Хадж в Домодедово: 350 мусульман десять дней не могут вылететь в Мекку

По словам паломников, их подвели фирмы, продавшие туры, и посольство Саудовской Аравии в Москве, у которого… сломался аппарат по распечатке виз

350 мусульман застряли в аэропорту Домодедово в ожидании вылета для совершения хаджа. Это жители Башкирии, Челябинской области, Мордовии, Екатеринбурга, есть и из татарстанского Кукмора. Большинство паломников в ожидании вылета находятся в международном терминале два дня. Несколько десятков человек, жители Челябинской области, в Москве с 12 августа. Турфирма обещала отправить их 14 числа, потом начала «кормить завтраками» и вовсе исчезла. Большинство хаджиев — пожилые люди, которые не могут постоять за себя и боятся придавать огласке проблемы. В публичное пространство скандал вышел благодаря блогеру. Выяснилось, что виноваты не только турфирмы. Подробности — в материале «Реального времени».

12 дней ожидания, или Домодедово вместо Мекки

Тур до Домодедово по цене хаджа, и вместо семи обходов вокруг Каабы — семьдесят раз вокруг Москвы по МКАД: 350 мусульман из российских регионов, которые год готовились к самой важной поездке в своей жизни, вынуждены сидеть в аэропорту. Для большинства сегодня — третий день, для нескольких десятков паломников из Челябинской области — 12-й. По данным ДУМ Москвы, пострадали клиенты двух компаний — «Урал Сервис» и «Тюльпан тревел».

— Их самолет должен был улететь 14 августа, но ближе к 12 числу им позвонил представитель турфирмы и сказал, что вылет, возможно, на несколько дней задержится. Руководитель группы все равно принял решение ехать, потому что прожить в Подмосковье 4 дня проще, чем менять билеты: лето — билетов в плацкартный вагон может и не быть… Но когда они приехали, дирекция турфирмы перестала брать трубку. Прошло 5—6 дней, и им объяснили, что вылет задержался не на 4 дня, а на 10, но они и 22 августа не смогли вылететь, — рассказал «Реальному времени» блогер Расул Тавдиряков.

К этому времени в Домодедово начали приезжать паломники из других регионов — Башкирии, Екатеринбурга, Мордовии, Татарстана.

— Обещали, что сегодня уедем, но говорят, что нет визы, говорят, что и квот нет. Как продали путевки — непонятно. Сказали, чтобы ждали до завтрашнего вечера. Не знаю, улетим или не улетим, — рассказала Зульхиджа из Уфы.

Три бутылки воды в качестве компенсации за сорванный тур

Большинство хаджиев — пожилые люди, жаловаться в интернете они не умеют. В публичное пространство скандал с турами в хадж вышел благодаря блогеру Расулу Тавдирякову. Он несколько суток провел в аэропорту, вел прямые трансляции.

«А я напоминаю, в Домодедово второй день находятся 50 человек из Башкортостана в ожидании обещанного полета. Москвичи, накормите стариков!!! Они готовы купить. Просто организуйте доставку до аэропорта горячей домашней еды», — бросил клич Расул Тавдиряков.

Через несколько часов в аэропорт начала поступать продовольственная помощь. «Первыми откликнулись наши братья из таджикской диаспоры Домодедово. С самого утра они готовили у себя плов и сразу же по готовности доставили его к нашим братьям. ДУМ Москвы и фонд «Закят» также не остались равнодушными к ситуации SOS наших единоверцев. Активисты Дискуссионного молодежного мусульманского клуба при ДУМ Москвы и Центрального региона везут свыше 100 порций ужина», — отчитывался Тавдиряков в «Фейсбуке».

— У ДУМ Москвы в Домодедово открыта молельная комната, и у нас там постоянно находится человек, — рассказала «Реальному времени» Амина Беджиева, представитель пресс-службы ДУМ Москвы. — От него мы и узнали о проблеме паломников. К сожалению, они были рассредоточены, поэтому мы не сразу узнали об их количестве. Фонд «Закят» откликнулся сразу. Мы сразу привезли несколько упаковок воды и несколько больших коробок фиников, затем привезли горячую еду: манты, лепешки. Потом организовали горячий ужин, и тем, кто сегодня оставались, — завтрак и горячий обед. Кроме нас, таджикская диаспора плов привозила, татарская диаспора помогала.

