Cкучно за рулем: зависимость от соцсетей у водителей оказалась выше чувства ответственности

Четверть опрошенных автолюбителей признались, что проверяют мессенджеры и свои аккаунты во время движения

Аналитическое агентство «Автостат» и журнал «За рулем» провели исследование среди водителей. Оказалось, что четверть автомобилистов проверяют соцсети или мессенджеры, правда, только на светофорах или в пробке. 74% из зависимых от соцсетей рассказали, что пользуются «ВКонтакте», 46% — смотрят видео в YouTube. Эксперты утверждают, что соцсети отвлекают водителя гораздо больше, чем разговоры по телефону за рулем, а заглядывать в них начинают от скуки — от общения в интернете современные водители получают больше удовольствия, чем от вождения авто. Подробности в материале «Реального времени».

Четверть пользуются соцсетями на светофорах, 6 процентов — всегда

Согласно исследованию, которое провело аналитическое агентство «Автостат», большинство автомобилистов (68%) показали себя как дисциплинированные водители и ответили, что не притрагиваются к смартфону во время движения. Однако тех, кто проверяет соцсети или мессенджеры, находясь за рулем автомобиля, оказалось немало — 25,8% водителей. Правда, с уточнением, что они делают это только во время остановки — на светофорах или в пробке. 6,2% опрошенных признались в том, что, даже управляя авто, не могут отказать себе в искушении заглянуть в смартфон, потому что «важно быть в курсе событий». Однако нельзя исключать и то, что далеко не все были в своих ответах искренни.

Согласно исследованию, самыми популярными соцсетями в России среди водителей являются «ВКонтакте», YouTube, «Одноклассники» и Facebook. «ВКонтакте» пользуются 74,2%. 46% смотрят видео в YouTube. 43% предпочитают «Одноклассники», 39% — Facebook, 26,5% — Instagram.

Исходя из этой статистики, можно сделать интересные выводы. Так, согласно исследованию Brand Analytics, основная аудитория «ВКонтакте» — это люди от 18 до 34 лет, мужчин и женщин поровну. То есть основная масса нарушителей, отвлекающихся от управления авто на соцсети, — молодые водители. Характерный пользователь Instagram — девушка до 25 лет. Половина пользователей «Одноклассников» — люди в возрасте от 25 до 44 лет, еще четверть — от 55 и старше. То есть даже опытные водители отмечают в себе зависимость от мессенджеров и социальных сетей.

Смартфонозависимые — будущие покупатели беспилотных автомобилей

Авторы исследования пришли к неожиданному выводу: толкает водителей на использование смартфона за рулем скука. По словам главы общественного движения «Синие ведерки» Петра Шкуматова, использование гаджетов — это дух времени, и глупо коротать часы в пробке, уткнувшись не в смартфон, а в бампер впереди стоящего автомобиля.

— Считаю, что, если подходить к этой данности нашего времени разумно, ничего страшного в этом нет. Иногда я и сам просматриваю какую-то информацию в пробке — все зависит от движения. А вообще, эти 25,8% плюс 6,2% — потенциальная аудитория будущих беспилотников. Эти водители с удовольствием пересели бы в автомобиль, который управляется компьютером, чтобы тратить это время на общение. Вождение они воспринимают как утомительную нагрузку. Эти люди сильно зависят от информации, им необходимо постоянно ею обмениваться, поэтому беспилотные автомобили имеют очень большую перспективу и преимущество. Скорость, драйв, удовольствие от вождения — для оставшихся 68%, и эта часть со временем будет только сокращаться, — говорит Шкуматов.

За рулем нельзя только говорить по телефону?

Впрочем, он, скорее, исключение. Большинство экспертов сходится во мнении, что находясь за рулем — пробка это или движение, пользоваться смартфоном опасно. Административная ответственность в виде 1500 рублей штрафа введена за «пользование во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук». Многие трактуют это как разговоры за рулем — в тексте ПДД фигурирует именно слово «переговоры». В 2015 году зампред комитета по госстроительству Госдумы Вячеслав Лысаков предлагал ввести штраф за «любые манипуляции с гаджетами», однако реализации инициатива не получила.

