«Не спи, умрешь!». В Татарстане будут лечить водителей, засыпающих за рулем

Как татарская кухня сделала сон за рулем одной из особенностей нашего региона

В Казани будут лечить водителей, засыпающих за рулем. Согласно исследованию, проведенному кафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики Казанского государственного медицинского университета, проблема так называемого апноэ сна в Татарстане чрезвычайно распространена, и ДТП, произошедших по этой причине, много. «Реальное время» поговорило с автором исследования завкафедрой КГМУ, сомнологом Эдуардом Якуповым, который рассказал, что в том, что татарстанцы засыпают на ходу, виноваты особенности национальной кухни. Кто больше всего подвержен болезни и на что точно не надо тратить деньги, чтобы научится высыпаться ночью — в материале «Реального времени».

«Солнечный день, сухая дорога и вдруг необъяснимо он выезжает на встречную полосу и разбивается насмерть»

Пилотный проект «Не спи за рулем» стартовал при участии Управления здравоохранения по Казани, Министерства здравоохранения Татарстана, Управления ГИБДД МВД по РТ, сомнологического центра Научно-исследовательского медицинского комплекса «Ваше здоровье» и Казанского государственного медицинского университета.

В его рамках планируется обследовать полторы тысячи водителей татарстанских предприятий — ПАТП 2, ПАТП 4 и «Буревестник», занимающихся пассажироперевозками. Цель — выявить группу риска, а точнее — водителей, которые могут уснуть за рулем, и назначить им лечение.

— Один из первых вопросов, который я задаю — «А засыпаете ли вы за рулем?». И слышу очень часто утвердительный ответ. Проект был поддержан ГИБДД, они знают о проблемах сна за рулем и видят раньше всех последствия этих страшных аварий. Понимают, что солнечный день, сухая дорога, и вдруг необъяснимо он выезжает на встречную полосу и разбивается насмерть. Человек не может предотвратить это, потому что засыпает внезапно. Он не управляет этим обстоятельством, — говорит завкафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КГМУ Эдуард Якупов.

Эдуард Якупов: «Человек не может предотвратить это, потому что засыпает внезапно. Он не управляет этим обстоятельством». Фото klinika-zdorovya.info

Болезнь, когда человек буквально вырубается на ходу называется синдром апноэ сна. Она чрезвычайно распространена, но плохо изучена. И многочисленные смертельные ДТП — одно из прямых последствий.

— Я подчеркну — даже врачи плохо знают эту проблему — синдром апное сна. Это состояние, при котором внешне человек живет, работает как обычно, у него ничего не болит. Но ночью он храпит, иногда близкие замечают, что среди ночи он перестает дышать, а днем и утром он сонлив. Очень страшно то, что сонливость проявляется, когда он сидит за рулем или находится в спокойном состоянии. А длительная езда за рулем — это убаюкивающее состояние, — говорит Якупов.

Особенности национальной кухни, как фактор риска

Научно-исследовательская группа, работающая над изучением синдрома апное сна провела скрининг татарстанцев. Оказалось, что в республике эта проблема довольно распространена. В первую очередь, такие данные сформировались, потому что исследование проводилось в основном в Татарстане, а во-вторую очередь, пришел к выводу Эдуард Якупов, — из-за особенностей национальной кухни. Обилие мучного, картофеля, мяса и дефицит в меню овощей и фруктов приводит к излишнему весу, который считается одним из факторов, приводящих к этой проблеме.

— Тучные мужчины с короткой шеей находятся в группе риска, но, к сожалению, и худощавые люди имеют эти проблемы, и мы в сомномологическим центре с этим сталкивались, — говорит Якупов.

Все участвующие в скрининге должны были ответить на множество вопросов — среди них есть специфические, которые требуют анализа, но есть и прямые, ответив на которые, любой водитель может заподозрить у себя заболевание или исключить себя из группы риска.

— Первое — это выраженная дневная сонливость, не связанная с усталостью или бессонницей накануне, когда человек засыпает за рулем или если оставить его в покое. Второе — это ночной сон — храпит ли он или замечается остановка дыхания во сне. Третье — это трудно управляемая артериальная гипертенция, которая не снимается препаратами, четвертое — большой вес. И вес, кстати, не контролируется с помощью диеты. Человек ничего не ест, но все равно толстеет, так как ночью у него происходит тяжелый гуморальный взрыв, и гормоны, которые отвечают за вес, бьют по всем органам и системам, — объясняет Эдуард Якупов.

«Мозг утомляется и включает сигнал, что надо отдохнуть то есть заснуть»

Проект «Не спи за рулем» социальный и, по словам Якупова, дорогостоящий. Водителям из группы риска будет проведено углубленное обследование, которое заключается в изучении сна На одну ночь его пригласят выспаться под контролем врача и оборудования, которое фиксирует активность мозга, дыхания — всего 30 параметров.

