У Василия Аксенова в Казани были «Коллеги»

В эти дни Василию Аксенову исполняется восемьдесят пять лет и стоит вспомнить его связи с родным городом. Сейчас уже немногие помнят, что лучший спектакль по инсценировке его культовой в то время повести «Коллеги» был поставлен режиссером Львом Литвиновым на сцене Качаловского театра.

«Будем репетировать!»

Повесть Василия Аксенова «Коллеги» была опубликована в журнале «Юность», разумеется, не без труда, хотя на дворе была «оттепель». В центре повести — судьба трех молодых врачей, коллег — Максимова, Зеленина и Карпова. Все они только что окончили медицинский и вступают в жизнь.

По сути, Аксенов писал о себе. Поучившись некоторое время в медицинском институте в Казани, откуда его вынудили уйти из-за «неблагонадежных» родителей, он затем получил диплом врача в Ленинграде. В городе на Неве и разворачивается действие «Коллег». Эту повесть Василия Павловича исследователи называют «самой светлой». В ней есть некое затаенное светлое чувство от предвкушения жизни, которая ждет. И вера, что эта жизнь будет счастливой.

В один из дней 1962 года тогдашний директор Качаловского театра Григорий Ригорин пригласил труппу на читку новой пьесы. Это была инсценировка повести «Коллеги», которую сделал заведующий литературной частью Игорь Ингвар. Труппа собралась в полном составе, пьесу внимательно выслушали — и не пришли в восторг.

«Тогда очень совпало наше время — мы, молодые, играли молодых», — вспоминает Вадим Кешнер. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Раздались замечания: «Надо подумать, они мало действуют и больше говорят…» Но Ригорин, человек с очень твердым характером, сразу же вынес вердикт: «Завтра начинаем репетировать».

«Григорий Ригорин был очень авторитетным человеком, его нельзя было не послушаться», — вспоминает народный артист РФ Вадим Кешнер, исполнитель одной из главных ролей в казанских «Коллегах».

Практически тут же вывесили распределение ролей, Ригорин, верно просчитав успех будущего спектакля, спешил. Назначено было два состава — «старший» и «младший». Дело в том, что незадолго до постановки «Коллег» в труппу влилась большая группа молодежи — выпускников студии при театре.

В «старшем» составе Максимова, Карпова и Зеленина репетировали Борис Шамин, Виталий Ланской и Евгений Кузин, в «младшем» — Вадим Кешнер, Юрий Федотов и Юрий Доронченко. Но, очевидно, проблемы молодых врачей были ближе «младшему» составу, и вскоре он стал первым.

Постановка была поручена очередному режиссеру Льву Литвинову, автором сценографии выступил главный художник театра Эрнст Гельмс.

«Молодые играли молодых»

«Тогда очень совпало наше время — мы, молодые, играли молодых. Гельмс придумал интересную сценографию, вращался круг, возникала картина за картиной, зритель словно листал страницы повести», — вспоминает Вадим Кешнер.

Поначалу, когда спектакль посмотрел художественный совет театра (общественный орган, без которого не могла выйти ни одна премьера), были замечания, что постановка затянута. Можно предположить, что и автор инсценировки, и режиссер просто попали под обаяние аксеновской прозы. Пришлось сократить спектакль минут на пятнадцать.

«Коллеги» имели оглушительный успех, на них ходила «вся Казань». Придя в гости, было хорошим тоном спросить: «Вы видели «Коллег»? Как вам Кешнер?» Билеты на спектакль покупали загодя. За исполнителями главных ролей по Баумана, когда они шли в театр или из театра, следовали вереницы поклонниц. Исполнители главных ролей не успевали посещать встречи и обсуждения со зрителями. Естественно, что постановка Льва Литвинова долго продержалась в репертуаре.

А потом вышел фильм «Коллеги», где молодых врачей играли Василий Лановой, Олег Анофриев и Василий Ливанов. Это была вполне корректная экранизация, но это таинственное «что-то», что делает произведение искусства манящим, из фильма ушло.

Популярный в то время журнал о кино «Советский экран» практиковал на своих страницах обсуждение фильмов, обсуждались и «Коллеги». В подборке зрительских мнений было приведено несколько писем из Казани, где зрители писали: «Приезжайте в Казань, посмотрите «Коллег» в Качаловском, посмотрите, как работают у нас Вадим Кешнер, Юрий Федотов и Юрий Доронченко».

Случился парадокс, которых в истории искусства, наверное, немного: спектакль провинциального театра, малобюджетный, по своим художественным качествам обошел кинофильм со звездами.

Разумеется, что спектакль, наделавший столько шума в городе, который до сих пор помнят завзятые театралы, заслуживал премии. Но в то время республиканских молодежных премий еще не существовало.

Когда в конце восьмидесятых годов режиссер Станислав Таюшев поставил на качаловской сцене инсценировку «Крутого маршрута», спектакль по лагерным мемуарам матери Василия Павловича Евгении Гинзбург, Аксенов приехал посмотреть постановку. Сделав пару замечаний, он остался доволен спектаклем. Вадим Кешнер подошел к писателю: «Василий Павлович, а я ведь играл вашего Максимова!» «Да? Очень хорошо!» — обрадовался Аксенов. Хотя время «Коллег» уходило, повесть Аксенову была дорога.

Татьяна Мамаева
ОбществоКультура

Новости партнеров