Рашид Сюняев: «Быть татарином непросто...»

Как в ВКТ назначали председателя «Шуры» и переживали за будущее татарского языка, распевая «Туган тел»

Накануне в Казани завершился второй и, пожалуй, главный день VI съезда Всемирного конгресса татар. Речи Минниханова и Шаймиева нашли поддержку во второй половине пленарного заседания. С интересными заявлениями выступили думский депутат, известные ученые и… писательница, известная неординарными высказываниями. На форуме побывал корреспондент «Реального времени».

Компромисс с ФНКАТ

Вторая часть пленарного заседания началась с выступления председателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдара Гильмутдинова. Отметим, наряду с депутатским постом он занимает и высокую общественную должность, возглавляя Федеральную национально-культурную автономию татар. И появление его на этом съезде было несколько интригующим. Как писало «Реальное время» ранее, некоторые члены исполкома Всемирного конгресса татар опасаются того, что две общественные организации, представляющие интересы одного народа, идут разными путями.

Глава ФНКАТ, отметив, что в его организацию входят 36 отделений, предложил некий консенсус: ВКТ не открывает свои филиалы в регионах, где уже обосновалась местная национально-культурная автономия. А его объединение не лезет в «епархию» конгресса.

— Цели у нас сходные, мы переживаем за один народ, давайте не будем дробиться, — предложил депутат. — Спасибо Рустаму Нургалиевичу Минниханову, что поддерживает нас грантами. И расходовать мы деньги должны с умом. Народная мудрость гласит: «Разбогатевший русский строит церковь, а разбогатевший татарин меняет жену».

«Уговорами язык не учат»

Одним из болезненных вопросов, обсуждаемых на форуме, стала проблема изучения татарского языка. Гильмутдинов предложил организовать в Татарстане круглогодичный детский лагерь, подобный «Артеку» или «Орленку», где немало внимания уделялось бы татарскому языку и национальной культуре. По его мнению, к такому учреждению выстроятся очереди желающих.

— Уговорами языку не учат, — добавил он. — Следует стимулировать знание родного языка. Например, прибавлять к зарплате тем, кто знает несколько языков.

Также он внес еще одно предложение: дать право ребенку сдавать ЕГЭ на родном языке.

Мысль парламентария развила директор казанской гимназии №2 при КФУ Камария Хамидуллина. Она была более категоричной, высказав претензии в адрес республиканского и федерального министерств образования.

— В обществе присутствует какой-то страх перед татарским языком. Изучение татарского — это не два школьных часа в неделю. Необходимо прививать его с детского сада. Мы живем на своей родной земле, изучаем родной язык, но экзамены сдаем на русском, — возмутилась она.

Педагог потребовала внести в федеральный закон «Об образовании» поправки, чтобы «дать воздух национальному просвещению». По ее словам, больше внимания национальным языкам не пошатнет единство России и не станет угрозой для языка Пушкина.

В ответ на прозвучавшую критику министр образования РТ Энгель Фаттахов отметил, что в республике реализуются множество программ, направленных на изучение и сохранение родного языка. В Казани проводятся олимпиады по татарскому языку, в которых участвуют школьники и студенты из разных регионов. Для преподавателей татарского, работающих за пределами республики и страны, регулярно проводятся семинары. Кроме того, Минобр рассылает учебники татарского языка по регионам России. А в Татарстане ежегодно проводятся татарские лагеря.

«Быть татарином непросто»

— Прошу прощения, что не решился выступать перед вами на своем диалекте чокающих мишар, — обратился по-русски к делегатам известный во всем мире астрофизик Рашид Сюняев, работающий ныне в Германии. — Я никогда не учился в татарской школе. Но мои мама, бабушка с дедушкой разговаривали со мной только на татарском.

Ученый обратил свое внимание на тех татар, кто не знает татарского языка. Он призвал не обижать их и не навешивать обидные ярлыки, а относиться с уважением.

— Больно слышать, когда людей, волею судьбы оказавшихся вдали от своих селений, от своих семей, от ежедневного общения на родном языке, называют даже манкуртами, — возмутился Сюняев. — Я знаю сотни татар, работающих в разных странах мира, в разных городах нашей великой страны, которые являются достойными представителями нашего народа и авторитетными представителями своей профессии. Что они могут сделать, если с детства были оторваны от татароговорящей среды?

По его словам, татары — мобильный народ, зачастую живущий по соседству со многими другими этносами. Многие татары работают в лучших университетах мира.

