несколько лет арендовал банно-оздоровительный комплекс у «Комбытсервиса».

Владельцем «Комбытсервиса» является экс-мэр Казани Камиль Исхаков, а учредителем «Здоровья» — его внучка Карина Камалова. Исхаков пояснял, что реконструкция предполагает полный снос старого здания и строительство нового. Профиль комбината «Здоровье» при этом не изменится.

Камиль Исхаков прокомментировал сегодня «Реальному времени» начало сноса здания: «Каким будет новое здание, еще не определились. Но старое ломают, потому что оно ни к чему не годно. С 1 июля стоит, сколько уже можно стоять. Вот подрядчики и приступили к разбору».

«Обещания строить точно такое же здание никто не давал»

Отметим, что, когда стало известно о готовящемся сносе комбината, Анна Медлева, дочь автора проекта комбината Владимира Медлева, написала открытые письма президенту РТ, министру строительства и главному архитектору РТ Иреку Файзуллину. В обращении к президенту Медлева просила принять меры для остановки экстренного сноса комплекса и взять на контроль процедуру прохождения новым собственником всех согласований. А новый проект сооружения она предложила вынести на общественное обсуждение с привлечением архитекторов, искусствоведов, краеведов и историков, а также выразила желание принять активное участие в этом вопросе.

— Из ответа на мое письмо, который написали в исполкоме Казани, видно, что никаких проектных решений пока нет. Обещания строить точно такое же здание никто не давал. Они пока действуют в рамках закона. Ничего не нарушают. Каким будет здание — это вопрос времени. Если администрация сдержит обещание и привлечет меня хотя бы к обсуждению, это будет здорово. Навязывать свои проектные решения, не имея даже задания на проектирование, я не могу. Это смешно и непрофессионально. Будет диалог — будут решения, — прокомментировала свое отношение к происходящему Медлева.

«Комбинат «Здоровье» — это типовой проект бытового комбината»

Архитектурную ценность сносимого здания и отношение к процессу прокомментировали «Реальному времени» казанские архитекторы.

  • Андрей Петров

    Андрей Петров ​архитектор

    Что касается архитектурных достоинств комбината «Здоровье», то это типовой проект бытового комбината. В связи с этим особенной архитектурной ценности он для города не представляет (оговорюсь, что это моя личная точка зрения). Объект сделан в функциональном, я бы сказал, упрощенном варианте советской архитектуры. Это далеко не шедевр, как снаружи, так и внутри. Это как с хрущевками или сталинками. Конечно, немного грустно, когда их сносят, — потому что они представляли собой какой-то этап жизни города. Но собственно архитектурной ценности они не представляют.

    Единственное, я думаю, что сейчас нужно провести анализ на предмет того, нужен ли этот комбинат городу чисто функционально. Не знаю, насколько сейчас актуальны бани, но если они актуальны, то пусть этот комбинат отстраивают заново, но уже в совершенно новом виде и с новыми возможностями. У комбината возможности были достаточно ограниченными.

  • Сергей Саначин

    Сергей Саначин ​архитектор

    Мне никогда этот объект не нравился, и лично мне его не жалко. Но это мое субъективное мнение, это еще ничего не значит, что мне не нравится. Вам может не нравиться Шостакович, а мне — Чайковский. И дело не в том, что я архитектор. Понимаете, сейчас вы опросите 20 архитекторов, из них 10 скажут: «Нравится», 10 других — «Не нравится». Тут нет прямого математического алгоритма, чтобы сказать: «ах», «ох» или «фу». Это не объект культурного наследия, он не является признанным шедевром архитектуры, никто никогда его не описывал в статьях, трудах, работах, что это «что-то такое».

    Но тут дело в чем? Для многих это память. В свое время не было никаких частных бань, все ходили сюда. Ну еще три бани было, кроме комбината «Здоровье». Так что объект мне не жалко, но я буду жалеть, если на этом месте вырастет очередной офис или гостиница. Столько уже гостиниц в этой части Казани — уже, по-моему, перебор! Если новый объект останется комбинатом «Здоровье» и в нем будут не только вип-номерочки, но и какие-то социальные банные отделения — это будет хорошо. Тогда я буду приветствовать снос этого здания.

Мария Горожанинова, Василя Ширшова, Артем Малютин, фото Олега Тихонова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

В комбинате «Здоровье» год назад закрылся фитнес-центр Dynamite Gym, однако остальные компании свою деятельность продолжили. Бани, которые располагаются в комплексе, еще в мае этого года даже участвовали в тендере, который успешно выиграли.

ОбществоВластьИнфраструктура

Новости партнеров