Летнее буксование: казанцы заждались авто с господдержкой

Сначала внедрение социальных автопрограмм притормозили чиновники, а затем производители и салоны, которые, впрочем, винят банки

Новые госпрограммы субсидированного автокредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» оказались востребованными рядовыми россиянами, но не участниками рынка. Несмотря на то, что продажи должны были стартовать еще 1 июля, фактически они начинаются только сейчас. Долгое время люди просто оставляли заявки, не зная, смогут ли вообще получить машины по этим программам. Их действие затормозили и чиновники, и автопроизводители. Подробности — в материале «Реального времени».

Интерес есть, продаж нет

Автолюбители Татарстана пожаловались на то, что не могут приобрести машины по новым, широко разрекламированным в начале лета социальным программам «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Так, по словам одного из читателей «Реального времени», в середине июля он обратился в салоны трех разных дилерских сетей. Однако ни в одном из них не только не смогли оформить продажу по соцпрограмме, но и даже не смогли сказать, участвует ли салон в ней. Сами автосалоны подтверждают: продаж по программам нет.

— Программы пользуются спросом, по ним есть заявки и интерес у людей есть, но пока (по информации на 1 июля, — прим. ред.) мы еще не выдали ни одного автомобиля. Интересуются и программами «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Люди приходят, считают, подают заявки, — рассказывает руководитель отдела продаж «Акос-Датцун» Оксана Новикова.

«Старт госпрограммы льготного автокредитования был запланирован на 1 июля 2017 года, но в связи с ожиданием схемы реализации кредитной программы от банков–партнеров и Минпромторга по условиям предоставления скидки сроки запуска сдвинулись, — пояснили в пресс-службе компании «ТрансТехСервис». — 17 июля в дилерских центрах «ТрансТехСервис» клиентами были поданы первые заявки на приобретение а/м по условиям новых госпрограмм — «Первый» и «Семейный автомобиль».

В «Кан-авто» дать ответ по статистикие продаж и старту программ не смогли.

— Интерес к программам очень высокий, — рассказывает Александр Михалицын, заместитель управляющего ВТБ24 в Татарстане. — ВТБ24 в Татарстане получил уже более 520 заявок на автокредиты с субсидией на первый или семейный автомобиль (по данным на 1 июля, — прим. ред.).

Тормозят чиновники, автосалоны или банкиры?

Как оказалось, программы действительно буксуют уже месяц. Первая проблема возникла еще на этапе подготовки документов по их внедрению. Официально продажи «семейных» и «первых автомобилей» должны были стартовать еще 1 июля. Однако, как рассказали «Реальному времени» представители автосалонов и банков-участников проекта, с ее введением затянули сами чиновники.

— Постановление правительства РФ, утверждающее новые условия программы, опубликовано 11 июля 2017 года, программа действует до конца 2017 года, — говорит Михалицын, заместитель управляющего ВТБ24 в Татарстане.

В самих автосалонах заявляют, что программу тормозят и банки. Но представители кредитных организаций уверяют: они готовы были кредитовать в течение первой же недели после выхода постановления правительства.

— ВТБ24 стал одним из первых банков, кто начал предоставлять клиентам новый вид субсидии от государства. Оформить кредит на указанных условиях можно с 17 июля 2017 года, — говорит Михалицын.

В «Сетелем Банке» (автокредитной «дочке» Сбербанка) уверяют, что начали кредитовать еще раньше: «Сетелем Банк» активно подключился к новой инициативе и стал первым банком, выдавшим кредиты в рамках программ «Первый» и «Семейный». Первые кредиты по новым госпрограммам были выданы уже 15 июля. Однако речь идет о единичных продажах. По данным на 31 июля, «Сетелем Банк» выдал по новым госпрограммам в Республике Татарстан 74 автомобиля, в том числе в Казани — 63 автомобиля, сообщила пресс-секретарь «Сетелем Банка» Алла Речмедина.

Автопроизводители не спешат: машины продаются и так

Большинство автопроизводителей не торопится продавать машины по госпрограммам. Так, автомобили марок Volkswagen и KIA подключились к ним только 28 июля. Datsun присоединился к новым госпрограммам 31 июля. А компания Renault совершила продажу по условиям «Семейный автомобиль» только 1 августа.

Такая неспешность автопроизводителей, да и автодилеров, может объясняться удачным для авторынка годом. Напомним, первые программы господдержки отечественного автопрома и дилеров появились в 2009 году, в разгар кризиса. В годы падения они для многих компаний стали настоящим спасением. Однако в первом полугодии 2017-го авторынок впервые за долгое время уверенно рос. По данным «Автостата», за прошедшие 6 месяцев россияне потратили на покупку машин 890 млрд рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем по объемам продаж в денежном эквиваленте в лидерах не только дорогая Toyota, но и сравнительно бюджетные KIA и отечественная Lada, выручка по которым выросла гораздо выше, чем в среднем по рынку. В такой ситуации автопроизводителям незачем бежать и торговать с дисконтом.

Кажется, самыми заинтересованными в новых программах, учитывая их условия, оказались покупатели.

Автомобили до 1,45 млн рублей и скидка в 10% от государства

Напомним, в этом году анонсировано сразу несколько госпрограмм, направленных на поддержку отечественного авторынка: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер» и «Свое дело». На их реализацию из российского бюджета планируют выделить 7,5 млрд рублей. Вложения, по планам властей, должны стимулировать продажи 750 тыс. машин, а также обеспечить дополнительный 7%-й рост на рынке. В «ТТС» прогнозируют, что по программе удастся продать порядка 58 тысяч.

По «Первому» и «Семейному» автомобилю действует двойная «скидка». Кроме субсидирования процентной ставки будет осуществляться и 10%-й дисконт от стоимости автомобиля. Стоит отметить, что «Семейный автомобиль» рассчитан на «ячейки общества» с двумя и более детьми. Название программы «Первый автомобиль» говорит само за себя: доступна она лишь тем, кто покупает машину впервые. И неважно, сколько лет потенциальному владельцу.

Приобрести по-прежнему можно только автомобиль, произведенный в России. Но под эту категорию попадают и иномарки, собранные на территории РФ. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Повысилась максимальная стоимость авто — 1,45 млн рублей. Приобрести по-прежнему можно только автомобиль, произведенный в России. Но под эту категорию попадают и иномарки, собранные на территории РФ. В утвержденную сумму могут уложиться Lada, Renault, Nissan, Volkswagen, Skoda и другие марки. Однако доступны не все виды комплектаций.

— Процедура получения кредита стандартна: клиент обращается в центр автокредитования или в автосалон, — говорит Михалицын. — Дополнительно требуется лишь подтвердить наличие двух и более несовершеннолетних детей, предоставив свидетельства о рождении (для программы «Семейный автомобиль», — прим. ред.). Проверка на предмет того, владел заемщик когда-либо автомобилем или нет, осуществляется автоматически. Далее клиент вносит первоначальный взнос, а сумма кредита на оставшуюся часть автомобиля уменьшается на 10% от его стоимости.

Дмитрий Семягин, Александр Шакиров
Авто

Новости партнеров