Аттила: «Божья кара» для одних и «славный герой» для других

Украинский исследователь о том, как закончилась яркая история «малорослого, но отважного мужчины», наводившего ужас на всю Европу

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует третью, заключительную часть заметок украинского историка о кочевых гуннских племенах в Европе.

Восход Европы

Виктор Тоненский под 453 годом сообщал о смерти Аттилы. Указывалось, что борьба его сыновей за власть ослабила гуннов. Исидор Севильский сообщал, что гуннов остановили готы. Он говорил, что правитель вестготов Теодорид вместе с Аэцием воевал в битве на Каталаунских полях против гуннов, которые опустошали Галлию, грабя в ней города. Гунны были вырезаны готами почти до полного истребления и со своим королем Аттилой бежали в Италию, где осадили некоторые города. Их поразили голод и кара небесная. Император ромеев Маркиан послал против гуннов войско и поразил их стремительной атакой. Серьезно ослабленные гунны вернулись в свои земли. Вскоре Аттила умер, и сразу после этого его сыновья начали борьбу за наследство, уничтожая друг друга своими же мечами. Так гунны постепенно исчезли.

Похожими словами эти события описал Йордан. Он говорил, что гунны ослабли из-за своих усобиц. Распоряжаясь землями бывших сподвижников отца (в частности, правителя гепидов Ардариха), гунны привели свое государство к упадку. Ардарих восстал против них, его поддержали свевы, руги, герулы, аланы. В битве при реке Недао гунны были разбиты, там же погиб сын Аттилы, которого отец хотел сделать своим наследником. Сообщалось, что в битве погибло около 30 тысяч гуннов (это, естественно, преувеличение). Гунны были прогнаны к берегам моря. Однако Йордан далее сообщает, что гепиды овладели землями в Дакии, а остготы — в Паннонии. Сарматы и часть гуннов были поселены ромеями как федераты у Кастра Марис в Иллирике. Аланы, скиры, садагарии были поселены в Малой Скифии (Добрудже) и Нижней Мезии. Сообщалось, что Эрнак поселился в Малой Скифии, а его родственники Емнецур и Улциндур поселили своих людей в Утусе, Искусе, Алмусе в прибрежной Дакии. Много гуннов расселилось в Романии — от них происходили сакромонтисы и фосатисы. Паннонией управляли братья Валамир, Тиудимир и Видимир из остготской династии Амалов. Они разбили гуннов, которые хотели восстановить свою власть над остготами. Денгизих во главе племен ултинзуров, ангискиров, битугуров и бардоров вторгся в Нижнюю Паннонию. Германскими союзниками гуннов были ангискиры, скиры Эдекон и Хунульф и вождь свевов Хунимунд. На стороне гуннов выступили также сарматы Беука и Бабай. Гунны были разбиты остготами сначала у города Басианы, а потом на реке Болия. После этих поражений свевы перестали зависеть от гуннов, а сарматы были разбиты ромеями. С того времени остготы начали расширять свои владения на Македонию и Фракию. Теодорих Страбон был реальной угрозой для ромеев. Гуннов же после поражения на Болии Йордан не упоминает как реальную силу.

Сведения латинских источников хорошо дополняет греческий хронист Приск Панийский. Следующая волна переселенцев, которая была представлена огурскими племенами, открыла славянам путь к Дунаю. Под 463 годом Приск Панийский сообщал о переселении племен сарагур, огур, оногуров под давлением сабиров. Огурские племена вторглись в земли акациров. Под 466 годом сообщалось, что сарагуры вместе с акацирами вторглись в земли персов через земли Иберии и Армении, вероятно пройдя один из перевалов через Кавказ. В таком случае, аланы оказали им помощь. Под тем же годом говорилось, что вождь гуннов Денгизих поднял оружие против ромеев. Учитывая территорию расселения гуннских племен альциагиров и ултинзуров, они также были сокрушены огурами. По сведениям Приска Панийского, в 467 году остготы перебили находящихся у них гуннов, которыми руководил Хелхал. Землей, в которой происходили эти события, вероятно была Паннония или Мезия. Сын Аттилы Денгизих просил территории для поселения и, не получив ответа, вторгся в владения ромеев. Комес Марцеллин сообщал о набеге «Денцига», сына Аттилы, под 469 годом.