От фирм, у которых старики купили путевки, судя по видеокомментариям от паломников, не было никакой помощи. На одном из видео пожилой мужчина жалуется, что турфирма, которая отправила его в хадж, в качестве компенсации за задержку рейса выделила… три бутылки питьевой воды.

— В хадже такое бывает, когда люди выезжают и ждут некоторое время, — пояснила Беджиева, — но они («Тюльпан тревел» и «Урал сервис», — прим. ред.) им не обеспечили ни питание, ни проживание. «Тюльпан тревел» поселил своих паломников в отвратительный хостел с клопами (у нас есть видео). Люди были вынуждены вынести матрасы и спать на улице. В той группе была беременная женщина, очень много стариков по 70—80 лет. Три бутылки воды на группу, которые операторы привезли, — это смешно. Бутылка воды в аэропорту стоит 100 рублей. Халяльной еды вообще нет. Нам непонятна ситуация, почему компании оставили людей и никак им не помогали.

Версия организаторов хаджа: виноват зависший компьютер консульства

К этому времени начала проясняться истинная причина задержки вылетов. Верующие, застрявшие на несколько суток в аэропорту, были из числа тех, кто попал в дополнительную квоту. 3000 мест Саудовская Аравия выделила для россиян в последний момент.

— В прошлом году был недобор — 21 тысячу дали, а улетели 15 тысяч, и в позапрошлом — так же. Саудовцы сказали, что если мы не будем набирать, то они урежут. Поэтому, когда в этом году квоты разделили между участниками рынка, они решили брать людей с запасом — например, досталось им 2000 квот, а они набрали 2500 — перехватывали клиентов друг у друга. Получился перебор, они попросили саудовцев дать дополнительные квоты, — рассказал Тавдиряков «Реальному времени».

Почему проблемы возникли именно с теми, кто попал в этот дополнительный список, объяснил Марат Якупов, директор казанского туроператора «Тюльпан тревел», туристы которого тоже застряли в аэропорту.

— Наша версия: возможно, это произошло из-за того, что база (консульства Саудовской Аравии, — прим. ред.) была рассчитана на 20 тысяч, а эти три тысячи человек зависли в системе, и не получилось распечатать электронные визы и наклеить их в паспорта. Мы с воскресенья находились в консульстве и ждали того момента, когда начнется выдача виз. Было два экстренных совещания, они пытались уладить технические неполадки и вчера в 19.00, уже в нерабочее время, начали печатать визы. В течение двух часов в наши 240 паспортов визы наклеили. И вчера вечером 90 человек вылетели. Еще три группы вылетят сегодня, — рассказал «Реальному времени» Марат Якупов.

Амина Беджиева подтвердила, что действительно изначально проблема была в принимающей стороне — сломался принтер, печатающий визы. Однако в ДУМ Москвы отметили, что, даже если учесть поломку принтера, случай с застрявшими паломниками — вопиющий.

Расул Тавдиряков заметил интересную закономерность, проведя с паломниками несколько дней в аэропорту.

— Я могу догадываться, но все, кто не улетел вовремя, были с дешевыми турами. Может, они отправили изначально тех, кто купил дорогие туры, а те, кто дешевые, — ну не улетят — не улетят, не много потеряют, — предполагает блогер.

Стоимость «дешевого» тура варьируется от 90 до 120 тысяч рублей. «Дорогие» начинаются от 200 тысяч.

«Такие «непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры» на самом деле, скорее всего, беспечность и непрофессионализм»

По данным на 15.00 24 августа, все паломники начали проходить паспортный контроль, в ближайшее время самолет с ними вылетит.

— «Урал сервис» отправил своих вчера в ночь, — говорит Беджиева. — «Тюльпан тревел» не смог отправить вчера, отправили сегодня. Улетели они в 16.45. Но сейчас в аэропорт приехали еще 80 человек. У одних рейс будет в 11, у других — завтра, и они будут ночевать в аэропорту. Фонд «Закят» им сейчас опять везет еду. Мы их поддерживаем, чем можем. Совет муфтиев России, ДУМ Москвы и дальше будут отслеживать их судьбу.

