«У Шанцева две задачи. Не выполнит — и с ним жестко попрощаются»

Политолог Евгений Семенов о текущих политических раскладах в Нижегородский области

Руководители отдельных российских регионов снова приведены в состояние нестабильности — через политологическое сообщество вброшена информация о чистке губернаторского корпуса, намеченной якобы уже на август-сентябрь этого года. Фигурирует в списке «хромых уток» и Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области. «Реальное время» спросило у политолога, руководителя нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгения Семенова, каковы виды Валерия Павлиновича на продолжение работы в текущем качестве и что происходит сейчас с Нижегородской областью в целом.

Шанцев может уйти сам. Но через год

— Валерий Шанцев — самый возрастной из глав регионов ПФО. «Досидит» ли он, на ваш взгляд, свой губернаторский срок?

— Срок полномочий Шанцева истекает в 2019 году, но ключевым для него является год 2018-й. Потому что в следующем году ему предстоит решить две последние задачи в его управленческой карьере. Они непростые: необходимо организовать процесс выборов президента РФ в регионе и провести ЧМ-2018. Если задачи будут решены безупречно, то, полагаю, Шанцев может достойно уйти сам еще осенью 2018 года. В его интересах уйти на «высокой ноте».

Ну а если возникнут проблемы, то ждать 2019 года тем более никто не будет. С Шанцевым попрощаются до истечения срока полномочий и попрощаются жестко.

— Он пытается подготовить себе преемника?

— Этот вопрос больше не зависит от глав субъектов, как показывают тенденции последнего времени. Еще года два-три назад можно было бы назвать нескольких человек в окружении Шанцева, которым он, возможно, хотел бы передать область. В первую очередь это Дмитрий Сватковский, у которого с Шанцевым сложились доверительные отношения. Сватковский последовательно прошел все сферы управления в структуре регионального правительства, от инвестиций до «социалки», баллотировался в 2015 году на должность главы Нижнего Новгорода. Он даже вошел в 2009 году в сотню президентского резерва. Но управленческий потенциал Сватковского невысок. Он был и продолжает оставаться этаким cher ami Валерия Шанцева, не более.

Что касается других кандидатур, то среди них я бы назвал Антона Аверина и, с определенными допусками, Романа Антонова. Оба имеют статус заместителей Шанцева, и на фоне увядающего вожака стаи выглядят как хищные молодые волки.

«Сватковский последовательно прошел все сферы управления в структуре регионального правительства, от инвестиций до «социалки», баллотировался в 2015 году на должность главы Нижнего Новгорода. Он даже вошел в 2009 году в сотню президентского резерва». Фото aif.ru

— В июньском рейтинге влияния глав субъектов РФ, составляемом АПЭК, Шанцев потерял сразу 10 позиций по сравнению с маем (переместился с 23-го места на 33-е). С чем это может быть связано?

— С тем, что Шанцев в очередной раз продемонстрировал неспособность держать под контролем ситуацию с местным самоуправлением. В июне в областном центре сменился глава города, эту должность заняла Елизавета Солонченко, которая отнюдь не является креатурой Шанцева. Похоже, авторы рейтинга уловили компромиссность маневра Шанцева, избегающего конфликтов с региональными элитами, готовыми омрачить завершение его карьеры. И интерпретировали это как проявление слабости нижегородского губернатора.

Прекрасный исполнитель, но слабый стратег

— Вы согласны, что достаточно велика «заслуга» Шанцева в том, что Нижегородская область не сумела воспользоваться некоторыми стартовыми преимуществами (в 1990-х — благосклонность федерального центра к губернатору Немцову, позднее — столичный, в рамках округа, статус, географическая близость к Москве) и утратила динамику развития?

