Опрос предпринимателей: как приручить фрилансера

В течение 10 минут за неделю. Так часто характеризуют стиль работы фрилансеров работодатели. Принято считать, что это недисциплинированные работники, хотя потенциально очень ценный ресурс. Как минимизировать риски, нанимая фрилансера, — об этом рассуждали герои очередного «Бизнес-задачника».

Когда очередной фрилансер исчез на полтора месяца, тогда как собирался решить задачу «сегодня же вечером», директор вышел из терпения и решил проучить непрофессионального подрядчика — для начала написал в «арбитраж» фриланс-биржи. Знакома ли вам такая ситуация и как решаете проблему в таком случае — об этом спросили бизнесменов.

  • Марат Машков

    Марат Машков основатель компании «Цифровая Культура»

    Начиная работу с фрилансером, нужно в первую очередь для себя уяснить, что этот человек никоим образом, кроме небольших денег, не мотивирован делать для вас работу качественно и в срок. И уровень ответственности его очень низкий.

    Это не значит, что «с фрилансерами нельзя работать!» — просто нужно это учитывать и не питать никаких иллюзий.

    Не ограничивайте поиск фрилансера своим регионом. Часто заказчик почему-то ищет фрилансера обязательно из Казани, хотя преимущество фрилансеров как раз в том, что можно найти человека из другого региона, дешевле и более ответственного. Казанские специалисты в большинстве своем дорого берут и плохо работают.

    Ищите фрилансера, который уже решал именно такую задачу, которую вам нужно решить. Если вам нужен дизайн сайта для юридического агентства, значит, надо искать не просто «дизайнера», а «дизайнера, который делал сайты для юридических агентств». А еще лучше — «дизайнера, который делал дизайн для юридических агентств с таким же набором услуг, как у вас». А в идеале — «дизайнера, который делает дизайн только для юридических агентств с таким набором услуг, как у вас».

    Если есть задача по программированию — значит, нужно искать того, кто решал именно такую задачу, желательно вплоть до нюансов.

    Обязательно внимательно изучайте портфолио фрилансера. Ищите работы, которые бы вам понравились, в «вашем стиле». Если работы дизайнера вам нравятся, но вам «хотелось бы чего-то другого», — не стоит надеяться, что этот дизайнер хорошо «сделает что-то другое».

    Дробите крупную задачу на мелкие части (лучше на микроскопические) и выдавайте их фрилансеру по одной. Оплату также производите мелкими частями за выполненную работу.

    Например, если вам нужен дизайн сайта — не нужно заказывать сразу прорисовку полностью всех страниц за 30 тысяч рублей (да, даже и за 5 тысяч не стоит). Попросите сначала нарисовать один экран одной страницы (даже не страницу целиком, а именно один блок). Это будет стоить существенно дешевле, это будет сделано быстрее, и вы сразу поймете — имеет ли смысл продолжать с этим человеком работу.

    Просто скинуть крупную задачу и ждать результата через месяц не получится — нужно взаимодействовать с фрилансером постоянно, принимая и выдавая мелкие задачи.

    Первую мелкую задачу дайте не одному, а двум—трем фрилансерам. Это в любом случае будет дешевле, чем обращаться в студию или нанимать специалиста. Нарисовать один экран одной страницы может стоить 500—1000 рублей, соответственно, на 2—3 фрилансеров уйдет 1500—3000 рублей.

    Зато вы сможете оценить три разных варианта, плюс выбрать того, с кем будет комфортнее работать.

  • Станислав Голоднов

    Станислав Голоднов владелец компании аАкцент

    При подборе фрилансера необходимо понимать, что профессионалы не работают без предоплат. Если фрилансер слишком легко идет на условия постоплаты, значит, у него слишком маленькая загрузка, у хорошего фрилансера, как правило, есть небольшая очередь. Большое значение имеют оценки в рейтинге биржи фрилансеров. Я не советую работать с фрилансером, если у него более трех негативных отзывов. Если научиться правильно подбирать подрядчика, фрилансеры могут быть очень интересным вариантом решения задач.

  • Азамат Сабиров

    Азамат Сабиров генеральный директор агентства AVT

    Мы находимся в такой ситуации с одним фрилансером, который работает как ИП. К сожалению, обещанного качества мы не увидели и, скорее всего, уже не увидим. Смысла экспериментировать с фрилансерами больше нет, будем выбирать проверенные студии. Хотя могу сказать, что и с ними не все просто. Сейчас у многих достаточно низкая планка качества, к сожалению. Очень советую внимательно отнестись к договору и четко прописать задачи и сроки и штрафные санкции за невыполнение условий. Нужно все прописать досконально.

