Red Bull Аir Race в Казани: дебют в России без российских участников, но с шоу на спортивных самолетах
Журналистам раскрыли подробности первой в России «воздушной «Формулы-1»
Подробнее о Red Bull Аir Race журналистам сегодня рассказывали под гул взлетающих скоростных самолетов на Kazan Ring. Пока иностранные пилоты разминались перед предстоящими соревнованиями в центре Казани, журналист «Реального времени» узнал, может ли ветер кардинально изменить маршрут трассы и почему гонки можно сравнить с конькобежным спортом.
Казань как первая площадка в России
В субботу в Казани начнется гонка «воздушной «Формулы-1», которая состоится в центре города. Посмотреть на то, как самолеты виртуозно выделывают па, можно будет с набережной Казанки 22 и 23 июля. Профессиональные пилоты, для которых участие в чемпионате Red Bull Аir Race является очередным этапом их карьеры, будут на скорость проходить трассу, размеченную между 20-метровыми «воздушными воротами» на Казанке. В России соревнования проходят впервые — организаторы не могли найти подходящей площадки для воздушных гонок. Ранее их пытались провести в 2006 году в Санкт-Петербурге, но тогда эта затея успехом не увенчалась. Двукратный чемпион мира и единожды Европы по высшему пилотажу, участник Red Bull Аir Race с 2007-го по 2010 год, а теперь член жюри гонки, действующий пилот Сергей Рахманин рассказал, что вариант со столицей Татарстана был предложен еще более 10 лет назад, однако идея была реализована только в этом году. Причем местные амбициозные чиновники уже успели заявить, что город планирует принять авиагонки и в 2018—2019 годах.
Журналистам подробнее о гонке рассказывали на импровизированном аэродроме, откуда с периодичностью в несколько минут самолеты с гудящим звуком улетали бороздить небо и совершать кульбиты среди облаков в рамках тестовых полетов. Подходящим местом для крылатых спортивных машин организаторы посчитали Kazan Ring — оттуда они будут долетать до казанской трассы и туда же будут возвращаться после гонки. Для самолетов там специально были установлены ангары. Именно благодаря этой площадке и стало возможным проведение чемпионата в России — решающим фактором в выборе места стала близость автодрома к городу и удобная площадка для взлета-посадки.
Red Bull Аir Race впервые прошел в 2003 году, но история чемпионата насчитывает отнюдь не 14 лет — с 2010-го по 2014 год был сделан перерыв, после которого гонки возобновились. За это время самолеты избороздили практически весь мир — только в этом году этапы чемпионата уже прошли в Абу-Даби (ОАЭ), Сан-Диего (США), Тибе (Япония) и Будапеште (Венгрия). Впереди после Казани — Порту (Португалия), Лаузицринг (Германия) и Индианаполис (США).
Сила ветра и перегрузка как ориентир
Организаторы признаются, что за всю историю гонок у них не случилось ни одного ЧП, правда, ситуации на грани были — один раз пилот оказался в кризисной ситуации, но смог с ней справиться. «Это необычное зрелище, во-первых, самолеты летают на достаточно больших скоростях. Но, как показывает практика в более 10 лет, это достаточно безопасное зрелище», — успокаивает пилот Сергей Рахманин.
Red Bull Аir Race не зря сравнивают с «Формулой-1» — обе гонки являются соревнованиями в высшей категории. Правда, если автогонки проходят на одних и тех же трассах, то на авиагонках даже в одном и том же месте постоянно вносятся изменения в трассу. Во многом это зависит от того, что в воздухе приходится считаться с силой и направлением ветра. «Ветер вносит очень большие коррективы — и направление, и сила ветра. Он может поменять трек до неузнаваемости. Сегодня пилот может летать, а завтра ветер изменится — и будет очень сложно летать».
Продолжая отвечать на вопрос «Реального времени», пилот рассказал, что, помимо ветра, полет зависит от двух параметров — нижнего края облачности и видимости.
Кроме того, раньше пилоты летали в специальных костюмах из-за перегрузок в воздухе, сейчас — без. По словам Рахманина, костюмы повышали переносимость на две единицы, но после того, как на треке ввели ограничение скорости и убрали некоторые маневры, — таких нагрузок попросту не должно быть.
В Казани пилоты впервые выйдут тренироваться на трассу только завтра, за день до начала соревнований. При этом спикер отмечает, что, например, тренировки на тренажерах реального полета заменить попросту не могут.
— Как пилот, я могу сказать, что в гонке, как и в высшем пилотаже, очень много информации идет извне. Не только от зрения, но и от перегрузок. По перегрузке вы примерно можете понять ту траекторию, на которую вы выходите. Когда вы смотрите на экран — этого нет. Там ощущаешь себя так, будто тебе отрезали половину органов чувств, — непонятно, что происходит на картинке, — отметил Рахманин.
Без России, но с первой женщиной-пилотом
Соревнования проходят в двух категориях — с 2014 года к Masters присоединилась категория Challenger, в которой выступают претенденты на дальнейшее попадание в так называемую Высшую лигу. В этом году за Кубок Challenger снова поборется первая женщина-пилот в истории Red Bull Аir Race — 35-летняя Мелани Астелс из Франции, в прошлом году на этапе в Индианаполисе она смогла завоевать серебро. В категории начинающих пилоты летают на двухместных самолетах, а мастера — уже на одноместных, более быстрых. Базовая модель самолета, которую нужно еще дорабатывать, обходится в более чем 300 тысяч долларов. Эти модели выпускают серийно, но только по предоплате, поэтому можно сказать, что гоночные самолеты делают практически на заказ.
Всего 22 и 23 июля в Казани в воздух поднимутся 23 пилота — 14 из них поборются за победу в классе Masters и 9 — в классе Challenger. Кстати, Россию на этих гонках, к сожалению, представлять никто не будет. На вопрос одного из журналистов о том, когда стоит ждать отечественных пилотов на Red Bull Аir Race, Сергей Рахманин, уже участвовавший в этих гонках, пошутил: «Вы хотите, чтобы я вернулся?» И тут же заметил, что этот вопрос — не к нему, а к организаторам. К слову, чтобы попасть в число участников гонки, нужно пройти тщательный отбор. Да и в самих соревнованиях правила достаточно жесткие — часто бывают случаи, когда пилотов дисквалифицируют. Жюри следит за тем, чтобы самолеты по правилам входили в «воздушные ворота», не отклонялись от трека, не превышали скорость на входе.
По словам Рахманина, несмотря на то, что и здесь пилоты совершают в воздухе различные сложные маневры, эти гонки очень сильно отличаются от высшего пилотажа. «Это абсолютно разные вещи. По аналогии с фигуристами и с теми, кто бегает на коньках. Разные цели — здесь быстрее, а там — красивее».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.