— Не совсем согласен. Все-таки будем корректны по отношению к истории и справедливы к Шанцеву. Между «немцовским взлетом» и «шанцевской стабильностью» лежит семь лет, четыре из которых связаны с именем губернатора Ходырева (бывшего первого секретаря Горьковского обкома КПСС), неожиданно в 2001 году ставшего губернатором. Провал произошел именно в это время. Область буквально рухнула по ряду социально-экономических показателей, а в структурах власти разразился острейший политический конфликт. Шанцев появился в регионе как антикризисный менеджер, назначенный Путиным, и со своей первоначальной задачей справился. Он тяготеет к авторитарной модели управления, и в условиях решения антикризисных задач это принесло свои плоды. Шанцев затянул гайки, и политический конфликт исчез. С его приходом область стала демонстрировать устойчивый рост. Конечно, эта динамика не была столь блистательной, как в Татарстане, но Шанцев область из кризиса вытащил. В заслугу ему следует поставить рост ВРП, создание крупных инфраструктурных проектов и в первую очередь в сфере транспорта и логистики (метро, аэропорт, Южный обход, мост через Волгу), эффективность в ряде отраслей социальной направленности (строительство ФОКов) и т. д. Да, в области при этом рос госдолг, но кредиты не «проедались», как в некоторых регионах, а вкладывались в инфраструктуру.

Что же касается посткризисного развития, то здесь обнаружились проблемы. Ученик Лужкова оказался прекрасным исполнителем, но слабым стратегом. Его объективно настиг кризис видения, который всегда настигает исполнителей. Кроме того, в 2013 году произошло еще одно событие, которое оказало стратегическое влияние на судьбу Нижегородского региона. Был пущен скоростной поезд, который сделал Москву в два раза «ближе» к Нижнему. Многие решили, что Москва, находящаяся всего в трех с половиной часах езды, с ее соблазнами и бесконечно превосходящими возможностями — предпочтительнее. Люди стали ездить в столицу на работу, все реже и реже возвращаясь на выходные домой. Метрополия, как гигантский пылесос, стала выкачивать из Нижнего весь интеллектуальный, управленческий и предпринимательский гумус. Начался исход. Близость к Москве, как ни странно, стала значимым фактором начавшейся провинциализации Нижнего Новгорода.

«Был пущен скоростной поезд, который сделал Москву в два раза «ближе» к Нижнему. Многие решили, что Москва, находящаяся всего в трех с половиной часах езды, с ее соблазнами и бесконечно превосходящими возможностями — предпочтительнее». Фото rzd-expo.ru

— Какой у Шанцева реальный рейтинг среди населения? И каковы текущие отношения с местной бизнес-элитой?

— Отношение населения к Шанцеву стабильно позитивное. У основной массы нижегородцев он пользуется уважением, его реальные рейтинги доверия никогда не опускались ниже 65%. В 2014-м он выиграл выборы с результатом почти 87%.

Парадоксально, но на отношении к нему населения практически не сказываются конфликты с элитами, в которые все глубже и глубже погружается Шанцев. Замечу, что речь идет об элитах, представляющих региональный бизнес. Отношения с крупным российским бизнесом (ГАЗ, ЛУКОЙЛ, «Газпром», «Сибур» и пр.), в том числе с инвесторами, конфликтными назвать нельзя.

Представители региональных и местных бизнес-элит давно интегрированы в систему местного самоуправления, и позиция Шанцева по отношению к МСУ становится причиной перманентных конфликтов. По его мнению, муниципалы должны быть четко встроены в систему властной иерархии, и никакие игры в самостоятельность здесь недопустимы. Шанцев, конечно же, знает о том, что автономия МСУ гарантирована законодательством, но упрямо гнет свою линию — ограничивает права местного самоуправления в вопросах землепользования, градостроительства, диктует свою волю в вопросах межбюджетных отношений. Все это болезненно сказывается на интересах местных элит, и они сопротивляются губернатору. Конфликтов немало, и острота их с каждым годом нарастает.

Шанцеву дали понять, что от мэра-девелопера надо избавляться

— Каковы позиции бывшего главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина и как сейчас складываются его отношения с Шанцевым?

— Конфликт Шанцева и Сорокина на самом деле яркая иллюстрация тех процессов, которые развиваются в России в последнее десятилетие. Речь идет о том, что региональный олигархат поглощает местные легислатуры. Действуя в интересах собственного бизнеса, крупные региональные предприниматели приватизируют органы власти, легко преодолевая все барьеры, в том числе партийные. Они просто «скупают» депутатов, вне зависимости от их партийной принадлежности. Если этого оказывается мало, они «скупают» руководство региональных отделений партий.