В США правила дорожного движения строже: в штате Нью-Йорк, если водителя три раза засекут за разговоры или набор смски за рулем, то на четвертый лишат прав. При этом штраф за первый проступок составляет 50—200 долларов, за последующие — до 450 долларов. Вместе с тем там есть специальные зоны, где водитель может остановиться и делать с телефоном все что ему нужно.

Наши руки не для скуки: чем заняться за рулем?

Эксперты заявляют, что просмотр и набор сообщений в мессенджерах намного опаснее, чем разговоры по телефону за рулем.

— У человека уходит зрительный контакт с дорогой. Когда он разговаривает, он контролирует движение автомобиля визуально, а в данном случае и этот контроль утрачивается, а на дороге достаточно полсекунды, чтобы получить проблему, — говорит профессор Эдуард Якупов, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КГМУ.

Якупов сейчас проводит другое исследование, связанное с вождением автомобиля, в частности со спонтанным сном за рулем. По его словам, большинство людей обладают тоннельным мышлением, то есть могут сосредоточиться только на одной задаче — вождении. Крайне мало людей, которые могут совмещать два процесса сразу, поэтому даже разговоры с «хэндс фри» он считает опасными.

Об этом же говорит и руководитель школы высшего водительского мастерства Олег Шатов — отвлекаться не следует даже в пробке.

— Именно в пробках и при вялотекущем движении происходит много мелких аварий из-за того, что человек начинает распределять внимание на всякие ненужные вещи, — говорит Шатов.

Мысль о том, что соцсетями водители пользуются от скуки, он частично разделяет:

— Водитель не хочет смотреть, не хочет анализировать дорожное движение, поведение других водителей. Люди сейчас обленились настолько, что и поворотники лень включать, в зеркала лень смотреть. Водители не делают даже половины того, что должны делать за рулем, вот им и скучно. По идее, машины с автоматической коробкой передач хороши тем, что позволяют сосредоточиться на дорожном движении, а народ считает, раз не надо ничего переключать, значит, можно в телефоне покопаться. В дорожном движении много интересного происходит, и у водителя не должно быть времени на что-то другое, — говорит Олег Шатов.

«Стучать» на болтливых водителей приучат «безлошадных»

Проблема использования гаджетов за рулем действительно существует. За три первых месяца 2017 года 900 татарстанских водителей оштрафовали за разговоры по телефону — это учитывая, что правонарушение достаточно сложно доказать. Автоматические камеры его не фиксируют, экипажей на дорогах мало, да и для определения вины водителя только показаний инспектора недостаточно. Такой штраф запросто можно оспорить, а видео, которое снимает сотрудник, как правило, бывает низкого качества, и понять по нему, что водитель разговаривает по телефону, бывает сложно.

В июне 2017 года Министерство информатизации и связи добавило категорию «Использование телефона во время движения» в приложение «Народный инспектор», к 22 августа сюда поступило 180 уведомлений. В основном нарушения фиксируют из окон бокового и заднего вида пассажиры проезжающих мимо автомобилей, а также из общественного транспорта. УГИБДД МВД по РТ рассмотрело 106 заявок, 26 отклонили в связи с отсутствием состава правонарушения.

Были и трагические случаи, связанные с использованием гаджетов за рулем автомобиля. В марте 2017 года жительница Казани погибла при столкновении с пассажирским автобусом на 10-м километре трассы Казань — Дубъязы. Управляя автомобилем Daewoo Matiz, девушка вела прямую видеотрансляцию для своих подписчиков в социальной сети «ВКонтакте». В этом ДТП пострадали водитель автобуса и пять пассажиров, в том числе 7-летний ребенок.

Дарья Турцева

Новости партнеров