«Финам»: «В Татарстане делается все для привлечения максимально широкого круга инвесторов»

Наряду с решением общих проблем экономики, преодоления кризисных явлений, перед властями страны и многих регионов стоит проблема моногородов, которых в нашей стране свыше трех сотен и положение которых остается непростым. И после кризиса 2008-2009 годов, и в настоящее время моногорода стали одними из самых пострадавших в стране, наряду с целыми отраслями и отдельными предприятиями. Причем тяжесть их положения заключается как раз в том, что из-за экономических проблем предприятий, которые в них расположены, страдает весь населенный пункт.

Проблемы одного предприятия перерастают в проблемы всего населенного пункта, ведь его бюджет уменьшается, а расходы увеличиваются, усугубляя и без того непростую ситуацию. А учитывая количество таких населенных пунктов в стране, понятно, что и федеральные власти, и региональные просто были вынуждены принять меры по их реанимации — другого слова и не подберешь. Ведь ухудшение социально-экономической ситуации могло затронуть многие края, республики и области, что в конечном итоге привело бы к росту социальной напряженности в России в целом.

Власти отреагировали довольно оперативно. Была разработана и принята федеральная программа государственной поддержки моногородов, выделено финансирование для нее. Ранее федеральные власти приняли решение выделять средства на поддержку моногородов по всей стране: так, начиная с 2013 года в виде субсидий на поддержку моногородов выделяется по пять миллиардов рублей ежегодно. По расчетам минэкономразвития РФ, дополнительный бюджет программы развития моногородов в 2015 году составит 30 миллиардов рублей и 20 миллиардов рублей в 2016 году. Регионы не только присоединились к федеральной программе, но стали разрабатывать свои собственные программы, выделять средства для помощи моногородам.

Отдельно следует отметить, что наряду с финансированием проблемных населенных пунктов особое внимание уделяется информационной поддержке этих проектов. Делается это по нескольким причинам. Во-первых, для того, чтобы поддержать жителей моногородов, показать им, что об их проблемах знают и они не останутся с ними один на один, им обязательно помогут. Во-вторых, такая информационная открытость позволяет лучше контролировать расходование этих средств, анализировать эффективность их применения. В-третьих, это позволяет привлечь внимание инвесторов к моногородам, предложить им участвовать в решении их проблем, реализуя там различные проекты.

В соответствии с распоряжением правительства РФ № 1398-р от 29 июля 2014 года в Татарстане к монопрофильным муниципальным образованиям Российской Федерации (моногородам) отнесены шесть населенных пунктов. В зависимости от тяжести ситуации в них они разделены на три группы. Так, в группу с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций) отнесены: поселок городского типа Камские Поляны и город Зеленодольск. В группу городов, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, отнесен город Елабуга. И в группу моногородов со стабильной социально-экономической ситуацией данным распоряжением правительства в 2014 году были отнесены города Менделеевск, Нижнекамск, Набережные Челны. Но в конце апреля — начале мая 2015 года Набережные Челны были переведены в группу городов с наиболее сложным социально-экономическим положением.

Понятно, что и градообразующие предприятия в каждом из перечисленных городов разные, но рецепты исправления ситуации им можно использовать одинаковые, концентрируясь при этом на наиболее сложных вопросах, которые характерны лишь для них и которые требуют наибольших усилий. Меры по исправлению ситуации можно использовать следующие. В первую очередь это оказание помощи градообразующему предприятию, причем это могут быть как прямые финансовые вливания, так и размещение на нем заказов для города и соседних территорий. Город может принять на свой баланс часть непрофильных активов предприятия, предоставить свои гарантии для привлечения заемных средств.

Можно многое сделать для работников предприятия и остальных жителей города. В частности, запустить программы переобучения на другие, более нужные специальности, помочь тем, кто намерен открыть в городе свое дело, предоставить различные льготы и рассрочки по оплате части обязательных платежей и сборов, взимаемых с населения. Тем, кто все же решил покинуть город, может быть оказана помощь в переезде и обустройстве на новом месте, в этом случае необходимо сотрудничество с регионом, куда переезжают жители моногорода. В-третьих, важно продолжить перестройку экономики города, а для этого необходимо приложить все усилия для реализации в городе новых проектов, привлечения в него инвесторов. Им могут быть предоставлены различные преференции, оказана максимально возможная помощь в реализации их проектов, в частности в вопросах землеотвода, строительства необходимой инфраструктуры. Кроме того, город и регион могут предоставить инвесторам отсрочки по выплатам некоторых налогов и прочих обязательных платежей. Это ключевые инструменты, которые помогут в решении проблем моногородов республики, но отнюдь не все.

Как уже было сказано, с учетом специфики каждого из монопрофильных населенных пунктов Татарстана могут быть разработаны и другие варианты решения их проблем — главное, чтобы у всех причастных к этому было стремление изменить ситуацию. В Татарстане такое стремление есть, и в первую очередь у властей. Не зря же, выступая в марте 2015 года на заседании рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, президент РТ Рустам Минниханов отметил, что у республики есть соответствующий опыт работы, ведь в 2008-2009 годах моногородам Татарстана уже была оказана различная поддержка, и в нынешних условиях регион будет делать все, чтобы исправить ситуацию. В частности, вопросы поддержки моногородов неоднократно поднимались на федеральном уровне, обсуждается возможность выделения дополнительной помощи трем городам, в которых положение дел наиболее тяжелое: Зеленодольск, Камские Поляны, Набережные Челны.

Республика активно сотрудничает с учрежденным Внешэкономбанком «Фондом развития моногородов», который оказывает не только финансовую, но также организационную, юридическую, консультационную и другие виды помощи, как градообразующим предприятиям, так и моногородам в целом. В республике делается все для привлечения максимально широкого круга инвесторов. Им оказывается всесторонняя помощь, причем размер проектов не имеет значения, как собственно и отрасль: в республике рады всем, кто хочет вложить деньги в ее экономику. Вместе с этим республика выполняет свои обязательства в социальной сфере, поддерживает инициативы населения, что называется, не дает пасть духом жителям проблемных населенных пунктов. Суммируя все вместе, можно утверждать, что пусть и не сразу, но проблемы моногородов Татарстана будут решены. У них есть перспективы, они могут не только сохранить имеющиеся производства, но и запустить новые, что позволит им выйти из тяжелого положения, улучшить социальную ситуацию в городе и однажды перейти в категорию городов со стабильной социально-экономической ситуацией, а затем и вовсе быть исключенными из числа российских моногородов.

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

Фото: prav.tatar.ru
На постере: врио президента РТ Рустам Минниханов и генеральный директор некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» Дмитрий Скриванов подписывают соглашение о сотрудничестве по развитию монопрофильного муниципального образования «город Зеленодольск». 12 мая 2015 года

Интернет-газета «Реальное время»
Аналитика

Новости партнеров