Последний банковский оплот империи Мусина отходит в соседние регионы

«Радиотехбанк» сменил двух татарстанских акционеров на бизнесменов из Самары и бывшего нижегородского чиновника

Входящий в группу ТФБ «Радиотехбанк» неожиданно поменял миноритарных собственников. На смену татарстанскому бизнесмену Виктору Дьячкову и страховой компании «НАСКО» в банк пришли акционеры из Самары и бывший министр культуры Нижегородской области. Суммарно они получили более 21%, однако основная доля по-прежнему принадлежит «Татфондбанку» и близким к нему структурам. Подробности — в материале «Реального времени».

РТБ теряет связь с Татарстаном

На прошлой неделе незамеченной прошла новость о смене собственников нижегородского «Радиотехбанка» (РТБ) — фактически последнего из банков группы ТФБ, оставшегося на плаву и сохраняющего самостоятельность. Все изменения сводятся к следующему. Как минимум два миноритарных акционера, связанных с Татарстаном, лишились доли в 18,09%. Вместо них в капитал вошли три новых собственника из других регионов. Все вместе они получили 21,4% «Радиотехбанка». Чьи 2,5% они получили дополнительно — неизвестно. Об изменениях в структуре акционеров банк сообщил на сайте раскрытия информации, все сделки закрыты 20 и 21 июля.

Как следует из сообщений, свои 6,19% продал бизнесмен Виктор Дьячков — гендиректор и совладелец «ICL — КПО ВС», одной из крупнейших IT-компаний Татарстана. Акционером «Радиотехбанка» Дьячков был недолго. Долю он получил лишь в декабре 2016 года. Притом участники рынка тогда отмечали, что для Дьячкова банки — не профильное направление инвестиций, до этого никаких интересов в этой сфере у бизнесмена не было. Доля в РТБ полгода назад перешла Дьячкову от ООО «Креатив-Инвест» — компании, косвенно связанной со структурами экс-председателя правления «Татфондбанка» Роберта Мусина.

Свои 6,19% продал бизнесмен Виктор Дьячков — гендиректор и совладелец «ICL — КПО ВС». realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Помимо Дьячкова, из состава акционеров «Радиотехбанка» вышло татарстанское АО «НАСКО». До сделки компании принадлежало 11,9%, после сделки доля обнулилась. Страховая компания «НАСКО» частично контролируется «Ак Барс» Банком. Также среди ее акционеров есть ООО «Наско Жизнь» (владеет 4%). В числе учредителей «Наско Жизнь» в свою очередь ранее были компании, связанные с группой ТФБ. В ноябре 2016-го Центробанк отозвал лицензию «Наско Жизнь», это произошло по инициативе самой компании, следовало из сообщения ЦБ.

Новые акционеры: самарские девелоперы и нижегородский министр

От татарстанских собственников частичный контроль над РТБ перешел в соседние регионы — Нижегородскую и Самарскую области. Так, вместо Дьячкова владельцем 6,19% банка отныне значится Сергей Таранов. По данным «СПАРК-Интерфакс», Таранов — директор и владелец самарской компании «Спецпроект», которая занимается строительством зданий и инфраструктуры. Ранее он возглавлял еще одну местную компанию — «Волгастрой». Связаться с Тарановым не удалось.

Еще один новый собственник РТБ — некий Седов Владимир Иванович, он стал владельцем 5,78% голосующих акций. ИНН нового акционера в сообщении банка не указан — только имя, однако не исключено, что речь идет о бывшем министре культуры Нижегородской области. Сейчас экс-министр Владимир Седов председательствует в нижегородском Союзе кинематографистов, на звонки в организации не отвечали.

Наконец, долю в 9,4% получила самарская компания «МХ-Групп». Она сдает в аренду и управляет недвижимостью, указано в «СПАРК-Интерфакс». Возглавляет компанию Василий Мазур. В 2015 ее году прибыль составила 2,76 млн рублей, других данных о ней нет.

«Радиотехбанк», «НАСКО» и пресс-служба ICL Group на момент публикации не ответили на запросы «Реального времени», связаться с новыми акционерами не удалось.

Нет прибыли, есть аффилированность

Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко оценивает проданную татарстанскими акционерами долю в 18% максимум в 180 млн рублей. «На фоне массовых отзывов лицензий стоимость некоторых небольших региональных банков вообще можно приравнять к стоимости получения универсальной банковской лицензии, это около $2-3 млн, — говорит он. — Причина в том, что средства, которые у них якобы есть на балансе, могут быть либо уже выведены, либо в скором времени могут исчезнуть, поэтому опираться в оценке на отчетность бессмысленно — это вопрос вероятностей».

По словам Яковенко, логично предположить, что причиной продажи была потеря лицензии «Татфондбанком». «В последние два месяца «Радиотехбанк» был убыточен. Классическая оценка по финансовым показателям здесь вряд ли может сработать. Нет прибыли и есть аффилированность с татарстанским банком», — объясняет он.

По словам Яковенко, логично предположить, что причиной продажи была потеря лицензии «Татфондбанком». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова отмечает, что появление собственников из других регионов оправданно, так как значительная часть операций банка совершается вне Татарстана. На троих новые владельцы контролируют менее 25%, но учитывая, что капитал банка размыт, эту долю можно было бы считать существенной, если бы они были связаны друг с другом, говорит Мильчакова. Оценить пакет в 18% сейчас почти не представляется возможным, добавляет она.

Артем Малютин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

«Радиотехбанк» был создан в 1990 году, сегодня по размеру активов он располагается в третьей сотне российских банков, а среди нижегородских занимает 5-е место. РТБ принадлежит к банковской группе Роберта Мусина. В совокупности структуры, близкие к бывшему топ-менеджеру «Татфондбанка», контролируют около 65% РТБ (через сам ТФБ, а также ООО «ТатИнК-Финанс», УК «ТатИнК», «Активные технологии» и УК «Активар»). По итогам 2016 года РТБ получил 85 млн рублей чистого убытка. На июль 2017 года у банка было 2,12 млрд рублей вкладов физлиц, а активы превышали 3,9 млрд рублей.

Новости партнеров