— Мы не планируем «выстригать» деньги с государства, будем привлекать фонды, чтобы они помогли нам сделать до конца этот проект. Следующим шагом станет подготовка полиграфической продукции — это информационные буклеты, памятки для фельдшеров автотранспортных предприятий, который помогут при приеме на работу выделять людей из группы риска, насторожиться и провести обследование, чтобы быть спокойными за жизни людей, которых они перевозят, — говорит Якупов.

Кроме апное сна есть еще одна проблема — утомляемость. «Абсолютно здоровый человек, не храпун, но он сидит за рулем больше положенного времени по 12—15 часов. Мозг утомляется и включает сигнал, что надо отдохнуть то есть — заснуть, а то, что это происходит за рулем, мозг не волнует, и человек под утро уезжает в кювет».

— В феврале будет конференция, посвященная БДД, и первые результаты работы мы там доложим и обсудим проблему «диких» перевозчиков, которые не занимаются аспектами здоровья своих сотрудников, и у них во главе угла — только прибыль. Это большой вопрос, который должен найти свое отражение на уровне правительства, — считает Эдуард Якупов.

Эдуард Якупов: «В феврале будет конференция, посвященная БДД, и первые результаты работы мы там доложим и обсудим проблему «диких» перевозчиков, которые не занимаются аспектами здоровья своих сотрудников и у них во главе угла — только прибыль». Фото seti.ee

«Если водитель смотрит на дорогу — это еще не означает, что он не спит»

Еще одна проблема водителей, которую озвучивают сомнологи, это сон с открытыми глазами.

— Вот почему с водителями надо всегда разговаривать ночью, следить за тем, чтобы они бодрствовали. Потому что если водитель смотрит на дорогу (я вам говорю парадоксальные вещи, но это так) это еще не означает, что он не спит, — говорит завкафедрой неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики КГМУ.

В России проблемы со сном наблюдаются примерно у 30 процентов населения, эти цифры сопоставимы с данными по Европе и США. Намного меньше страдают жители Индии и Японии — благодаря особенностям питания и образу мышления.

Количество пациентов, страдающих бессонницей, увеличивается с каждым годом. Люди жалуются, что не могут заснуть или на не стойкий сон в течение ночи. Здесь несколько факторов — стрессы, большая психоэмоциональная нагрузка, которую испытывает современный человек.

— Современный человек — человек офиса. Вы вышли на улицу — она ярко освещена, зашли в задание — оно освещено, вышли ночью на улицу — снова яркий свет. Мы испытываем большую световую нагрузку, в отличии от наших предков, которые ориентировались на восход и закат, на солнце и луну. У них все было более физиологичным. Мы же искусственно загоняем себя в такие рамки. Депрессии, тревожные расстройства увеличиваются многократно, а это очередной поставщик бессонницы, — говорит Якупов.

Эдуард Якупов: «Исследование гаджетов мы проводили для западного журнала. Максимум, что они могут зафиксировать, это двигательная активность человека во время сна. Но, как человек ночью двигается, никакого отношения к фазам сна — быстрой и медленной — не имеет». Фото boomeranga.ru

Исследование гаджетов: «Это модная штука, которая позволяет следить как вы двигаете ногами во сне и все»

То, что Татарстан сейчас живет по зимнему времени, когда летом светает в два утра, а темнеет в восемь вечера, тоже является одним из стрессовых факторов. «У нас немного сдвинуто время, и это не очень хорошо. Надо бы применять эти часовые пояса, но это вопрос к правительству». Есть рекомендации, которые могут свести к минимуму проблемы со сном.

— Все их знают, но не выполняют. Ложиться спать до полуночи, ложиться и вставать в одно и тоже время. Если утром проснулись в шесть часов, то не надо засыпать — валяться в кровати и сон по 20—30 минут не полезны. За несколько часов до сна надо перестать заниматься физическими упражнениями, не есть плотно. Не ругаться, не выяснять отношения, не проводить совещания перед сном, — говорит Эдуард Якупов.

А вот гаджеты, которые якобы помогают следить за здоровьем и будят их обладателя в определенные фазы сна, врач называет бесполезными.

— Исследование гаджетов мы проводили для западного журнала. Максимум они могут зафиксировать двигательную активность человека во время сна. Но как человек ночью двигается, никакого отношения к фазам сна — быстрой и медленной — не имеет. Для того, чтобы зарегистрировать эти фазы проводится анализ 30 параметров работы организма — это движение глазных яблок, биометрическая активность мозга, движение ногами, движение грудной клетки, уровень кислорода и так далее. Это модная штука, которая помогает следить за тем, как вы двигаете руками и ногами во сне. Красиво, но к реальному качеству сна имеет очень отдаленное отношение, — говорит Эдуард Якупов.

Дарья Турцева

Новости партнеров