А. Комар локализировал царских гуннов в районе Карпатской котловины. С их памятниками похожи курганы «с усами» на днепровском левобережье и в волго-донских степях. Украинский исследователь связывает их с гуннами Эрнака, мигрировавшими на восток после понесенных от готов поражений. Вероятно, после поражений Эллака и Денгизиха гунны были покорены огурами. К. Домбровский отмечал, что, вероятно, было две орды — Эрнака и Денгизиха. Польский историк отмечал существование племенных союзов акациров и кидаритов, которых также связывал с гуннами.

Гунны или венгры?

Интересен образ гуннов и Аттилы в исторических сочинениях и эпосах. В латиноязычных источниках этот образ, как правило, демонизировался. Почти повсеместно считалось, что Аттила — это божья кара («бич Божий») и наказание народам за грехи. Отмечалось, что гунны были настолько дики, что пили кровь, раня лошадей.

Однако несколько по-иному оценивают эти события в венгерских источниках, где гуннов было принято считать предками венгров. Гунны локализировались Шимоном Кезаи в Скифии. Сообщалось, что они пришли из района Рифейских гор и Этиля в район Дона. Упоминалось племя алпилдзуров, а также то, что гунны жили около реки Тисы. Отмечалось, что ими правил король Этель, говорилось о Каталаунской битве. Гуннам приписывалось покорение данов, норвежцев, пруссов, литовцев, фризов. Указывалось, что они вторглись в Италию. Были взяты Форум Юлия (Фриули), Таврисий (Тревизо), Бриксиа (Брешиа), Падуя, Кремона, Верона, Мантуя, Медиолан (Милан), Феррара. Жители Аквилеи бежали на острова и таким образом основали Венецию. Была запечатлена встреча Этеля с римским папой Львом. Потомком Аттилы назывался Чаба. Отмечалось, что он вторгся в Грецию и был разбит ромеями. Оставшиеся гунны переселились назад в Скифию и стали предками венгров. Если сопоставить данные Шимона Кезаи со сведениями Приска Панийского, Йордана и Комеса Марцеллина, то мифического Чабу возможно сопоставить с реальным Денгизихом. В хронике Ардарих ошибочно назван правителем готов, а Теодориху Великому (Веронскому) приписывалась борьба с гуннами.

Отождествление венгров с гуннами встречалось и в Венской Иллюстрированной хронике, где говорилось об избрании королем Аттилы. Отмечалось, что владения гуннов простирались от Тисы до Дона и что поселение Сикамбрия получила название Буда. Алпилдзуров хронист сопоставлял с пруссами. Сообщалось, что Аттила опустошил многие города в Галлии. У Шимона Кезаи заимствованы данные о взятии гуннами ряда городов в Италии и встрече с папой римским. От себя автор прибавил фантастическую деталь об опустошении Апулии. Чаба был назван отцом Эда и Эдемена, которые во главе своего народа вернулись в Скифию из Паннонии. Это было обусловлено поражением Чабы от германцев. Этим сведениям практически идентичны данные Дубницкой хроники.

