Кредитование МСБ в Татарстане: оттепель наступила

Недавно глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила о начале активного роста кредитования экономики в посткризисный период. Кредиты российской экономике за шесть месяцев 2017 года выросли на 3,4%. Председатель Банка России отметила позитивный сигнал — с конца прошлого года и в этом году уже постепенно восстанавливается кредитование малого бизнеса — самого уязвимого в условиях экономического спада, ведь банки перестают его кредитовать прежде всего. Ощущают ли оживление на рынке кредитования банки Татарстана и готовы ли снова кредитовать предприятия малого бизнеса, которые прежде были слишком рискованными клиентами?

«Спрос оживился»

Совокупный объем кредитов, выданных российскими банками субъектам малого и среднего бизнеса в прошлом году, составил 5,3 трлн рублей, что на 3% ниже уровня 2015 года. Размер кредитного портфеля снизился на 9% до минимального с 2013 года уровня в 4,5 трлн рублей. Но уже в прошлом году крупнейшие банки, имеющие доступ к более дешевым ресурсам, по сравнению с остальными участниками рынка, проявили повышенный интерес к малому и среднему бизнесу и значительно нарастили объем выданных ему кредитов — на 18,6% за 2016 год. Фактически это и замедлило падение рынка, отмечают эксперты рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). Банкиры Татарстана также подтверждают положительную динамику кредитования.

«В целом после кризиса аппетиты на кредиты у МСБ снизились, но статистика нашего банка этого не подтверждает», — отмечает руководитель дирекции продаж корпоративному бизнесу ПАО «Ак Барс» Банк Наталия Фадеева. — За первое полугодие 2017 года портфель малого и среднего бизнеса у «Ак Барс» Банка вырос на 9% и превысил 64 млрд рублей».

С ней согласна и директор по малому бизнесу АО «Альфа-Банк» Екатерина Миначева: «Спрос оживился. Мы это ощущаем как по действующему портфелю, так и по новым клиентам. Мы уже удвоились по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Недавно мы сделали срез по компаниям и с удовольствием отметили, что среди кредитующихся появилось много производственных компаний. Банковские услуги всегда востребованы торговым бизнесом, и он оживился первым».

Наталия Фадеева: «В целом после кризиса аппетиты на кредиты у МСБ снизились, но статистика нашего банка этого не подтверждает»

О росте количества кредитных заявок от малого и среднего бизнеса говорит и управляющий казанского филиала АО «Солид Банк» Александр Соловьев: «С этого года, с конца первого квартала, наблюдаем активность спроса МСБ, количество заявок выросло. Мы с этим объемом справляемся, даже увеличиваем число сотрудников, чтобы оперативно рассматривать заявки».

Позитивный настрой поддерживает начальник Управления продаж малому бизнесу отделения «Банк Татарстан» ПАО «Сбербанк РФ» Ирек Садыков. По его словам, в первом полугодии и количество кредитов, и их объем выросли примерно вдвое. В январе — июне 2017 года банк выдал 800 кредитов МСБ на 2,9 млрд рублей, годом раньше — только 390 кредитов на 1,4 млрд рублей.

«Залог перестал быть ключевой составляющей»

Сегодня поддержка малого бизнеса и увеличение объема данного сегмента в экономике — один из стратегических приоритетов госполитики. Так, к 2030 году планируется «удвоение» доли малых и средних компаний в ВВП до 40%. Очевидно, что один из ключевых инструментов для развития и поддержки МСБ — это доступное финансирование. И банки готовы снижать ставки, предлагать новые продукты. Так, Наталия Фадеева уверена, что рост кредитования МСБ объясняется активной позицией «Ак Барс» Банка, его новыми продуктами с более привлекательной ставкой.

«Мы меняем свои продукты, и у клиентов появляется интерес. На 2017 год мы поставили амбициозную задачу по кредитованию малого бизнеса — это удвоение объемов 2016 года», — заявляет Екатерина Миначева.

Причем новые продукты банков предусматривают не только снижение процентной ставки по кредиту, но и беззалоговое кредитование.

«Залог перестал быть ключевой составляющей, — утверждает Наталия Фадеева. — Этот тренд явно принимается всеми банками. Мы не от залогов нынче пляшем, а от текущих позиций и намерений бизнеса. Смотрим, сколько он работает на рынке, оцениваем наличие опыта, заключаемые контракты, перспективы».

«Заявку каждого предпринимателя мы рассматриваем индивидуально. И готовы предложить в том числе кредит без залога, но должны быть уверены, что предприятие стабильно, демонстрирует высокий уровень легальности бизнеса, у собственников есть положительный бизнес-опыт, — говорит управляющий оперофиса «Казанский» ПАО КБ «УБРиР» Марат Хасиятуллин.

