Дивиденды-2017: щедрая душа «Татнефти» и скромные возможности КАМАЗа
Топ-5 самых крупных эмитентов Татарстана суммарно заплатили своим акционерам свыше 63 млрд рублей
В 2017 году пять крупнейших компаний Татарстана выплатили акционерам более 60 млрд рублей дивидендов. Основную часть этой суммы дали «Татнефть» и «Казаньоргсинтез». КАМАЗ направил на дивиденды 25% прибыли, но вышло меньше, чем 5 лет назад. Остальные госкомпании пока пережидают кризис и берегут деньги на собственное развитие. Подробнее — в материале «Реального времени».
62 миллиарда на двоих
Крупнейшие компании Татарстана с разной долей госучастия привыкли платить акционерам по-разному, причем практика последних лет показывает, что дело не только в прибыли. В то время как одни объявляют рекордные дивиденды, другие предпочитают направлять капиталы на развитие. Третьи и четвертые либо платят по минимуму, либо вообще оставляют акционеров без дохода.
Некоторые поправки в картину внес кризис. Из-за локальных сложностей на ряде предприятий дивиденды в лучшем случае начислялись в меньшем объеме, чем раньше. Однако и окончание плохого периода не гарантирует акционерам больших выплат (а иногда не гарантирует ничего).
В 2017 году топ-5 самых крупных эмитентов республики суммарно заплатили своим акционерам свыше 63 млрд рублей. Впрочем, основную часть этой суммы обеспечили всего две компании — «Татнефть» (на ее долю пришлось 84,8%) и «Казаньоргсинтез» (14,3%). Доля остальных компаний была в пределах статистической погрешности. Например, доля КАМАЗа составила 0,47%, «Таттелекома» — 0,3%.
Удельный вес дивидендов компаний РТ, дивиденды за 2016 год, млрд руб
От нуля до 50
Самой прогрессивной политики в плане дивидендов на сегодняшний день придерживается «Татнефть». В целом она исходит из того, что акционерам нужно оставлять не менее 30% прибыли по РСБУ. Так и было в последние несколько лет, но 2017-й стал исключением. В июне на годовом собрании акционеров было решено направить на дивиденды сразу половину прибыли по МСФО — в общей сложности 53,6 млрд рублей.
Дивиденды были выплачены из расчета 22,81 рубля на обыкновенную и привилегированную акцию — это в два с лишним раза больше, чем по итогам 2015 года. «Это не дань моде и не широкий жест. Это взвешенное решение в рамках финансовой функции компании, направленное на рост стоимости», — сказал тогда заместитель генерального директора «Татнефти» Нурислам Сюбаев.
В пресс-службе «Татнефти» о перспективах дальнейшего повышения дивидендов «Реальному времени» сказали: «Возможно, но главное заложить принцип определения дивидендных выплат».
Как богатели акционеры «Татнефти», размер дивиденда на одну акцию «Татнефти», руб.
КАМАЗ проводит сдержанную дивидендную политику, соблюдая баланс между интересами акционеров и возможностью финансирования инвестиционных проектов. Положение о дивидендной политике компании гласит, что акционерам может направляться до 25% прибыли. Однако столько компания выплатила лишь в 2017 году, а до этого прибыль распределялась иначе. Например, в 2013 и 2014 году на дивиденды шло по 10%.
Всего в этом году компания выплатила 297 млн рублей — 0,42 рубля на акцию. Это больше, чем по итогам 2013 года (205,6 млн рублей), но меньше, чем по итогам 2012-го (488 млн рублей). В 2015 и 2016 годах дивидендов не было — как и прибыли. Концерн работал в убыток «ввиду жесточайшего кризиса на рынке коммерческой техники, падение которого составило 60%», объясняет руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Олег Афанасьев.
Дивидендная политика «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ) предусматривает, что на выплаты акционерам направляется не меньше 15% прибыли, но на протяжении многих лет компания платила больше. Начиная с 2011 года на дивиденды шло 30% прибыли.
Но в этом году совет директоров НКНХ рекомендовал не выплачивать дивиденды, 5 апреля собрание акционеров эту рекомендацию поддержало. Вместо дивидендов компания предпочла профинансировать свою программу развития, а часть прибыли оставить нераспределенной.