Янош Туроци сообщал, что в своем повествовании о гуннах ссылается на Йордана, и отмечал, что гунны — это иное название венгров, а акациры — иное название гелонов. Сообщалась легенда об олене, приведшем гуннов через Меотидское болото в Европу из азиатской Скифии. Вождями гуннов названы Хунор и Магор, которые никогда не существовали. Имена других правителей гуннов сознательно были сделаны венгерскими. Отмечалось, что древними алпидзурами были русины. Венгерский хронист, ссылаясь на древность и фальсифицируя ее, создавал национальный миф о тождестве гуннов и венгров. Как и в Венской Иллюстрированной хронике, говорилось о том, что Аттилу (или, как его называют венгры, Этеля) выбрали правителем гуннов. Отмечались победы над ромеями на Балканах. Среди подвластных правителей были названы гот Валамер, гепид Ардарих, маркоманы, квады, свевы, герулы, тюринги. Говорилось о походах в Галлию и Италию, битве на Каталаунских полях, опустошении Аквилеи, а также о происхождении от аквилейцев венецианцев и о встрече с папой римским. Сообщалось о смерти Аттилы. Отмечалось, что город Аттилы — это древний Сикамбрий, а в Венгрии он называется Будой. Сказано, что после Аттилы правил Чаба, отмечена борьба между потомками Аттилы. Необходимо сказать, что Янош Туроци писал о восстании Ардариха против гуннской власти и вторжении Чабы в Грецию. После гибели Чабы часть гуннов мигрировала на восток, а те гунны, которые остались, по мнению Яноша Туроци стали предками секеев.

В венгерских хрониках всячески подчеркивалась преемственность между гуннами и венграми, которой реально не было. Популярным героем венгерских хроник был Аттила, которого венгры считали одним из своих правителей. Это было характерно для венгров еще до появления у них историографии. Латиноязычный хронист Поп Дуклянин говорил о вожде венгров Аттиле.

Естественно, Аттила не был венгерским правителем или вождем венгерских племен. Однако важно отметить, что сами венгры относили себя к туранскому миру и что на наследство гуннов претендовали и дунайские булгары. В именнике булгарских ханов названы Автихол (Аттила) и Ирник (Эрнак). Для венгров и болгар Аттила был славным героем, и от него они выводили происхождение правящих династий.

Разные народы смотрят по-разному

Что касается взаимоотношений германцев с гуннами, то о них писали в сборнике древнеисландских песен «Старшая Эдда». В нем Атли персонифицирует собой всех гуннских правителей. По сюжету поэмы он желал выведать, где золото асов. Гуннар и Хёгни были погублены Атли, который заманил их к себе. За них отомстила Гудрун, убившая своих сыновей от Атли — Эйтиля и Эрпа. Она накормила его мясом сыновей и сказала ему об этом после приема пищи. Атли не противился Гудрун, когда она его убивала.

Атли был выбран как муж Гудрун ее матерью Гримхильдой, которая называла его самым славным из правителей. Атли обещал одарить Гудрун золотом и подарить ей гуннских девушек, ткущих золотом. В Песни о Нибелунгах Кримхильда, мечтая отомстить Хагену за Зигфрида, стала женой язычника правителя гуннов Этцеля. Местом свадьбы была Вена. От брака с Этцелем у нее был сын Ортлиб. Брат Этцеля Бледель нападает на людей бургундского короля Гюнтера, однако погибает от руки Данкварта. Однако потом гунны перебивают бургундов. От руки бургундов погибает и Ортлиб. Этцель рвался в бой, однако Кримхильда его отговаривала.

Этцель рассматривался как завидный жених. Говорилось, что в его свите самые славные воины и что от Эльбы и до моря нет его сильней, а от Роны до Рейна — славней. Этцель был учтив и щедр без меры. Он вознаграждал и язычников, и христиан за службу. Его сокровища и владения велики. Однако в Песне о Нибелунгах он как бы на заднем плане. В англо-саксонском эпосе «Видсид» отмечено, что Этла правит гуннами. В Песне о Хлёде упомянут гуннский вождь Хлёде, который охарактеризован как могущественный правитель.

В общем, негативный образ Аттилы был сформулирован в германской эпической традиции, которая, однако, не умаляла величественного образа этого правителя. Образ же Аттилы как кары Божьей был сформирован римской латиноязычной традицией. У славян он не сохранился вовсе. В славянском эпосе, записанном Нестором, образ гуннов вытеснен обрами, то есть аварами. Также упоминались какие-то белые угры, которых, вероятно, можно отождествить с сарагурами. В скандинавских сагах степи Восточной Европы получили название Гуналанд.