Между тем у тех, кто уже приземлился в Дубае, приключения не закончились. Еще не добравшись до Мекки, они уже вынуждены тратить свои деньги на то, что должна была обеспечить их фирма. «Теперь с нас взяли по 100 долларов, обещали вернуть в Мекке. Наш оператор не оплатил автобусную перевозку. Приключения продолжаются», — пишет один из хаджиев.

— Такие «непредвиденные обстоятельства и форс-мажоры» на самом деле, скорее всего, беспечность и непрофессионализм и происходят практически каждый год, — говорит Расул Тавдиряков.

Одна из фирм, чьи туристы застряли в Домодедово, а некоторые не получили квот, — «Урал Сервис». «Если это московский «Урал Сервис», то он второй год не был аккредитован на хадж, то есть, получается, вообще не имел право на организацию хаджа», — комментируют в соцсетях. Как и от кого аккредитовался «Урал сервис», в ДУМ Москвы не знают. По словам Амины Беджиевой, от Совета муфтиев России в этом году аккредитован только «Муслим тур», и с их паломниками таких ЧП не случалось.

В «Урал Сервисе» телефон недоступен. Судя по гневным отзывам на портале «Халяль Гид» за последние несколько дней, пострадавших от их действий или бездействия много: «В этом году приобрели путевки в хадж, заплатили в феврале 2017 года, помимо моих родителей еще двое моих близких родственников так и не смогут совершить хадж, как оказалось, не хватило квот, об этом нам стало известно примерно 20 августа 2017 года! Теперь будем возвращать деньги, родителям — не знаю, как сказать!»

— Туроператоров, организующих хадж много, но они каждые несколько лет меняются, периодически возникают скандалы, дележ квоты — это же большие деньги. Раньше был «Идель хадж» — надежный оператор, но в этом году его не слышно… В этой сфере постоянные брожения, нет такого, чтобы был один рекомендованный бренд, все хаотично и нет стабильности на рынке, — высказался Расул Тавдиряков.

По сути, это такие же туроператоры, и ответственность должны нести, как и операторы, организующие светские путешествия, но, несмотря на скандалы, которые возникают практически каждый год, дальше возмущений на кухне не идет.

— Люди в хадж едут в основном престарелые, они не знают, как защищать свои права, они даже видеоинтервью боятся дать — мало того что они престарелые, они в основном из деревень — 80 процентов, и поэтому такие скандалы, как правило, в публичное пространство не выходят, — рассказал Тавдиряков.

Хадж-индустрия России: 10 туроператоров, десятки турагентов и «максимально комфортные условия для паломников»

Ранее «Реальное время» писало, что всего в России существует 8—10 туроператоров, имеющих право на организацию хаджа, число их постоянно меняется. Так, в этом году не были аккредитованы московский оператор «Урал Сервис» (не аккредитован уже второй год) и «Вокруг света», ранее аккредитованный от ДУМ Ингушетии. В 2017 году вместо «Вокруг света» оператором в Ингушетии стал «Иман тур». Второй новичок — туроператор из Дагестана «Дарта». Туроператоры, аккредитованные на хадж в 2017 году, были определены 14 марта на Совете по хаджу, который возглавляет уполномоченный по вопросам организации хаджа при правительстве РФ Ильяс Магомед-Саламович Умаханов. Кроме хадж-операторов, аккредитованных духовными управлениями и религиозными организациями России на хадж в 2015—2017 годах, действуют и турагенты. Мусульмане имеют право и могут совершить хадж через любого хадж-оператора из любого региона. Отметим, что к работе с хаджиями допускаются только организации, у которых уже есть лицензия и аккредитация Ростуризма.

Стоимость хаджа в 2017 году выросла на несколько процентов. На повышении цен, как отметили участники рынка, сказалось создание «максимально комфортных условий для паломников» властями Королевства Саудовской Аравии. В частности, так как в этом году хадж придется на август, а это наиболее жаркое время года в КСА, организаторы обещали установить в палаточном городке на территории долины Мина и горы Арафат противопожарные палатки с кондиционерами. Кроме того, обновлен и автобусный парк, что сказалось на росте цен на наземное транспортное обслуживание.

Квота для Татарстана в 2017 году — 1200 человек. Только в 2014-м и 2015 году она была выше и составляла 1800 и 1500 человек соответственно. Отметим, что из 1500 мест в 2015 году Татарстан занял лишь 750, остальные остались невостребованными.

Дарья Турцева, фото Расула Тавдирякова

Новости партнеров