  • Даниил Лазарев

    Даниил Лазарев генеральный директор VIRUS SMM

    Имея многолетний опыт работы с фрилансом, скажу точно — на данном рынке это совершенно обычная ситуация. Действительно, среди фрилансеров много безответственных исполнителей, которые могут пропасть/сдвинуть сроки/сдать некачественную работу. Но удаленный исполнитель может потребоваться когда угодно и на что угодно. Поэтому я советую научится работать с этим прекрасным ресурсом, а не отказываться от него. Секрет успеха, наверное, как и во многом, кроется в глубоком погружении в процесс подбора исполнителя.

    Обращайте внимание на рекомендации других заказчиков. На фриланс-биржах они обычно есть в соответствующем разделе профайла исполнителя. Акцентируете внимание на дате последних отзывов, их содержании и количестве. Не советую работать с исполнителем, у которого меньше 30 положительных отзывов/есть отрицательные/последний отзыв оставлен более 2 месяцев назад. Также попросите у кандидата минимум три контакта последних заказчиков и пообщайтесь с ними на тему качества работы. Хороший исполнитель будет рад похвалиться рекомендациями, и наоборот — плохой будет уходить от подобного запроса.

    Успешные кейсы. Ознакомьтесь с последними примерами успешных работ. Рекомендую подбирать исполнителя, который уже имеет опыт работы с компанией, подобной вашей.

    Если фрилансер пытается скорее получить от вас предоплату, не пытается разобрать поставленную задачу и поделиться с вами примерным планом по ее решению — не стоит работать с таким человеком.

    И еще две рекомендации. Не стоит охотиться за двумя типами фрилансеров: которые работают без предоплаты; имеют суперрепутацию. Первые, как правило, начинающие исполнители — могут сдать некачественную работу или сдвинуть сроки.


    Вторые в большинстве своем самостоятельно не выполняют работы и часто передают работу на подряд менее «популярным» исполнителям. Если у такого фрилансера нет прокачанных менеджерских навыков, то риск получить некачественную работу или сдвинуть срок остается.


    Идеальный вариант — подобрать исполнителя, который находится на пике своей специализации, имеет хорошую репутацию и держится за каждого клиента.

  • Роман Егоров

    Роман Егоров владелец салона «Ромино»

    Знаете, какое первое правило у аферистов? «Честного человека обмануть нельзя». Если присмотреться к любому трудовому конфликту, то окажется, что изначально кто-то хотел слукавить — обойти закон, избежать ответственности, а может — изначально не планировал выполнять обязательства. К примеру, один не заключил договор, чтобы не платить налоги, а другой не захотел четко формулировать объем и качество работ, чтобы не брать на себя ответственность.

    Ситуации могут быть разные, но смысл всегда один — если все делать честно, то проблемы быть не должно. Сегодня российское законодательство позволяет защитить как права работодателя, так и права работника, и фрилансеры не исключение. Все это — частные случаи низкой правовой культуры. До сих пор, к сожалению, нет привычки у наших людей читать договор (и даже заключать его), отстаивать свои права, а это необходимо каждому. Нам нужно уважать и себя, и друг друга. А для себя я давно решил — если меня обманул или разочаровал сотрудник, значит, это именно я неправильно выстроил отношения, нечетко сформулировал задачу. И жаловаться здесь не на кого.

  • Екатерина Солягина

    Екатерина Солягина операционный директор кэшбэк-сервиса и CPA-платформы ePN.bz

    Для успешной работы с фрилансерами руководитель в первую очередь должен понимать, что организация рабочего процесса полностью будет лежать на его плечах.

    1. Общайтесь с кандидатами лично. Не останавливайтесь только на изучении отзывов и готовых работ. Только на собеседовании станет ясно, сработаетесь вы над совместным проектом или нет. Не останавливайте выбор только на одном кандидате — задумайтесь над альтернативной.
    2. Грамотно ставьте задачи. Если вы сами не вполне понимаете, какую задачу необходимо решить, то не надейтесь, что за вас это сделает фрилансер. Не жалейте времени на детальное описание технического задания. Оно необходимо как для погружения самого фрилансера, так и для приемки конечного результата. Более того, при описании ТЗ вы, скорее всего, столкнетесь с рядом принципиально важных вопросов, о которых вы не задумывались ранее. Своевременное решение таких вопросов сильно повлияет на конечный результат.
    3. Контролируйте. Фрилансер отличается от простого работника только тем, что он работает удаленно. Если вы отдали задачу и указали только срок приемки, результат вас сильно разочарует. Контроль также поможет не проспать тот момент, когда текущего фрилансера можно поменять на альтернативного, не потеряв слишком много времени.