«Казаньоргсинтез» (КОС) в этом году увеличил размер дивидендов: из прошлогодней прибыли его акционеры получили суммарно 9,07 млрд рублей. В апреле КОС выплатил по 0,25 рубля на привилегированную акцию и по 5,07 рубля на обыкновенную. Годом ранее по обыкновенным акциям, из которых по большей части состоит уставный капитал компании, было начислено 3,22 рубля.
Крупнейший банк Татарстана — «Ак Барс» по итогам 2015 года не выплачивал дивиденды из-за убытка в 9,16 млрд рублей. В прошлом году банк получил прибыль, однако дивиденды все же не заплатил.
«Таттелеком» по итогам прошлого года решил заплатить держателям акций меньше, хотя его прибыль выросла на 8,3 млн рублей. Компания направила на дивиденды 189,7 млн рублей против 236,8 млн рублей в 2016 году.
В конце июня холдинг «Вертолеты России», собственник «Казанского вертолетного завода» (КВЗ), принял решение не начислять дивиденды по обыкновенным акциям. На привилегированные акции дивиденды были начислены в размере их номинала — 1 рубля. Итого КВЗ заплатил по дивидендам лишь 594,3 тыс. рублей. В 2016 году прибыль завода по РСБУ упала в 100 раз — с 12,38 млрд до 129,8 млн рублей.
Холдинг «Связьинвестнефтехим», через который правительство Татарстана контролирует госпакеты крупнейших компаний, не платил дивиденды в 2015, 2016 и 2017 году.
Прибыль, планы и пожелания
В основе решений по дивидендам лежит не один фактор. Учитываться, к примеру, могут как текущее состояние компаний и планы на будущее, так и пожелания самих собственников.
В «Ак Барс» Банке рассказали, что при принятии решения роль играет множество нюансов: «В том числе принятая стратегия развития — на каком этапе развития находится организация, требуется ли инвестирование в расширение бизнеса и рост масштабов».
«Главный фактор при выплате дивидендов — прибыль компании», — говорит Олег Афанасьев из КАМАЗа.
«Учитываются прежде всего инвестиции в развитие и рост, а также потребности в оборотном капитале — свободный денежный поток, который остается после этого, является источником выплаты дивидендов», — ответили в пресс-службе «Татнефти».
Конечные решения по дивидендам для госкомпаний нередко связаны с необходимостью латать дыры в бюджете, напоминает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Его коллега, старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук отмечает, что на федеральном уровне Минфин РФ в связи с этим в последнее время рекомендует повышать выплаты до 50% от прибыли. Правда, последовали этому совету пока разве что «Аэрофлот» и «Алроса». Остальные постарались не увеличивать дивиденды, ссылаясь на необходимость реализации инвестпрограмм, говорит он.
В некоторых татарстанских компаниях подтвердили: пожелания властей (как акционеров) по размеру дивидендов принимаются во внимание наряду с другими обстоятельствами. «Мы прислушиваемся к мнению всех акционеров», — ответили в пресс-службе «Татнефти». То же самое говорят в «Ак Барс» Банке: «Все предложения по распределению дивидендов, полученные от акционеров, рассматриваются при принятии решения о выплате».
«Газпром» и «Роснефть» тормозят рост
На федеральном уровне ситуация с дивидендами обстоит следующим образом. «Если говорить про средний уровень, то по итогам двух прошлых лет в целом по корпоративному сектору на дивиденды направляется около 30% чистой прибыли, — отмечает старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. — Если рассматривать только госкомпании, то доля увеличилась с 23% за 2015 год до 26% за 2016-й. При этом если из выборки убрать «Газпром» и «Роснефть», то рост составит с 17 до 32% за аналогичные периоды».
Рост расходов на дивиденды, говорит он, связан с тем, что государство планомерно увеличивает размер выплат от компаний до половины чистой прибыли. «При этом части госкомпаний удается доказывать приоритетность своих программ капитальных затрат, в результате средства направляются не на дивиденды, а на инвестиционную программу», — добавляет Гущин.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.