Марат Хасиятуллин: «Заявку каждого предпринимателя мы рассматриваем индивидуально. И готовы предложить в том числе кредит без залога, но должны быть уверены, что предприятие стабильно, демонстрирует высокий уровень легальности бизнеса, у собственников есть положительный бизнес-опыт»

«Есть открытые источники, по которым можно понять с 80-процентной вероятностью, будет клиент в дефолте в ближайшие три—пять лет или нет», — делится методами оценки клиентов Ирек Садыков.

В Сбербанке сейчас действует новая программа «Смарт-кредиты». Если клиент постоянно пользуется услугами Сбербанка и у него нет разрывов, то банк дает ему предодобренный кредит. Пока в Татарстане банк выбрал 1,6 тыс. заемщиков, кому готов дать кредит на условиях предварительного одобрения, 130 сделок уже заключено

У Сбербанка продолжает работать и «кредитная фабрика» — это кредиты без обеспечения до 3 млн рублей на 3 года по ставке 18,5% годовых. В I квартале выдали порядка 170 таких беззалоговых кредитов, во втором — 334.

У «Альфа-Банка», рассказывает Екатерина Миначева, есть кредит «Партнер» на любые бизнес-цели, без залога, на сумму до 6 млн рублей. Эта сумма сопоставима с ипотечным кредитом. Но в потребительском кредитовании она не выдается без залога. Если брать такую сумму по ипотеке, то это и другие сроки, и другие затраты на оценку, регистрацию и обременение имущества.

Что касается овердрафта, у банка имеется продукт «экспресс-овердрафт». Банк сам считает оборот клиента и делает предодобренное предложение на сумму, которая с оборотами компании будет необременительной, но позволит с легкостью закрывать «кассовые разрывы» — небольшие промежутки времени, когда деньги нужны для текущей деятельности, но их нет. В июне банк сделал предложение 441 клиенту.

Малый бизнес опасается

Но, несмотря на то, что банки смягчают условия кредитования, некоторые банкиры не замечают очереди за кредитами. Об этом говорит заместитель директора операционного офиса «Территориальный офис Казанский» Приволжского филиала ПАО «Росбанк» Наиля Хакимова.

Казалось бы, что может быть слаще — взять кредит под 9,6% по программе Корпорации МСП.

Отсутствие очереди на получение льготных кредитов она объясняет тем, что от заемщиков в этом случае требуют абсолютной прозрачности, к чему готовы далеко не все.

Заместитель председателя правления ООО КБЭР «Банк Казани» Эдуард Зарипов подчеркивает, что у Корпорации МСП понятие «малый бизнес» очень отличается от того, что в Татарстане называется малым бизнесом. Для МСП это бизнес с выручкой 1 млрд рублей в год. Поэтому не все предприниматели из Татарстана проходят в эту программу по этому параметру.

Наталия Фадеева назвала еще один источник кредитования, который «оттягивает» часть банковских клиентов.

Есть такой тренд — появились альтернативные источники финансирования типа краудфандинга и заимствования на площадках соцсетей.

Марат Хасиятуллин констатирует, что, несмотря на восстановление спроса на кредиты со стороны среднего бизнеса, по финансированию малого бизнеса «пока мы не вышли на докризисный уровень». И заявки в основном касаются пополнения оборотных средств, при этом практически нет спроса на инвестиционное кредитование. Предприниматели опасаются дальнейшего будущего.

С другой стороны, «малый бизнес первым приспосабливается к текущей ситуации, и до конца года мы ждем оживления кредитования в этом сегменте», — прогнозирует управляющий казанского филиала УБРиР.

«Это здравомыслящие люди с реальными желаниями и взвешенными возможностями»

Кризис сделал малый бизнес осторожнее и осмотрительнее, сходятся во мнении представители банков. Предприниматели более тщательно оценивают свои возможности, бизнес-идеи и стараются соблюдать кредитную дисциплину.

«Сами предприниматели стали потрезвее смотреть, оценивать свои возможности. Сейчас и кредитная история стала общественным достоянием. Таких безбашенных, которым лишь бы взять, а там «война план покажет», уже с рынка, в общем-то, вымело. Поэтому и просрочка стала снижаться», — делится впечатлениями Эдуард Зарипов.

«Нынешний уровень бизнеса — более зрелые, осведомленные люди. Кризис отрезвил, и предприниматели четко взвешивают свои бизнес-идеи, — отмечает Наталия Фадеева. — Это здравомыслящие люди с реальными желаниями и взвешенными возможностями».

Фото Олега Тихонова
На правах рекламы

Новости партнеров