Татарстанская «оборонка» в Иннополисе: гражданский беспилотник, тепловизоры на «Армату» и вертолетный завод «Гипронииавиапрома»

Обзор главных новинок татарстанского ОПК, представленных главе Ростеха Сергею Чемезову

Выставка ИТОПК завершилась в татарстанском Иннополисе 29 мая. За время проведения с ней ознакомились, пожалуй, все татарстанские и целый ряд федеральных чиновников: министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, полпред президента РФ в ПФО Михаил Бабич, глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов и др. «Реальное время» прогулялось мимо стендов и выяснило подробности некоторых засекреченных новинок.

Выпуск Ту-160 возобновят… через 6 лет

Одним из самых заметных и живописных стендов стал стенд ОАО «Туполев», на котором разместились несколько крупных макетов продукции авиапредприятия: гражданские Ту-214, военный Ту-22М3, а «изюминкой» стенда стал макет обновленного бомбардировщика Ту-160, названный в честь легендарного директора КАПО Виталия Копылова.

Сейчас предприятие Ту-160 не производит, а лишь ремонтирует 2-3 самолета в год. Однако через 6 лет планируется запуск производства модернизированной модели самолета. Для запуска нужно переоборудование и финансовые вложения, пояснил представитель завода у стойки, этим и обусловлены столь растянутые сроки. «Это действительно уникальный самолет, куча технологических хитростей в нем. Ждем, когда возобновится производство, когда это будет не просто ремонт», — восхитился во время обхода выставки Никифоров.

Ту-160 — самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет и самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой самолет в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу.

Сейчас на вооружении ВВС России находятся 15 ракетоносцев Ту-160 «Белый лебедь», все они проходят модернизацию. По сообщениям СМИ, появившимся на днях, их число планируется увеличить аж на 333%, то до 65 самолетов к 2030 году.

В конце прошлого года Казанский авиационный завод передал ВВС первый модернизированный Ту-160 под именем «Андрей Туполев».

Гражданский беспилотник начнут разрабатывать в 2017 году

Не менее впечатляющий макет представило научно-производственное объединение «ОКБ им. Симонова» — это комплекс беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета. Тот самый загадочный «тяжелый» беспилотник, который в конце января военные СМИ обнаружили на снимках maps.google.com на территории казанского авиазавода. «Машина массой в 6,5 тонн разрабатывается для мониторинга Северного морского пути», — представил проект премьер-министру РТ Ильдару Халикову и зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олегу Бочкареву гендиректор ОКБ Александр Гомзин. По его словам, такой беспилотник будет иметь двигатели с самым низким удельным расходом дизеля в мире, при этом он сможет поднимать до 2 тонн груза. До 2018 года он находится на стадии проектирования, на 2019-2020 годы запланированы опытные испытания.

По словам Гомзина, промышленное производство таких беспилотников сдерживают финансовые трудности: бюро работает с несколькими источниками финансирования. 160 млн рублей выделило минобразования России на технологию оптического планера, 100 млн рублей субсидий — министерство промышленности и торговли, 600 млн рублей — собственные средства ОКБ. Как рассказал позже «Реальному времени» представитель бюро, разработка гражданского беспилотника начнется в 2017 году на базе уже существующего военного. Гражданский будет предназначен для мониторинга протяженных объектов, Северного морского пути, экологического мониторинга, обзора ледовой обстановки и пр. Продолжительность полета аппарата — до 48 часов на высоте 12 км. Беспилотники такого масштаба в России больше никто не делает, размах его крыльев — 24 метра. Заказ на несколько военных беспилотников у ОКБ есть от министерства обороны, экспериментальная машина с 2014 года находится на испытаниях. На разработку нескольких опытных образцов и проведение всех испытаний минобороны выделило 2 млрд рублей.

Про тепловизоры 3-го поколения… на «Армату»?

Рядом свою «оптику» для ОКБ им. Симонова выставил засекреченный казанский государственный институт прикладной оптики (ОАО «НПО «ГИПО», входит в холдинг имени Швабе), чей стенд находится рядом. Институт представил свои тепловизионные приборы 2-го и 3-го поколений и оптические покрытия.

Оптику ГИПо делает уже около 10 лет, они ставятся на наземную технику, вертолеты и беспилотники. Но тепловизоры третьего поколения только заканчивают испытания в составе летного комплекса. Приборы реагируют на тепло, позволяют отражать солнечный свет, улучшают видимость объектов. В итоге можно видеть одно и то же качество картинки как днем, так и ночью, что позволяет вести бой в темное время суток, захватывать вражеские объекты, пояснили представители института нашему корреспонденту.

12 «Ансатов» законтрактовали

Гости не могли не посетить стенд Казанского вертолетного завода, который показал макеты своих «Ансатов» и Ми-38.

«Ансат» — российский легкий вертолет многоцелевого назначения, созданный конструкторским бюро КВЗ. Его разработка началась еще в 1994 году, закончилась в 1997-м, а серийное производство началось лишь в 2004 году. Он стал первым в России вертолетом, оснащенным электродистанционной системой управления (ЭДСУ). Первый прототип вертолета поднялся в небо в 1999 году, а серийное производство машины было развернуто в 2004 году.

На днях стало известно, что модифицированный «Ансат» получил все необходимые документы и готов к коммерческому использованию. Первые два контракта на поставку гражданских «Ансатов» заключили татарстанское ООО «Тулпар Геликоптерс» и московское ООО «Авиационно-промышленная компания «Вектор». Как рассказал Халикову во время обхода представитель завода, с их учетом в настоящий момент законтрактовано 12 «Ансатов». Премьер поинтересовался и о старте поставок заказчикам вертолетов Ми-38. Ожидается, что первые заказчики начнут получать их с 2017 года. Модель предназначена для региональных перевозок грузов и пассажиров, она еще проходит испытания, но уже стало известно о начале первой сборки.

Украинские двигатели для вертолетов заместили

Были представлены и другие республиканские предприятия. Зеленодольский судостроительный завод им. Горького продемонстрировал свой фрегат «Гепард-3.9». Это ракетный корабль, представленный в нескольких модификациях, первый корабль серии был передан ВМФ России в 2003 году, а в 2012-м два таких фрегата были проданы во Вьетнам.

Казанский «Гипронииавиапром» представил макет Иннополиса — напомним, именно этот институт выступал проектировщиком города. Кроме того, компания спроектировала производство вертолетных двигателей для КВЗ на заводе им. Климова в Санкт-Петербурге. Завод мощностью в 300 двигателей в год и с возможностью выйти на 500 заработал в конце прошлого года, а до этого половина всех требуемых КВЗ двигателей для вертолетов семейства Ми производилась на украинском «Мотор Сич» по разработкам петербургского завода им. Климова. Для производства всех необходимых двигателей в России у завода им. Климова не хватало мощности.

Дина Валиуллина, фото Максима Платонова

Новости партнеров