«С ней всегда было весело — где она, там праздник»: в Казани простились с Ханией Фархи

Людей на гражданскую панихиду собралось столько, что решили не ждать заявленного времени и начать раньше

Сегодня в театре имена Галиаскара Камала простились с народной артисткой Татарии и Башкирии Ханией Фархи. Певица умерла в родной деревне в Башкортостане, куда приехала навестить маму. Хания Фархи была звездой обеих республик, поэтому прощание провели и в Верхних Татышлах, и в Казани. Проводить певицу в последний путь пришли сотни поклонников, однако не все успели проститься — из-за жары церемонию начали на час раньше, чем предполагалось. Подробности в материале «Реального времени».

Прощание с певицей начали на час раньше

На площади перед театром Камала, вдоль дороги собрались сотни людей, многие не умещались на пешеходной зоне и выходили на проезжую часть. Из-за этого на улице Пушкина образовался небольшой затор. Проводить певицу в последний путь захотели не только ее коллеги по сцене, но и многочисленные поклонники. Людей не испугала 30-градусная жара — пассажирские автобусы подъезжали к остановке полными, а отъезжали пустыми, люди выходили проводить свою любимицу в последний путь.

К сожалению, большинству поклонников это не удалось. Панихида была назначена на 10, но в половине десятого автомобиль с телом певицы уже выехал с территории театра на кладбище. Его проводили аплодисментами, те, кто успевал — передавали цветы.

Как рассказал «Реальному времени» пресс-секретарь Камаловского театра Ильшат Латыпов, панихиду начали раньше, потому что люди подошли заранее.

— В 9 утра зал был уже полный, и чтобы собравшиеся не страдали в жаре и давке, начали пораньше, — объяснил Латыпов.

«Даже когда хоронили Туфана Миннуллина, столько народу не было»

Многие, конечно, были расстроены тем, что время траурной церемонии изменилось. Люди признавались, что Хания Фархи благодаря своим песням стала для них практически членом семьи, что они бросили все дела, чтобы проводить ее в последний путь. Рассчитывали, что если не хватит места внутри, смогут проститься на улице… Те, кто не успел передать цветы на кладбище, оставляли их на оконных проемах театра.

— Плачу. Плачу. Так любила ее, песни ее любила. Такие душевные они были. У меня мечта была — с ней познакомиться, пообщаться, но не суждено, видимо, — говорит пенсионерка Рамзия Гайсина.

Столько людей, совершенно не знакомых с певицей пришли проводить ее в последний путь, говорит о том, что звание народной артистки она получила заслуженно.

— Она народная певица, как Альфия Авзалова, — таких певцов не забывают. Сколько сегодня людей пришло, я такого никогда не видел. Даже Туфана Миннуллина мы хоронили — великого писателя — и то сколько народу не было. Я радуюсь тому, что народ своих певцов и актеров любит — это большое дело. И нам надо стараться, что народ запомнил и ценил, — говорит народный артист РСФСР Ринат Тазетдинов.

«Когда приходила Хания — приходил праздник»

Проститься с Ханией Фархи пришли многие коллеги по цеху. Делились воспоминаниями. Для всех общение с певицей ассоциировалось только с радостью.

— Мне повезло, что я с ней часто работал и на правительственных концертах, и на корпоративах. Помню в Альметьевске в «Татнефти» мы с ней отработали концерт и нужно было на следующий день в 10 утра вести всероссийский Сабантуй в Пермском крае. И мы всей гурьбой — она, ее муж за рулем, музыканты — поехали в Пермский край. Всю ночь мы с ней ехали, но время пролетело моментально. С ней всегда было весело — где она, там праздник. Не спали всю ночь, а с утра весь день до вечера Сабантуй вели, и усталости никакой не было, потому что энергетика от нее какая-то шла. Когда она появлялась, приходил праздник, как бы грустно, скучно не было, все невзгоды забывались, — говорит Ильфат Абдрахманов, телеведущий.

Проститься с Ханией Фархи пришли и ее учителя — Рабит Батулла и Гульсум Исангулова. Ученицу они вспоминают как девушку с характером, впрочем, стальным он был только в профессии, а дома Хания считалась мягким человеком.

— Она поступила в училище — красивая, с хорошим голосом. Я даже ей предложила: «Зачем тебе театральное? Иди в музыкальное, тебе в опере нужно быть!». Хотели мы в конце года с Рабитом Батуллой — он у нас был руководитель курса — поставить спектакль «Галиябану», но она была гордая такая и говорит мне: «Нет Халила, чтобы я его полюбила по-настоящему и могла играть». Вот так мы «Галиябану» не могли поставить из-за ее каприза, скажем так. Она знала себе цену. Жесткая в работе, но в жизни она была очень мягким человеком, — говорит Гульсум Исангулова, народная артистка Татарской АССР и Башкирской АССР.

«Каждая песня — визитная карточка»

Феномен популярности Хании Фархи — в простых песнях, душевных, понятных любому. «Эльдермешкэ кайтам эле» — хит на все времена. Одна из самых популярных в радиоэфире.

— Какую песню не включи –— любую можно назвать ее визитной карточкой. Не знаю, как она этого добивалась. Не с помощью новых методов ротации, это точно, многие песни появились, когда не была настолько развита система популяризации песен. Народ сам делал песни хитами — не радио, не ТВ, а народ, — говорит Айваз Садыров, главный редактор «Татар радиосы».

Если Салават — эталон для мужчин в эстрадном пении, то Хания Фархи была эталоном в женской эстраде, и не зря ее называли примадонной татарской эстрады. Кто может занять ее место — на этот вопрос нет ответа ни у коллег по сцене, ни у поклонников.

— Я ни с кем ее не хочу сопоставлять, и Альфия апа (Альфия Авзалова, — прим. ред.) не зря ее называла своей наследницей. Они, к сожалению, обе друг за другом ушли. Такие люди, как они, в памяти народа не тускнеют. Наоборот, Хания Фархи будет ярче вспоминаться. Она хотела сказать свое слово своими песнями, она хотела донести свою любовь к своему народу, она хотела жить со своим народом и старалась, чтобы эта жизнь была «монлы» — более душевной праздничной. Она, безусловно, обладала харизмой, и эта харизма на стольких людей действовала и собирала огромные залы, и ее уход — для всех большая потеря, — говорит Зиля Валеева, директор музея заповедника «Казанский кремль».

По приблизительным оценкам, проститься с певицей в Казани пришли около 3 тысяч человек. Похоронили Ханию Фархи на Ново-Татарском кладбище.

1/20
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
  • Дмитрий Резнов
Дарья Турцева, фото Дмитрия Резнова
Валеева Зиля Рахимьяновна

Новости партнеров