— Быть татарином непросто, — продолжил Рашид Алиевич. — У нас в классе были представители 10 национальностей. Татары не были самыми плохими: рядом были крымские татары, чеченцы и другие. Но помню, что после красочного рассказа учительницы о татаро-монгольском иге со мной разговаривали по-другому.

Теперь ситуация изменилась: дети и внуки Сюняева носят мусульманские татарские имена и гордятся тем, что они татары. Он выразил радость, что в Татарстане имеется телеканал ТНВ, по которому показывают мультфильмы на татарском языке.

— Пожалуйста, сохраняйте и развивайте язык, — напутствовал астрофизик, завершая речь.

Татаро-монгольское иго, виновное в бедах России

За ним на татарском выступил другой именитый ученый Роберт Нигматулин, научный руководитель Института океанологии РАН. Он подчеркнул, что статус татар по сравнению с другими народами заметно вырос. Он вспомнил выдающихся научных работников, деятелей культуры с татарскими корнями и даже прогремевшую на всю страну книгу-бестселлер «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной.

— Татарский народ теперь становится трехъязычным, — сказал он. — Но многие остаются нетатароязычными, и мы их тоже любим. Замечательно сказал Минтимер агай: «Гармония возникает через многоязычие». Так что оберегайте родной язык и растите молодых со знанием татарского.

Что касается негативной окраски в отношении татар при описании татаро-монгольского ига или Куликовской битвы, океанолог ответил достаточно неожиданно: «Значит, мои предки били предков моих русских друзей».

— Как-то посмотрел передачу Познера с молодым политологом Арбатовым. И тот сказал, что в России все плохо из-за того, что было татаро-монгольское иго, — зал разразился смехом. — Все мы имеем общих предков. Мои предки и воевали друг с другом, и сотрудничали.

Напоследок он наполнил новым смыслом девиз «Без булдырабыз!».

— Мы сможем! Но Россия без татар не сможет! И татары без России не смогут! — заявил Нигматулин.

От «Шуры» не зарекайся

Выступающие сменяли друг друга. Всего к трибуне пригласили 20 делегатов. Модератор съезда Фарид Мухаметшин, спикер Госсовета республики, несколько раз просил укладываться в регламент, постукивая ручкой по микрофону.

Тем не менее оставалась интрига вокруг председателя ВКТ и обозначенного ранее президентом РТ Рустамом Миннихановым национального совета «Милли Шура».

В итоге «уважаемый лидер с широкими полномочиями» определился: главой «Милли шура» избрали вице-премьера Татарстана Василя Шайхразиева. Он может занимать пост два пятилетних срока подряд. Чиновник поблагодарил всех за оказанное доверие.

— Возлагаем надежды на Василя Гаязовича, — напутствовал Минниханов.

Первым замом Шайхразиева стал Ринат Закиров. Тем самым решился и другой вопрос: Закиров остается председателем исполкома Всемирного конгресса татар. Другим заместителем руководителя «Шуры» назначили Гильмутдинова.

Всего в совет «Милли шура» было выбрано 75 человек, среди которых оказались известные ученые, политики, деятели культуры.

Неожиданный выход

К слову, здесь произошел некоторый курьезный случай: активистка национального движения, писательница Фаузия Байрамова предложила, чтобы национальный совет возглавил Минтимер Шаймиев. В свою очередь госсоветник РТ отказался от такого поста. Она же во время зачитывания резолюции съезда пробилась к микрофону и потребовала внести «необходимые правки». Первая: создать при ВКТ комиссию, которая бы отслеживала нарушение прав татар. Второе пожелание общественницы: переименовать казанскую улицу Баумана в «Сююмбике урамы». Именно этим, по мнению Фаузии ханум, должны заниматься татары, а «не в гармошки играть и пирожки кушать». Зрительный зал вновь захохотал, кто-то захлопал в ладоши, а Фарид Мухаметшин прервал незапланированный спич, попросив ее сесть на место.

Что касается резолюции съезда, два важных момента в документе прописали: договор о разграничении полномочий между Татарстаном и федеральным центром, а также поддержка сохранения должности президента РТ. Участники курултая приняли и обращение к татарскому народу. Минниханов вручил награды некоторым делегатам. Например, орден Дружбы получили Сюняев и Нигматулин, а «Герой нации» — Фарид Мухаметшин. Завершилось заседание коллективным пением гимна татарскому языку «Туган тел» на слова Габдуллы Тукая.

После этого делегаты направились в гостиницу «Корстон», где их ждал торжественный ужин от имени президента РТ.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров