Водитель «огненного рейса»: «Все произошло в 5 секунд. Я каюсь, могу поклониться перед всеми родственниками»

В Казани из больницы в СИЗО отправили 56-летнего подозреваемого в смерти 14 пассажиров водителя автобуса «Самара — Ижевск»

Водитель «огненного рейса»: «Все произошло в 5 секунд. Я каюсь, могу поклониться перед всеми родственниками»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Тройная адвокатская защита и предложение залога в 3 млн рублей от компании-перевозчика не спасли от посадки Александра Ижмукова. Казанский суд санкционировал арест водителя сгоревшего вместе с людьми автобуса. Как подозреваемый каялся, чуть не плача, а его близкие убеждали следователя и журналистов в его невиновности — репортаж «Реального времени».

Усиленный конвой и не верящие следствию родственники

На суд 56-летнего Александра Ижмукова привезли прямо из РКБ с документами о выписке и справкой об удовлетворительном состоянии здоровья. На руке — повязка. Других видимых следов повреждения под одеждой не видно. На протяжении процесса водитель держался за грудь и живот, но ни на что не жаловался.

Заседание по ходатайству следователя об аресте сопровождалось практически беспрецедентными для Приволжского райсуда Казани мерами безопасности. Для соблюдения порядка в зале дежурили семь приставов и полицейских конвоиров. Причем шесть из них охраняли «клетку» с подозреваемым, похоже, опасаясь попыток причинить ему вред. Перед допуском публики они провели тщательный осмотр, заглянули даже под лавки в зале.

На заседание из Самары приехали родственники подозреваемого. Они уверены: Ижмуков не виноват. «Он 30 лет ездит по этому маршруту, 9 лет на этом автобусе, он там каждую кочку и выбоину знает!» — рассказал «Реальному времени» Михаил Ижмуков, брат подозреваемого. Гражданская супруга водителя Любовь Григорьева уверяет, что к моменту ДТП Александр находился за рулем не больше двух часов. И ссылается, что по телефону он говорил, что будет меняться в 22.30, после заезда на перекус в кафе. «Я говорю: «Ты отдохнул?» Он: «Да, я хорошо отдохнул — прямо отключился и поспал», — рассказывает Григорьева. «Отец невиновен… Просто не до конца все расследовано, и со стороны водителя «КАМАЗа» что-то есть», — сделал вывод уже после заседания сын подозреваемого Евгений Ижмуков.

Видеорегистратор сгорел

АО «Евразийская корпорация автовокзалов» помогла своему сотруднику хорошей характеристикой, ходатайством о его освобождении под залог в 3 млн рублей и адвокатами из Заинска, Москвы и Ижевска. Как выяснило «Реальное время», минимум два защитника Ижмукова параллельно заняты в уголовном деле гендиректора «ЕКА» Оксаны Никитиной, которое расследует Следком по РТ.

Перед началом заседания адвокат Иршат Низамов и Роман Майданчук рассказали «Реальному времени», что механизм столкновения автобуса «Неоплан» с неисправным грузовым «МАНом», находившемся на буксире у «КАМАЗа», пока не определен. Напомним, на данный момент существуют две главные версии трагедии. Первая — водитель автобуса был так утомлен, что не заметил препятствие и въехал в грузовик. Вторая — у неисправного грузовика в ночи не горели габаритные огни. Родственники Ижмукова обращают внимание, что в момент столкновения оба грузовика частично находились на обочине, то есть водитель буксира мог совершать какой-то маневр.

Подтвердить или опровергнуть любую из версий могла бы запись видеонаблюдения. Но пока о ее существовании следствие не сообщало. «Знаем, что найден обгоревший остов видеорегистратора — на автобусе их было два. Но этот носитель информации уничтожен, так как была высокая температура», — говорит адвокат Низамов. Его коллега добавляет, что следователи допросили Ижмукова в первый же день, прямо в реанимации, несмотря на категорические возражения медиков.

Врачи дали «добро» на СИЗО, поставив 8 условий

Ходатайство Следственного департамента МВД России об аресте Ижмукова до 2 сентября в суде поддерживал следователь ГСУ МВД по РТ Раниф Сафиуллин. Он объяснил, что причастность водителя автобуса к совершению преступления подтверждается показаниями свидетелей, и у следствия есть основания полагать, что на свободе он может оказать помехи следствию. Какие действия Ижмукова привели к трагедии, следователь не сказал. Отказался он говорить и о показаниях свидетелей, сославшись на тайну следствия. Но просил суд приобщить справку из ожогового отделения РКБ, что Ижмуков может содержаться в условиях СИЗО.