Такие бизнесмены-политики прекрасно понимают, что достаточно иметь собственную клиентелу в городской думе и/или законодательном собрании, чтобы блокировать те ли иные решения регионального правительства. Если добавить к этому маленькую победоносную информационную войну, которую можно вести против губернатора силами личного медиахолдинга, то можно быстро сделать главу региона покладистым и управляемым. Наблюдая за развитием внутриполитических процессов в ПФО, я могу сказать, что происходит это почти повсеместно, и Нижний Новгород здесь не является исключением.

«Принятие в 2015 году областного закона, лишившего муниципалитет Нижнего Новгорода последних прав в системе землепользования, и отказ Шанцева согласовать Сорокина на новый срок привели к началу открытой политической войны, которую Сорокин развязал против Шанцева». Фото pravdapfo.ru

Что касается конфликта Шанцева и Сорокина, то это тот самый случай, когда сон разума рождает чудовищ. Сорокин — крупный девелопер. Шанцев, будучи заинтересован в росте жилищного строительства, создал для него систему преференций и даже сделал его главой Нижнего Новгорода в 2010 году. В это время Шанцев сравнивал Сорокина с бароном Османом, наивно полагая, что Сорокин поможет ему перестроить Нижний. Я тогда заметил губернатору, что это сомнительная параллель. Разница между бароном Османом и Сорокиным в том, что барон Осман не был девелопером… Но Шанцев советов слушать не привык. Его план, как и следовало ожидать, провалился. Темпы жилищного строительства в регионе выросли, но стоимость квадратного метра продолжала оставаться одной из самых высоких в ПФО. Сорокин работал только на себя. К 2015 году Шанцеву дали понять, что от мэра-девелопера надо избавляться, но Сорокин, почувствовавший вкус власти, расставаться с ней уже не захотел. Принятие в 2015 году областного закона, лишившего муниципалитет Нижнего Новгорода последних прав в системе землепользования, и отказ Шанцева согласовать Сорокина на новый срок привели к началу открытой политической войны, которую Сорокин развязал против Шанцева.

Сегодня «военные действия» локализованы. Сделано это по убедительной просьбе федерального центра, которому были не нужны конфликты элит накануне выборов в Госдуму и тем более накануне выборов президента страны. Вместе с тем противоречия не исчезли, и конфликт принял латентный характер.

Сегодня Сорокин занимает пост зампреда законодательного собрания области и контролирует в нем около 20% депутатского корпуса. Кроме того, став неформальным лидером группы бизнесменов-депутатов, Сорокин сформировал что-то вроде «теневого кабинета», который и управляет Нижним Новгородом. «Теневой кабинет» назначает на ключевые посты в администрации города лояльных людей и контролирует процесс принятия важных решений в городской думе. Сорокин не успокоился и не успокоится. Еще в 2010 году на одной из встреч с экспертами он заявил: «Я просто не имею права оставить без контроля политическую ситуацию в Нижнем Новгороде» и с тех пор не изменяет этой стратегии. Понятно, что за ней стоят бизнес-мотивы. Сегодня он ждет окончания «водяного перемирия» и, понемногу наращивая арсенал собственного медиахолдинга, готовится к грядущим политическим войнам.

А Шанцев Нижний Новгород сдал.

ЧМ по футболу — опасный рубеж

— Почему экс-мэр Нижнего Новгорода Иван Карнилин подал в отставку всего через полтора года после своего избрания?

— Карнилин был креатурой Сорокина. Типичный кадровый аппаратчик — неконфликтный, склонный к компромиссам и не претендующий на лидерство. Он был очень удобной фигурой для «теневого кабинета». Карнилин стал нижегородской английской королевой — царствовал, но не правил. Однако после того как на его белоснежной репутации появились жирные пятна в виде двух квартир в Майами, он превратился в символ «коррумпированной власти», и им легко пожертвовали.