  • Артем Тяжелов

    Артем Тяжелов директор сетей «Пирушка», Beerpoint, Top Hop bar

    В нашем бизнесе сотрудники вне штата — это редкость. Бизнес крайне операционный. Но уверен, что в случае фриланса, как и в случае с любым штатным сотрудником, самое главное — это профессионализм работника. Поэтому все зависит от людей, а также от личности руководителя — как он ставит задачу, как контролирует ее. И здесь опять же нет разницы — это один и тот же менеджмент: что во фрилансе, что в кабинете.

  • Александра Лебедева

    Александра Лебедева региональный директор компании Lindstrom

    Мы пользуемся услугами рекрутеров-фрилансеров, которые раньше работали с нами по подбору персонала в крупных рекрутинговых компаниях, а потом по тем или иным причинам решили самостоятельно заняться подбором персонала. Причем зачастую это не приводит к значительной финансовой экономии — мы не стремимся занижать их гонорары. Но в подборе персонала решающую роль играет профессионализм рекрутера — и поэтому фриланс здесь вполне оправдан. Но был и другой случай, когда мы решили оптимизировать маршрутную сеть и обратились за помощью к логистам. В результате мы не получили какого-то значимого результата, хотя потратили много времени на консультации и обсуждение проекта. Что, на мой взгляд, надо учитывать при работе с фрилансерами: если роль эксперта отдается фрилансеру (т.е. он знает о конечном продукте намного больше, чем вы), то критично, чтобы фрилансер знал и понимал специфику именно вашего бизнеса. Если вы хотите дать на фриланс разовый проект, необходимо запланировать на начальном этапе достаточно времени, чтобы фрилансер познакомился с особенностями бизнеса и понял все детали, — так же, как и в работе с внутренними сотрудниками, при делегировании работы очень важна постановка задачи. Она должна быть максимально конкретной и понятной для фрилансера. Обязательно подготовить ТЗ в письменном виде со всеми подробностями — «семь перпендикулярных красных линий, часть из которых либо прозрачные, либо зеленые», и встретиться для обсуждения задания и прояснения вопросов. Точки контроля до завершения задания помогут выявить и прояснить непонимание и избежать переделки на финальном этапе, когда сроки горят, а «продукт» еще сырой. При работе с незнакомыми вам лично людьми важно проверить рекомендации от предыдущих заказчиков — обязательно планируйте время на выполнение работы с запасом на непредвиденные обстоятельства и проговаривайте важность соблюдения сроков в начале сотрудничества. Задайте вопросы, над какими еще проектами работает фрилансер, насколько он загружен и какие форс-мажоры могут случиться и повлиять на ваш проект, и учитывайте эту информацию при планировании. Не делайте больших различий между фрилансерами и собственными сотрудниками, планируйте с запасом, контролируйте выполнение поэтапно — и будет вам счастье в виде выполненной работы точно по вашим требованиям и в срок.

  • Дмитрий Лукьянов

    Дмитрий Лукьянов продюсер, артист, основатель DLSHOW

    И в своих проектах, ориентированных на массового потребителя (шоу, медиа, ивенты), и в личных задачах я довольно часто обращаюсь к различного рода фрилансерам. Для этого у меня есть постоянные аккаунты в соцсетях, специализированных ресурсах, типа, «Юду», где я создаю задания. И действительно, фрилансеры бывают более оперативны, легки на подъем, бюджетны. И конечно же, в этом их конкурентное преимущество. Но их «перебивает» единственный минус — необязательность. Довольно часто фрилансеры быстро «забывают», о чем договорились — могут не приехать, не выполнить задачу, выполнить так, как удобно им, а не мне. Безусловно, подобное отношение связано с размером гонорара. Если гонорар высок, то активность фрилансера также высока. Можно всегда говорить о премиях за точно и своевременное выполнение задания. А вот то, что работает эффективно — если фрилансеру «выгодно» сотрудничать с тобой по иным — не материальным — причинам. Как это? Конечно же, имя и возможность положить этот кейс в портфолио. Мои фрилансеры — участники подчас масштабных событий. И это их может мотивировать. Также я предлагаю исполнителям (помимо гонорара, естественно, но который может быть соизмеримо меньше) билеты на мероприятия (и иные возможные нематериальные блага) для их близких и друзей.

Айгуль Чуприна

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Бизнес

Новости партнеров