Представитель прокуратуры РТ Руслан Мубаракшин просил суд арестовать подозреваемого. Адвокаты возражали, мол, преступление не относится к категории тяжких, и на сегодняшний день у следствия отсутствуют основания для предъявления обвинения Ижмукову. «Мой доверитель после ДТП пытался скрыться?» — спросил у следователя Роман Майданчук. «Нет, он, более того, троих людей вытащил из салона… Четверых», — не стал отрицать представитель МВД. «Пытался ли он склонить пассажиров, чтобы давали ложные показания?» — напирал защитник. «После ДТП все пассажиры были госпитализированы. У него такой возможности не было», — парировал следователь. Далее московский адвокат заявил, что раз преступление совершено в районе Заинска, а задержание Ижмукова произведено в Челнах, то рассматривать ходатайство о его аресте Приволжский райсуд Казани просто не вправе.

В свою очередь адвокат Низамов поинтересовался, допрошен ли следствием в ранге подозреваемого второй водитель автобуса, Геннадий Качкин. Следователь заявил, что процессуальный статус второго водителя ему неизвестен, по делу работают много сотрудников, но из-под стражи тот освобожден и теперь «ничто не препятствует его контакту с Ижмуковым».

«Мой подзащитный до этого случая 35 лет водил транспорт на данном предприятии и замечаний не было. К административной ответственности он не привлекался», — заявил самарский адвокат Александр Ваулин. Ну а его московский коллега Майданчук обратил внимание суда, что врачи РКБ заявили о возможности содержания Ижмукова под стражей при соблюдении аж 8 условий. Среди них — наблюдение у хирурга и ЛОРа (в связи с ожогами дыхательных путей) и прием прописанных лекарств. Лекарства следствие попросило приобрести родных фигуранта, очевидно, не полагаясь на медобеспечение ФСИН. «Следователь не представил нам доказательств, что все эти условия в СИЗО будут соблюдены!» — заявил Майданчук.

Подозреваемый раскаялся

Сам Александр Ижмуков о своем освобождении суд просить не стал. Дрожащим голосом, чуть не плача, он сказал, что скрываться не собирается. «Вот здесь есть родственники погибших. Я каюсь… То, что произошло неожиданно в 5 секунд. 35 лет вожу автобусы и за границу, и везде езжу, впервые такое. Что я мог, на месте я сделал. Каюсь, могу поклониться перед всеми родственниками, извиниться. Это страшная трагедия...»

После выступления адвокатов казалось, что аргументы следствия разбиты в пух и прах. Но сторонним наблюдателям было понятно — за гибель 14 человек кто-то должен ответить. Неожиданным казалось и стремительное выздоровление подозреваемого, лишь два дня назад переведенного из реанимации в палату ожогового отделения. Вердикт суда — арест — адвокаты подозреваемого намерены оспорить.

Цветы и молитвы

Тем временем эксперты МВД Татарстана завершили проведение геномных экспертиз по установлению личностей всех погибших. А в бюро судмедэкспертизы завершили выдачу тел родственникам. В больницах Татарстана на лечении остаются 8 человек из числа выживших в той аварии.

На место трагедии в Заинском районе продолжают нести цветы и игрушки. 4 июля прямо на трассе отслужили заупокойную службу в православном храме-автобусе Альметьевской епархии. Напомним, в ночь на 2 июля автобус рейса «Самара — Ижевск» на территории Заинского района РТ врезался в неисправный грузовой «МАН», буксируемый грузовиком «КАМАЗ». От удара оторвалось колесо автобуса, он упал на правый борт, заблокировав пассажирские двери, и загорелся. Погибли 10 взрослых и 4 детей.

Возбуждено два уголовных дела. В нарушении ПДД с тяжкими последствиями подозревают водителя автобуса, а также его сменщика и водителя «КАМАЗа». Дело было возбуждено в ГСУ МВД по РТ, но позже передано в Следственный департамент МВД России. Для работы создана большая следственная группа, в которую вошли 10 сотрудников ГСУ МВД по РТ.

Второе дело в день трагедии возбудил Следком по РТ, усмотрев в действиях перевозчика признаки преступления по ч.3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Напомним, по этой же статье в свое время привлекали директора субарендатора утонувшего вместе с пассажирами теплохода «Булгария». Ну а по делу об «огненном рейсе» в день трагедии была задержана и позже освобождена под обязательство о явке гендиректор АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Оксана Никитина.

Перевозчик настаивает на проверке альтернативной версии

Подозреваемая по делу о ДТП гендиректор АО «Евразийская корпорация автовокзалов» Оксана Никитина официально заявила, что сама заинтересована в установлении виновных в автокатастрофе. Никитина попросила всех «неравнодушных, кому что-либо известно по факту произошедшей беды», предоставить сведения, а также материалы фото- и видеофиксации.

По версии гендиректора «ЕКА», сгоревший автобус «Неоплан» был приобретен в 2008 году на заводе-изготовителе в Германии, имел сертификат на осуществление междугородних и даже международных перевозок и соответствовал всем требованиям в плане безопасности, надежности и комфорта. За автобусом были закреплены «опытнейшие водители Ижмуков А. и Качкин Г.», подчеркнула Никитина, добавив, что оба они перед последним рейсом отдыхали не менее 36 часов, а затем прошли медосмотр у лицензированных медиков.

Гендиректор «ЕКА» подчеркнула, что ей неизвестно, проверяет ли следствие владельцев «КАМАЗа» и неисправного «МАНа», и добавила, что имена владельцев и водителей пока не разглашались. «Нигде не содержится информация, был ли освещен габаритными огнями неисправный грузовик, совершал ли он маневрирование, пытался ли уйти от столкновения», — отметила подозреваемая.

Напомним, ранее представители МВД и Ространснадзора сообщили, что, по предварительным данным, причинами масштабной аварии под Заинском могли стать переутомление водителя автобуса и несоблюдение им скоростного режима. Подтвердить или опровергнуть версии о не включенных габаритах грузовика и переработке водителя теперь могут лишь эксперты, если удастся получить информацию со сгоревших приборов.

Выжившая в концлагере, ученый и дипломированный врач

«Реальное время» публикует список жертв крупнейшей в Татарстане автокатастрофы, с краткими историями тех людей, о которых уже успели рассказать их друзья и родственники.

  • Али Алиев, 67 лет, Ижевск. Декан факультета математики ИЖГТУ им. Калашникова член-корреспонент Российской академии ракет и артиллерийских наук. Возвращался из служебной командировки в Самаре. Был руководителем научной школы ИЖГТУ по ракетным системам и двигателям твердого топлива, создал технологию решения нестационарных задач внутренней баллистики ракетных двигателей твердого топлива, автор более 200 научных трудов и изобретений.
  • Алексей Ващев, 42 года, Ижевск.
  • Татьяна Ведянская, 38 лет, Ижевск
  • Ю. Бушмакина 14 лет, Ижевск.
  • Нина Подгорная, 78 лет, Набережные Челны. На протяжении 50 лет работала тренером спорткомплекса «Олимпийский», учила плавать самых юных воспитанников спортшколы. Со слов коллег, в годы Великой Отечественной войны пережила заключение в немецком концлагере. В Самару ездила вместе с мужем Сергеем Дмитриевичем (сотрудник КАМАЗа) навестить дочь. Погибли оба.
  • Сергей Подгорный, 78 лет.
  • Венера Сейранова, 60 лет, Менделеевск.
  • Марина Галимова, 24 года, Заинск. Выпускница Самарского медуниверситета, мечтала стать реаниматологом, поступить в ординатуру. В течение 5 лет была артисткой вокально-хореографического ансамбля «Мирас», объездила с концертами всю республику. Похоронили 5 июля в Заинске.
  • Людмила Мельникова, 39 лет, Самара. Погибла вместе с сыновьями. Везла их в Кировскую область к бабушке.
  • В. Мельников, 15 лет, Самара.
  • И.Мельников, 1 год и 3 месяца, Самара.
  • Галина Шеховцева, Тольятти.
  • Алла Ермакова, 58 лет, Тольятти.
  • А. Мещерякова, Тольятти.

Новости партнеров