«Строительство основных инфраструктурных объектов близится к завершению и сейчас наступает этап подготовки города к приему чемпионата». Фото government-nnov.ru

А что можно сказать об управленческих решениях его сменщицы Солонченко, принятых в последние два месяца? И что можно сказать о ее бэкграунде?

Солонченко, в отличие от Карнилина, более деятельна и предприимчива. Несмотря на то, что она также является креатурой «теневого кабинета» и прекрасно осознает свою несамостоятельность, она будет стремиться ее обрести. Способ для этого у нее только один — – вернуть всенародные выборы мэра и выиграть их. Это не так просто. Во-первых, это противоречит интересам «теневого кабинета», который в этом случае может частично утратить контроль над городом. Во-вторых, фигура Солонченко пока не устраивает федеральный центр. Не стоит забывать, что накануне выборов она не получила согласования Генерального совета партии «Единая Россия» и, по слухам, ей рекомендовали снять свою кандидатуру в администрации президента.

Для осуществления своей цели Солонченко должна решить две задачи: убедить Москву в собственной лояльности, а для этого ей необходимо показать очень хорошие результаты на выборах президента в 2018 году, и продемонстрировать высокий уровень доверия населения к ней. Задачи тесно связаны, и для решения их Солонченко будет «неистово пиариться». Уже сегодня вокруг нее сформировалась беспрецедентная группа пиарщиков, мобилизованы блогеры, политтехнологи, общественные активисты. Солонченко проводит и будет проводить встречи с различными общественными группами, от предпринимателей до филателистов, которым она попытается внушить, что очень дорожит их мнением. Она будет наращивать паблицитный капитал, который постарается конвертировать в рейтинг доверия населения. Если она сможет реализовать свой план (если дадут), то у нее появятся новые ресурсы и она что-то сможет поменять в городе. Если нет, то ее ждет судьба Карнилина, а нам останется только цитировать Карамзина.

— Как идет подготовка Нижнего Новгорода к чемпионату мира по футболу 2018 года?

— Насколько мне известно, все идет по плану. Строительство основных инфраструктурных объектов близится к завершению и сейчас наступает этап подготовки города к приему чемпионата. Шанцев аккумулировал для этих целей значительную сумму (около 3 млрд руб.) и в сегодня в Нижнем Новгороде разворачиваются ремонтные работы давно не виданных объемов.

Кстати, это очень опасный для Шанцева рубеж. Механизм подготовки к ЧМ запущен, отлажен и будет инерционно работать. От Шанцева можно и избавиться, поделив его славу между теми, кто только что пришел во власть или придет в ближайшем будущем.

Бабич — машина-профессионал, чуждая иррациональности

— Губернаторские отставки, случившиеся в этом году в ПФО, связывают в том числе с деятельностью полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича. Вы согласны с этой оценкой?

— Отчасти согласен. Основные обязанности высокопоставленного чиновника, представляющего администрацию президента, как раз состоят в том, чтобы обеспечивать соблюдение в регионах конституционности и законности. Ну и контролировать деятельность региональных органов власти, в том числе в вопросах, связанных с коррупцией.

«Он довольно закрыт, ему чужда иррациональность, в этом его сила и слабость одновременно. Если хотите — это такой современный кондотьер». Фото prav.tatarstan.ru

— Как оцениваете качество и стиль работы Бабича в целом? Правда ли, что его позиции ослабли после несостоявшегося назначения послом на Украину?

— Михаил Бабич — это тип машины-профессионала, который готов выполнять поставленную задачу, не задавая лишних вопросов и не жалуясь на сложность задачи. Он довольно закрыт, ему чужда иррациональность, в этом его сила и слабость одновременно. Если хотите — это такой современный кондотьер.

Не думаю, что отказ Украины в выдаче агремана Бабичу серьезно повлиял на его репутацию. Наоборот, на этот факт можно посмотреть и с другой стороны: Бабичу отказано, потому что он представлял угрозу для правящих Украиной политиков. Их пугала его жесткость, бескомпромиссность, способность до последнего стоять на своем. Полагаю, что в определенном смысле этот отказ может восприниматься как высокая оценка.

Рустем Шакиров

Новости партнеров