И это все о нем

В отличие от эпосов, хронисты запечатлели более реальный образ Аттилы. Приск Панийский, побывавший в лагере гуннов, охарактеризовал его как великого правителя. Йордан пересказывал легенду о мече Арея (Марсов меч), которым пользовались давние скифские цари и вокруг которого строился культ личности Аттилы. Сообщалось, что гуннский пастух нашел меч, когда о него порезался скот, и гуннский вождь им воспользовался. Отмечалось, что перед боем на Каталаунских полях Аттила произнес вдохновенную речь перед своим войском (правда, стилистика и детали речи выдают, что она была вложена в его уста самим Йорданом).

Йордан характеризовал Аттилу как мужчину, рожденного на свет для потрясения народов, для ужаса всех стран, который неведомо по какому жребию наводил на всех трепет. У него была гордая поступь, своими движениями он демонстрировал могущество. Он любил воевать, был здравомыслящим человеком, доступен просящим и милостив к тем, кто ему доверился. Отмечалось, что он был малоросл, но отважен.

Приск Панийский сделал, пожалуй, наиболее яркое описание Аттилы. В одежде он предпочитал простоту, а когда посол ромеев Вигила пытался хитрить, заявляя, что нет гуннских беглецов во владениях ромеев, возмутился и начал его запугивать, грозя посадить на кол. Когда же тот прибыл со вторым посольством и с поручением от Хрисафия убить Аттилу, гуннский правитель угрожал смертью его сыну и вынудил его сознаться. Потом его послами были публично унижены Хрисафий и Феодосий. Тем не оставалось иного, как платить дань и выдать беглецов, а также уступить земли у Дуная и выдать за Аттилу аристократку.

При дворе Аттилы находились люди разного происхождения. Так, например, Онигисий был греком, Эдекон и Скотта — германцами, Орест, Промут и Ромул — римлянами. Аттила предстает перед нами как искусный политик. Через Ромула он запугивал ромеев, что легко покорит Эраншахр Сасанидов. Сообщалось, что он без труда покорит мидян, персов и парфян. Вождь гуннов при нескольких контактах с ромеями ставил перед ними выбор — либо дань, либо война.

В Паннонии для Аттилы был построен дом из деревянных срубов. Послы принимались на пиру с прописанным церемониалом приема вина и еды. Аттила организовывал свой двор не хуже самых могущественных германских королей. При этом он всячески подчеркивал им, что выше не только германцев, но и римлян с ромеями.

Готский историк напрямую не связывал гибель Аттилы с Ильдико (последняя из его жен), однако высказывал удовлетворение, что столь опасный враг умер. Сюжет с убийством Аттилы его женой впервые появился у Комеса Марцеллина, который датировал это событие 454 годом и передавал также как слух, что Аттила захлебнулся кровью во сне.

По легенде, записанной Йорданом, гунны похоронили Аттилу в трех гробах — железном, серебряном и золотом. Вероятно, это не более чем легенда. Естественно, с ним должны были положить часть его сокровищ из серебра и золота, оружие и доспехи из железа.

Место погребения Аттилы остается неизвестным — гунны уничтожили людей, создавших его курган.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Этнос гуннов сформировался в Центральной Азии. Вторжению в Европу предшествовала сарматизация гуннов и перенимание ими ряда местных традиций. В Восточной Европе они появились в IV веке. Сведения о гуннах II века в сочинениях Клавдия Птолемея и Дионисия Периегета были записаны со слухов и являются недостоверными. Появление гуннов в Паннонии как федератов можно датировать концом IV века. Реальными господами края они стали в первой половине V века.

При Руе и Аттиле основная масса гуннов жила в Алфёльде, причерноморские степи были заняты акацирами, а предкавказские степи — огурскими племенами. Временем наибольшего могущества гуннов было время правления Аттилы, а началом конца — период 50—60-х годов V века. Славяне были союзниками гуннов, поэтому негативный образ гуннов у них не сформировался. Сформировался он в германском эпосе, впрочем, там отображено и величие гуннов. Во второй половине VI века гунны сохранились на границах Византии в качестве федератов. Последнее достоверное упоминание о них датировано началом VI века.

Ярослав Пилипчук
Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

Новости партнеров