Отцу-основателю «АКОСа» добавили долгов перед «Тимер Банком»
Стариков и менеджеры «АКОСа» задолжали пяти банкам по давним поручительствам автодилерской группы
Как стало известно «Реальному времени», долги основателя «АКОСа» Александра Старикова, проходящего процедуру банкротства, увеличились в два с лишним раза. Арбитраж включил в реестр требования четвертого кредитора на 171 млн рублей. Им стал «Тимер Банк». Кроме него претензии к Старикову и его партнерам есть у «Промсвязьбанка», «Акибанка», «Ак Барс» Банка и Сбербанка. На работе автосалонов АКОСа это пока не сказалось, говорят участники рынка.
Кредитор четвертой очереди
Арбитражный суд Татарстана на днях признал обязательства генерального директора компании «АКОС» Александра Старикова перед «Тимер Банком» в размере 171,3 млн рублей. Долг топ-менеджера возник по трем кредитам, которые лично он не брал. Непосредственным заемщиком было входящее в группу «АКОС» ООО «Комавто». В августе 2016 года в этой компании введено наблюдение. Кредиты выдавались «Комавто» в 2014 году, а Стариков дал по ним поручительства. Тем не менее, с него «Тимер Банк» запросил больше, чем с самого заемщика (требования к «Комавто», как стало известно в суде, составляют 150,1 млн рублей).
«Тимер Банк» стал четвертым кредитором, чьи требования включили в реестр в рамках дела о личном банкротстве Старикова. Таким образом, общая сумма претензий к топ-менеджеру выросла сразу в два с лишним раза. Теперь его обязательства достигают почти 321 млн рублей (до этого судом были признаны долги на 149,6 млн).
На банкротстве Старикова настоял «Промсвязьбанк». Иск он подал в марте этого года, а в апреле суд запустил в отношении главы «АКОСа» процедуру реструктуризации долгов.
Всем сплоченным коллективом
В тяжбу Стариков оказался вовлечен не один, а вместе с тремя бизнес-партнерами. «Промсвязьбанк» одновременно банкротит Эдуарда Мухтарова, Михаила Котлярова и Сергея Кулагина — соучредителей ряда компаний группы «АКОС». Вместе со Стариковым они задолжали банку 51,73 млн рублей, сумма взыскивается в солидарном порядке.
Со стороны «Промсвязьбанка» поводом пойти в арбитраж стало неисполнение решения Вахитовского райсуда Казани, следует из материалов дела. Ответчиками по делу в районном суде выступали все четыре партнера и их компании — ООО ПТЦ «Автотракторсервис», «СТО ТКЦ», «Автосалон-М» и «Автосалон-К». 20 сентября 2016 года Вахитовский суд обязал ответчиков выплатить те самые 51,73 млн рублей долга по кредитам, однако исполнения банк не дождался.
Как и в случае с «Тимером», кредиты в «Промсвязьбанке» оформлялись на фирмы, а Стариков, Мухтаров, Котляров и Кулагин выступали поручителями.
Как только суд дал делу Старикова ход, выяснилось, что «Промсвязьбанк» — далеко не единственный, кому он и другие учредители «АКОСа» задолжали. Уже в июне 2017-го включить их в реестр кредиторов попросили «АКИБАНК», «Ак Барс» Банк и «Тимер Банк». Перед «АКИБАНКом» долг составляет 21,1 млн рублей, перед «Ак Барсом» — 76,79 млн рублей. В июле о претензиях к Старикову заявил также Сбербанк. Он попросил включить в реестр свои требования на 300,76 млн рублей, но его иск суд оставил без движения до 17 августа.
В «Промсвязьбанке» от комментариев отказались. В Сбербанке сообщили, что обязательства Старикова как поручителя возникли по кредитам, выданным группе «АКОС» в 2012—2014 годах на финансирование текущей деятельности. Остальные банки-кредиторы не ответили на запросы «Реального времени».
Активы Старикова: 50 центов и холодильник
Сам Стариков ранее представил суду документы, согласно которым его среднемесячный доход составляет 47,4 тыс. рублей. Также суд составил перечень принадлежащего ему имущества: 20 тыс. рублей наличных, 3,5 тыс. рублей на банковских счетах, 50 центов США, телевизор Daewoo и холодильник NORD.
Кроме того, выяснил суд, Стариков владеет долями в нескольких компаниях: ООО «СТО КОМАВТО» (24,9%), «Фирма Имавто» (17,5%), «Автосалон АКОС-Челны» (17,5%) и «Гранат Плюс» (17,5%). Две первые фирмы с прошлого года находятся в стадии банкротства по искам Сбербанка.
К слову, Сбербанк банкротит компании «АКОСа» так же активно, как и «Промсвязьбанк»: он тоже подал иски против нескольких юрлиц группы. Перед Сбербанком долги образовались примерно так же, как и перед остальными кредиторами, что видно из документов суда.
В декабре 2013 года банк открыл ООО «Фирма Имавто» (входит в «АКОС») кредитную линию на пополнение оборотных средств с лимитом 150 млн рублей. Линия открывалась под поручительство другой компании автодилера — ПТЦ «Автотракторсервис». «Фирма Имавто» перестала обслуживать кредит с октября 2015 года. Сейчас солидарные требования по искам Сбербанка к компаниям «АКОСа» превышают 90 млн рублей.
Что будет с «АКОСом»?
На бизнесе «АКОСа» банкротство Старикова и партнеров, судя по всему, пока не отразилось. На сайте компании указано, что сейчас она управляет 11 дилерскими центрами в Казани и Набережных Челнах. Центры работают в обычном режиме, сообщили по телефону их сотрудники.
Связаться со Стариковым не удалось: в его приемной сообщили, что он в долгосрочном отпуске. «Реальное время» попросило передать просьбу о комментарии заместителю Старикова, но ответа пока не получило.
Михаил Котляров, который покинул компанию летом 2016 года, лишь сказал, что всеми вопросами долгов занимается его финансовый управляющий. Как обстоят дела у «АКОСа», «понятия не имею», добавил он.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
АКОС на рынке с 1991 года, группа специализируется на продаже, сервисном и гарантийном обслуживании автомобилей, поставке запчастей и аксессуаров. АКОС — дилер Nissan, Infiniti, Datsun, KIA, Suzuki и ГАЗ. По данным «СПАРК-Интерфакс», единственным владельцем УК «АКОС» сегодня является Елена Мухтарова, а Стариков, Котляров и Эдуард Мухтаров — учредители множества других компаний условной группы АКОС. В последний раз УК «АКОС» отчитывалась о финансовых результатах в 2015 году. Ее выручка тогда составила 1,71 млн рублей, чистая прибыль — 1,35 млн рублей.